Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
методическая разработка (4 класс) по теме

Колегаева Ольга Владимировна

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolegaeva_olga_vladimirovna_gbou_sosh_no_276_svao.docx21.75 КБ
Файл dobro_i_zlo.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема конспекта урока

«Добро и зло» (1-ый урок).

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Колегаева Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ № 276, СВАО

Москва 2012

Тема урока: «Добро и зло» (1 урок).

Цели урока:

1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить  сущность известных понятий, пополнить  словарный запас учащихся;

2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;

3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного  отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.

Оборудование урока: высказывание Г. Гегеля на тему урока, басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока:

1.Актуализация.

- Дома вы рассказывали своим близким о том, как развивались представления людей о добре и зле. Расскажите, как вы поняли, почему и как развивались эти представления, понятия. Приведите примеры.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о добре и зле. Вас ждет творческая работа после нашей беседы, поэтому будьте внимательны.

2. Изучение новых понятий и способов действий.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему нашего разговора «Добро и зло»

(учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

- Как бы сами определили, что такое добро, а что такое зло? (ответы учащихся)

- Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. Поделитесь с нами.

- Часто ли вы сами так поступаете? Почему? (ответы учащихся)

- Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры (ответы учащихся).

- Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди.

- Откройте наш учебник на стр.12 (учащиеся работают со статьей в учебнике).

- Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло (выписывают в тетрадь определение понятий «добро», «зло»).

- Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?

- Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).

На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).

- Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).

На доске высказывание Г. Гегеля: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.

- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).

3. Формирование умений и навыков.

1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.

Л.Н. Толстой.

Белка и волк.

          Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

          Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

- Прочитайте басню самостоятельно.

- Назовите главных героев этой басни (волк, белка).

На доске слова: слова (добро и зло), картинки с изображением животных (волк и белка). Один учащийся входит к доске.

- Соотнеси, пожалуйста, изображения животных и понятий «добро» и «зло».

- Вы согласны с тем, как соотнесены картинки и слова? Почему? Докажите свои слова (учащиеся выборочно читают отрывки из басни, которые характеризуют волка и белку, доказывая их доброту или злость).

- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).

2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).

- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни «Белка и волк», которую вы представили бы в облике человека.

- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?

- Какого цвета у нее будет одежда?

Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.

Добрый человек:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

4. Домашнее задание.

- Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.

5. Итог урока.

- Пора подвести итог нашему уроку.

- Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).

6. Оценка знаний.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Можно предложить цветовую оценку, бальную оценку и т.д.

- Оцените свою работу по десяти бальной системе.

Учащиеся поднимают сигнальную карточку.

- Я бы хотела тоже оценить вашу работу на уроке (учитель выставляет оценки за урок, аргументируя их).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Добро и зло» Цели урока: 1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся; 2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; 3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи . Оборудование урока: высказывание Г. Гегеля на тему урока, басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры. Колегаева О.В.

Слайд 2

• Что такое добро, а что такое зло? • Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. • Часто ли вы сами так поступаете? Почему? • Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры. • Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди. • Откройте наш учебник на стр.12 • Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло. • Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему ? • Как вы поняли, что входит в современное понятие добра ? Колегаева О.В.

Слайд 3

• Прочитайте высказывание о добре и зле. « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла » Колегаева О.В.

Слайд 4

Г. Гегель: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе». • Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Колегаева О.В.

Слайд 5

Колегаева О.В.

Слайд 6

Л.Н. Толстой . Белка и волк. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем. Колегаева О.В.

Слайд 7

ДОБРО ЗЛО Колегаева О.В.

Слайд 8

Добрый человек: _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Колегаева О.В.

Слайд 9

Домашнее задание . - Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле. Колегаева О.В.

Слайд 10

Итог урока . - Пора подвести итог нашему уроку . - Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Колегаева О.В.

Слайд 11

Презентацию к уроку по курсу ОРКСЭ выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 276 города Москвы Колегаева Ольга Владимировна 2012-2013 учебный год Колегаева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...

Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса

Конспект  урока "Добро  и зло".  Модуль "Основы духовно-нравственной культуры  народов России"...

Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".

Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные  сказки. Проводится связь с общечеловече...

Конспект урока по предмету ОПК (курс ОРКСЭ). Тема :"Христианская семья"

Учебные задачи, направленные на достижение:1) личностных результатов обучения:- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;- развивать мотивы учебной деятельности и формирова...