Буклет «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Угорец Елена Львовна

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_pri_dtsp.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

Информационный

Буклет

«Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»

Подготовила:

Учитель-дефектолог, логопед:

Е.Л. Угорец

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

  • выведение языка из ротовой полости вперед;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твердому небу;
  • легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приемом);
  • собирание губ в трубочку - «хоботок» (движение производится к средней линии);
  • растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  • создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА

  • закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
  • нахмуривание бровей;
  • поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
  • надувание щек;
  • проглатывание слюны;
  • открывание и закрывание рта;
  • жевательные движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • вытягивание губ вперед трубочкой;
  • растягивание их в стороны;
  • чередование движений «хоботок — оскал»;
  • смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
  • размыкание губ при закрытом и открытом рте;
  • мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
  • вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
  • целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
  • поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  • выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),
  • перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),
  • удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
  • выдвигание языка вперед;
  • втягивание языка назад, внутрь;
  • опускание языка вниз;
  • приподнимание языка вверх;
  • боковые отведения (влево и вправо);
  • приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
  • суживание языка и заострение его;
  • переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения, используются на уроках обучения грамоте и произношения....

Дизартрия, ее симптоматика. Особенность дизартрии у детей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ре­чевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии яв­ляется нарушение звукопроизносительной и просодичес...

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики....

Мастер – класс для родителей. «Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»

     Мастер – класс для родителей.«Выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях»     Цели: в нетрадиционной форме познаком...

Советы логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики (зарядки для языка)

Практический материал по выполнению артикуляционной гимнастики (зарядки для языка) с описанием выполнения упражнений и опорой на картинки предназначен для детей любого возраста, а также в...

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики дома...

Буклет " Комплекс артикуляционных упражнений"

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и опред...