Публичное представление педагогического опыта
учебно-методический материал

Новикова Антонина Юрьевна

Материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_opyta.docx47.42 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ "Пятинская средняя общеобразовательная школа" Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

Новиковой Антонины Юрьевны

«Ученик – это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который нужно зажечь»

Плутарх

          Сейчас  перед  учителями начальных классов остро встает вопрос о том, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Так как же нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

    Многолетняя  практика убедила меня в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться.

        Проблема, над которой я работаю:  «Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования»

 1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

      Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.

   Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
   Определяющим условием своего совершенствования как педагога, считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ.

    Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).

Практическая значимость  заключается в том, чтобы научить  детей самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять их в практической деятельности.

   Концептуальность  (своеобразие и новизна опыта, обоснование  

выдвигаемых принципов и приемов)

   Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс,

от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.

Работа с ресурсами Интернет:

- позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

- дает возможности для профессионального роста учителя;

- открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала;

- позволяет использовать на уроке современные технические средства.

     Большая часть знаний, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученного багажа знаний, в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

     Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей.

    Современному  учителю необходимо  использовать в работе различные технологии обучения для того, чтобы построить свои уроки таким образом, чтобы развить у каждого ученика интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

3. Наличие   теоретической базы опыта

    Опыт основан на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности  мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию  работы по формированию деятельности учащихся, требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать образовательную продукцию по предмету.

    Теоретической базой опыта  стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,           Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Также личностно-ориентированного обучения: И.С. Якиманской,  С.В. Бондаревской  и теории применения инновационных технологий:  Полат Е.С., Селевко Г.К.

   Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.

        К опыту вышеперечисленных педагогов и психологов я часто обращаюсь, изучаю их труды.

    Новизна опыта состоит в усовершенствовании методов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовании системы управления обучением на различных этапах урока.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

      Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.
    Главный заряд трудолюбия ребята получают на уроке. И если мы не заложим в начальной школе прочный фундамент в обучении и воспитании, то никакой учитель среднего и старшего звена, даже самой высокой квалификации, не сможет дать ученику глубокие и прочные знания, воспитать человека высокой нравственности. Поэтому первую ступень мы должны сделать настолько правильной, чтобы невозможно из начальной школы выпустить человека без достойных знаний, без хорошего здоровья.

      Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно.

    Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс обучения, одновременно, исключая вред здоровью детей от мониторов. Важное значение для изучения операций над числами, имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.

   На уроках математики в 1 – 4 классах в качестве тренажёра для отработки универсальных учебных действий я использовала программу «Отработка арифметических способностей». Для более подготовленных учащихся я готовила тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов».

   На уроках чтения  использовала справочные материалы, т. е. энциклопедии, словари. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся. Составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием, например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.

   Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления материала.

   На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Потерянные лова», «Сочини стихотворение», «Листопад», «Узнай растение по описанию», «Зеленые загадки» и многие другие.        

   Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться сетью

Интернет, выбирать нужную информацию, сохранять её, и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций, при подготовке к

урокам, во внеурочной деятельности,  при работе над проектами, в

исследовательской деятельности.

    Вместе с моими бывшими учениками мы создали банк презентаций и видеороликов для проведения уроков, классных часов, родительских собраний.

5. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых). 

     Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной насыщенной, менее утомляемой.

        Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла у большинства учащихся, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети, по результатам анкетирования, посещают школу с охотой.

        Показатель качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты: уровень обученности – 100 %, качество – 80 %. На ступени основного общего образования эти показатели не снижаются: уровень обученности – 100 %, качество - свыше 70 %.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, участие в школьных мероприятиях.

    Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах  в онлайн-олимпиадах на платформе «Учи.ру» в  творческих конкурсах и мероприятиях. Процент охвата участников – до 70%.            

С результатами своей деятельности делюсь с коллегами. Выступаю:  

  1. На педагогических советах школы:

«Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности» 2021 г.

  1. На заседаниях   районного методического объединения  учителей начальной  школы:

«Патриотическое воспитание через изучение истории родного края», 2021 г.

«Организация эффективной контрольно - оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС», 2022 г.

  1. На заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов:

«Портфолио ученика начальной школы», 2022 г.

4. Выступала  на Республиканском интерактивном семинаре по теме «Межличностные отношения младших школьников с физическими недостатками» 2022 г.

Провожу открытые уроки.

Разместила на сайте:

Рабочую программу для 1 класса по УМК «Школа России»  по  окружающему миру

Технологическую карту урока  окружающего мира «Что общего у разных растений»

Разработку сценария внеклассного мероприятия к 9 мая «Женское лицо войны»

Исследовательскую  работу в форме презентации «Мой прадедушка – герой», выполненную ученицей 3 класса.

Итоги   мониторинга, проходившего в апреле 2022 года

Предмет

Уровень обученности

% качества

Средний бал

Окружающий мир

100 %

99 %

4,6 %

Технология

100 %

99 %

4,8 %

ИЗО

100 %

100 %

4,5 %

    Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей.    Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в отметках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями. 

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

   Современных  образовательных технологий в настоящее время большое разнообразие. Проблема выбора необходимого метода и приёма технологий  возникала  перед учителем всегда. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Роль учителя на уроке — в основном координирующая. Очень большая подготовительная работа должна быть проведена перед подготовкой к уроку, требующая достаточно большого количества времени, чтобы получить хороший результат.

    Применение отдельных приемов не дает результатов, т.к. учащиеся имеют разный темп овладения учебным материалом и способностью самостоятельно усваивать знания и умения. Поэтому некоторые приёмы   необходимо использовать в системе.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

   Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов; учителями – предметниками, принимающими пятый класс, с целью преемственности в образовании.

  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах. Большей активности хотелось бы проявлять на республиканском уровне, а не только выступая со своим опытом на заседаниях школьного методического объединения и районных семинарах учителей начальных классов. С целью повышения педагогического мастерства и распространения  собственного педагогического опыта создала свой мини-сайт на портале «Социальная сеть работников образования nsportal.ru, личный сайт на https://proshkolu.ru/user/angela1997/ 

   С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта и с разработками проведенных мероприятий и уроков можно познакомиться на сайтах: https://stranatalantov.com/publications/?publication|user_id=39136&limit=10,  а также   моём мини-сайте  https://nsportal.ru/novikova-antonina-yurevna , а также на сайте школы https://shkolapyatinskayasadovskij-r13.gosweb.gosuslugi.ru

   Я буду рада, если мой опыт будет полезен для работы учителям начальной школы.