«Среда как средство социализации личности младшего школьника”
статья по теме

Мухаметшина Альбина Шамилевна

 

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. В “Словаре по социальной педагогике” дается такое определение термина «социализация»: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socializaciya_mladshego_shkolnika_vystuplenie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Прогимназия № 360»

Ново-Савиновского района

Тема:

«Среда как средство социализации личности младшего школьника”

Учитель: Мухаметшина А.Ш.

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации, и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. В “Словаре по социальной педагогике” дается такое определение термина «социализация»: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

В этих сложных условиях основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, становится (является) образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные, театральные школы и кружки.

Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект-субъектных диалоговых отношений на фоне принципиального отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.

Социализация - становление личности - процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные, социальные роли.

Мы рассматриваем социализацию как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

           Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

           Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.  

           Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.

           Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве человек усваивает  понятие «Родина», в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Мощным инструментам   социализации  личности младшего школьника выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено:

           во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

           во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности  требует постоянного  совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

           в-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

           в-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами,  ворами? Почему часть людей превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

В процессе социализации человека серьезным препятствием являются  различные формы ложного сознания,  проявляющегося  в  мифотворчестве,  в  извращенных формах  реально функционирующего сознания.

Легче всего это можно проследить на поведении  ребенка при его взаимодействии с первой после семьи общностью - сверстниками во дворе. Ребенка влечет к сверстникам, но одновременно он остерегается враждебных проявлений. Не будем рассматривать идеальную положительную модель, которая может сложиться благодаря внимательному и осмысленному влиянию взрослых людей. Посмотрим, как могут закрепляться отрицательные мотивы.

Испытавший враждебность ребенок может приспособиться к обстановке: подчиниться более сильному, найти в нем защиту от других детей. Постепенно может сложиться дворовая компания со своими  лидерами, осознавшая возможность противостояния следующей новой и незнакомой общности - компании соседнего двора. Так постепенно у человека складывается стереотип: есть свои, есть чужие. Деление на «своих» и «чужих» уже содержит возможность возникновения ксенофобии.  Противостояние общностей может доходить до серьезных столкновений.

При работе с детьми по социализации мы поставили цель создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками, способствующими их  социализации.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка. Прежде всего следовало сформировать у учащихся 1-го  класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

С целью формирования у детей представлений о школьных правилах были проведены классные часы "Я - ученик", "Давайте познакомимся", "Права и обязанности школьников", "Как вести себя в школе", "Наш класс на перемене", а для стимулирования внутригруппового общения - тренинг общения "Я и мы".

Для развития межличностного общения в группе нами были  организованы игра "Закончи предложение" и час общения "Добрые слова о моей игрушке".

Развитию коммуникативных способностей первоклассником способствовали ролевые игры "Знакомство", "Приветствие", "Разговор по телефону", а также речевые игры "Учимся благодарить", "Поздравление".

Чтобы научить детей решать возникающие проблемы без ссор, мы провели классный час "Мы дружные ребята»; чтобы научить младших школьников анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых) организовали проведение игровых упражнений "Догадайся о выборе" и разбирали жизненные ситуации  "Я на улице", "Я в общественном транспорте".

Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра "Самореклама", составление автопортрета "Это - я".

Далее работа ведётся  по таким направлениям:

"Волевая регуляция поведения и деятельности" - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.

"Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников" - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента - самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Работа по социальному развитию проходила и в процессе учебной деятельности.

На уроках окружающего мира внимание детей акцентируется на обогащение их представлений о природе и о нормах жизни, идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; дети знакомятся с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, в общественных местах, дети получают представление о мерах безопасности при взаимодействии с окружающим миром и о рациональном отношении к отдельным природным объектам. Работа такая ведется в процессе дидактических игр,  занимательных упражнений, рассказов, бесед, наблюдений, опытов,  экскурсий, знакомства с пословицами.

Никакие пожелания, приказы или наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как же сформировать это сознательное отношение?

Мы познакомились с основными стилями  мотивации  здорового образа  жизни ребенка 7-10 лет и наметили пути формирования у них сознательного  отношения к здоровому образу жизни:

Самосохранение. Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

Через ознакомление с правилами дорожного движения сформировать у  них  навыки безопасного поведения на улице.

Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи и педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.

Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

Мы учим ребенка осознавать эту радость - он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда - тоже приятно.

Эти мотивации формирования стиля здоровой жизни доступны ребенку 7-8 лет. На этих же уроках давались общие представления о понятии "личность" (в теме "Знакомство с самим собой"), были разобраны понятия  человеческое общество, семья - (маленькое общество), общественное "Я", индивидуальное "Я", биологическое "Я". Из этих трех "Я" складывается единая человеческая личность. Каждый из нас - личность.

В ходе мероприятий, целью которых было знакомство детей со здоровым образом жизни, они узнали, что значит заботиться о своем биологическом "Я" (дышать свежим воздухом, употреблять здоровую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз), то есть вести здоровый образ жизни. С этой   целью школьная медицинская сестра проводит с учениками  ряд бесед.

Большая работа с детьми ведется у нас в направлении формирования у них должных социальных качеств. Воспитанность человека характеризуется различными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, и любая личность обязана действовать по правилам, принятым в обществе, в стране. Следование этим нормам и правилам может служить критерием социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Основные качества, присущие социализировавшейся личности, - товарищество, уважительное отношение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким.

Уровень развития данных социальных качеств и может свидетельствовать о степени социального развития школьника, по ним же  можно судить о воспитанности учащихся.

Перечисленные социальные качества развиваются у наших учеников как в процессе учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах), так и в деятельности внеурочной (праздники, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений, участие в концертах художественной самодеятельности).

Работа педагогов школы в направлении социализации детей помогает  им приобретать четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научаться чувствовать и понимать других людей; приобщаться к таким общественным ценностям, как добро, красота, здоровье, счастье как условие полноценного духовно-нравственного развития человека и видеть  ценность всего живущего на Земле. 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Образовательная программа по экологии "Нравственная социализация личности младших школьников"

Программа курса «Нравственная социализация личности младших школьников» рассчитана на изучение в 1-4 классах – на внеклассных занятиях, уроках природоведения, чтения, обществознания  и уроках раз...

Проект "Социализация личности младшего школьника"

В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи ...

Социализация личности младших школьников посредством обучения английскому языку

В данной статье рассматриваются методы и приемы социализации личности младших школьников на уроках английского языка....

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности      ...