Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
рабочая программа по теме

Бавыка Марина Александровна
  1. Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksperimenta.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

опытно-экспериментальной деятельности

МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара

в статусе муниципальной экспериментальной площадки

по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Начало эксперимента_______________

Окончание эксперимента____________

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

«Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Сроки реализации

С 2011 по 2015 год

Основной разработчик

Педагогический коллектив и администрация МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара

Нормативно-правовая основа

Закон РФ «Об образовании», Закон РК «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Национальная инициатива «Наша новая школа»

Устав МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара

Цели и задачи

 программы

Цель программы: апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС  и построение образовательного пространства школы на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Задачи программы:

  1. Уточнить педагогический инструментарий формирования и диагностики метапредмтеных результатов ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  2. Апробировать надпредметный курс «Мир деятельности» как необходимое ключевое звено формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом у учащихся начальной школы при работе по открытой образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
  3. Апробировать методы формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий в программе дошкольной подготовки «Школа будущего первоклассника», построенной по программе Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька», обеспечивающих непрерывность образовательного процесса между дошкольной подготовкой и начальной школой в условиях реализации ФГОС
  4. Апробировать новый диагностический инструментарий метапредметных результатов ФГОС, позволяющий количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.

5. Построить и апробировать систему методической работы в школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

6. Построить и апробировать систему работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

7. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки учителей к реализации ФГОС

Источники финансирования программы

  1. Бюджетные средства
  2. Спонсорские средства

Ожидаемые конечные результаты реализации программы


  1. Высокие количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность использования деятельностного метода Л.Г. Петерсон при реализации ФГОС по параметрам:

- метапредметные результаты образования, заданные ФГОС; 

- познавательные процессы, логическое и вариативное мышление;

- сохранение и поддержка здоровья детей;

- результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных);

  1. Надпредметный курс «Мир деятельности» для 1–4 классов как ключевое звено формирования УУД и умения учиться в целом.
  2. Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС
  3. Учителя и воспитатели, имеющие опыт организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  4. Методические рекомендации по эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  5. Апробированный новый подход к формированию УУД, реализующий деятельностный метод Л.Г. Петерсон организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.
  6. Построение образовательного пространства деятельностного типа

Актуальность темы

С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому каждый учитель, методист, управленец сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как подготовить учителя и организовать его методическое сопровождение?

Преимущества системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:

Системно-деятельностный подход Л.Г. Петерсон использует самые последние достижения российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что обеспечивает  системность, достаточную полноту и эффективность формирования УУД и умения учиться в целом (обеспечивает высокое качество и системность реализации ФГОС): учащиеся не просто выполняют некоторые универсальные учебные действия (УУД) в отдельных заданиях, а на каждом уроке выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС. Одновременно организуется системное освоение учащимися общих способов УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности», а затем их сознательное применение, самоконтроль и коррекция в ходе предметных уроков. Этим должно обеспечиваться ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО И СИСТЕМНОСТЬ реализации ФГОС на уроках разных типов и во внеурочной деятельности (независимо от предметного содержания).

Теоретические положения экспериментальной программы

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования и диагностики универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Именно эти умения и способности востребованы в постиндустриальном обществе, поэтому они и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Ключевое значение в процессе самостоятельной организации деятельности учения и процессах саморазвития и самосовершенствования личности, как известно, играет рефлексивная самоорганизация, то есть умение при необходимости корректировать свой способ действия путем выявления и устранения причин затруднений с помощью реконструкции и анализа хода действия. Однако данный аспект формирования УУД в настоящее время недостаточно исследован в контексте последних достижений в методологии, не обеспечен в достаточной степени методическими и диагностическими средствами. Таким образом, проблема формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений имеет сегодня первостепенную актуальность и значимость.

С позиций общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) формирование любого умения (в том числе и надпредметного общеучебного умения) проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так приобретают школьники умение писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных (универсальных) умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: универсальные умения целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, формирование у учащихся любого универсального учебного действия должно пройти через следующие этапы:

1) приобретение первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация к его освоению;

2) освоение способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) отработка умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости − коррекции;

4) контроль уровня сформированности данного УУД.

Этапы 1 и 3 целесообразно проходить на уроках по различным учебным предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.

Построение на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) норм УУД, механизмов их формирования и диагностики обеспечит их соответствие общим законам функционирования и развития мира деятельности, придаст им  объективный и критериальный характер и повысит надежность и качество реализации ФГОС и ФГТ на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа.

Назначение методической службы школы и ДОУ при освоении педагогами деятельностного метода обучения заключается в создании мотивационных установок и организационных условий для движения педагога вперед по индивидуальной траектории саморазвития, построенной на основе системно-деятельностного подхода.

При этом в системе подготовки и методического сопровождения педагогов, а также при построении системы работы с родителями должна использоваться та же система дидактических принципов системно-деятельностного подхода, что и при организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.

Гипотеза эксперимента

Если в ходе эксперимента будут уточнены на основе системно-деятельностного подхода и апробированы:

технологии и методы формирования УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках;

содержание и методики надпредметного курса «Мир деятельности», ориентированного на создание теоретического фундамента формирования метапредметных результатов ФГОС НОО;

средства диагностики метапредметных, личностных, предметных результатов ФГОС;

система методической работы в школе и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС;

то это позволит:

сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС;

создать в школе локальные образцы образовательного пространства деятельностного типа;

повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности;

повысить профессиональный уровень педагогов-участников эксперимента;

создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательным учреждением при переходе к реализации ФГОС.

Направления реализации программы

Нормативно-правовое:

- Издание приказов по ведению опытно-экспериментальной деятельности;

- Разработка и утверждение локальных актов по ведению опытно-экспериментальной деятельности;

Организационное:

- Создание рабочей группы по опытно-экспериментальной деятельности;

- Ознакомление педагогов о целях, задачах опытно-экспериментальной деятельности;

- Создание необходимых баз данных по учреждению;

Научно-методическое:

- Разработка аналитического обоснования и плана работы опытно-экспериментальной деятельности;

- Методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности (семинары, круглые столы, тренинги);

- Пополнение и изучение методической литературы по теме опытно-экспериментальной деятельности;

- Сотрудничество с Центром СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон);

- Обучение на дистанционных курсах Центра СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон);

 - Подбор диагностического инструментария для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС;

- Отбор критериев эффективности работы педагогов,  организующих образовательный процесс в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон;

- Ведение мониторинга,  проблемного анализа и своевременной корректировки опытно-экспериментальной деятельности;

Практическое:

- Формирование универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон;

- Апробация надпредметного курса «Мир деятельности»;

- Апробация методов формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий в программе дошкольной подготовки «Школа будущего первоклассника», построенной по программе Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька»;

- Организация системы работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон; 

Материально-техническое:

- Обновление материально-технической базы учреждения за счёт бюджетных, внебюджетных средств, спонсорскую помощь;

 Диагностическое:

- диагностика формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, сформированности УУД у обучающихся 1-4 классов;  уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

Информационно-мотивационное:

- обмен опытом участников эксперимента (открытые уроки, круглые столы);

- ознакомление педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента (открытые уроки, мастер-классы, доклады, участие в конференциях, публикации).

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность использования деятельностного метода Л.Г. Петерсон при реализации ФГОС по параметрам:

- метапредметные результаты образования, заданные ФГОС;

- результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных);

  1. Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС
  2. Учителя и воспитатели, имеющие опыт организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  3. Создание условий для саморазвития творческих способностей педагогов, повышение уровня их профессионального мастерства и результативности участия в профессиональных конкурсах и испытаниях.
  4. Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  5. Апробированный новый подход к формированию УУД, реализующий деятельностный метод Л.Г. Петерсон организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.

Способы отслеживания результатов

Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать на основе:

- диагностики формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий (1 раз в год, апрель); 

- диагностики сформированности УУД у обучающихся 1-4 классов (ежегодно, 2 раза в год);

- диагностики уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон (1 раз в год, февраль);

- диагностики уровня «воспитательной грамотности» родителей в вопросах формирования универсальных учебных действий; уровня удовлетворенности родителей качеством формирования универсальных учебных действий в школе.

Механизм реализации программы

Программа будет реализована через:

  1. Формирование универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  2. Апробацию надпредметного курса «Мир деятельности»
  3. Апробацию методов формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий в программе дошкольной подготовки «Школа будущего первоклассника», построенной по программе Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька»
  4. Апробацию нового диагностического инструментария метапредметных результатов ФГОС, позволяющего количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.
  1. Обеспечение методической поддержки учителей по вопросам реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Разработка и апробация образцов сценариев методических мероприятий при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  2. Организацию системы работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
  3. Ежегодный рефлексивный анализ хода эксперимента, консультации педагогов-экспериментаторов, семинары, круглые столы, конференции по обмену опытом экспериментальной работы для выявления затруднений, своевременной коррекции экспериментальной деятельности и при необходимости компенсации негативных проявлений
  4. Проведение  информационно-мотивационной работы, связанной с ознакомлением педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента.

Ресурсное обеспечение Программы

- Наличие кадров, готовых к организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон;

- Использование информационных, развивающих технологий в педагогической деятельности;

- Наличие кабинетов, оснащённых компьютерным оборудованием;

- Подключение к интернету

План работы по реализации программы на 2011-2012 учебный год

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Нормативно-правовое направление

Издание приказов по ведению опытно-экспериментальной деятельности

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

Сентябрь, октябрь 2011 года

Разработка и утверждение локальных актов по ведению опытно-экспериментальной деятельности

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

Воронина Е.Ю., заместитель директора по НМР

Сентябрь, октябрь 2011 года

Организационное

 Создание рабочей группы по опытно-экспериментальной деятельности

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

Сентябрь 2011 года

Заседания рабочей группы

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

В конце каждой четверти

Научно-методическое направление

Подбор методической литературы по теме

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

Сентябрь, октябрь 2011 года

Работа с методической литературой, обсуждение, обмен мнениями

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

Воронина Е.Ю., заместитель директора по НМР

В течение года, обсуждение – заседания МО

Установление обратной связи с Центром СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон)

Бавыка М.А., заместитель директора по УР

Октябрь 2011 года

Обучение на дистанционных курсах Центра СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон)

Воронина Е.Ю., заместитель директора по НМР

3 человека в течение учебного года

Составление программы курса «Математика и логика» в рамках «Школы будущего первоклассника» на основе практического курса математики для дошкольников Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька»

Бажукова Л.В.

Аксёнова И.В.

Сентябрь 2011 года

Обсуждение и корректировка программ курсов «Окружающий мир и развитие графомоторного навыка», «Чтение и развитие речи» в части содержания и методики формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий

Михайлова Е.Г.

Аксёнова И.В.

Сентябрь 2011 года

Круглый стол для учителей, работающих в «Школе будущего первоклассника», по вопросам формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий

Бавыка М.А.

Январь 2012 года

Учебные занятия для учителей начальных классов по вопросам формирования универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Бавыка М.А.,

Воронина Е.Ю.

1 раз в четверть

Круглый стол для учителей начальных классов по вопросам формирования универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Бавыка М.А.

Февраль 2012 года

Мастер класс по формированию УУД на уроках

Бавыка М.А.

Кузькокова Е.М.

Апрель 2012 года

Диагностическое направление

Подбор инструментария для диагностики формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий

Бавыка М.А.

Суворова С.А., психолог школы

В течение учебного года, итоговое заседание – март 2012 года

Работа по отбору инструментария формирования и диагностики метапредмтеных результатов ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон в первый год обучения

Бавыка М.А.

 Кузькокова Е.М.

Сентябрь – декабрь 2011 года, итоговое заседание – декабрь 2011

Диагностика сформированности УУД у обучающихся 1 классов

Бавыка М.А.

Декабрь 2011 года,

 май 2012 года

Отбор инструментария диагностики профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон

Бавыка М.А

Воронина Е.Ю.

Члены Отдела мониторинга

Октябрь – январь 2012 года

Диагностика уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон

Бавыка М.А

Воронина Е.Ю.

Февраль 2012 года

Диагностика уровня «воспитательной грамотности» родителей в вопросах формирования универсальных учебных действий;

Бавыка М.А.

Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР

Апрель 2012 года

Диагностика уровня удовлетворенности родителей качеством формирования универсальных учебных действий в школе

Бавыка М.А.

Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР

Апрель 2012 года

Работа с родителями

Открытые уроки для родителей учеников «Школы будущего первоклассника»

Михайлова Е.Г.

Аксёнова И.В.

Бажукова Л.В.

Март 2012 года

Открытые уроки для родителей учеников 1 классов

Бавыка М.А.

Апрель 2012 года

Проведение родительских собраний  по вопросам обучения по новым ФГОС

Бавыка М.А.

Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР

Сентябрь 2011 года

Родительский лекторий «Учимся по новым стандартам»:

  1. «Работа с дневником «Воспитай себя сам»
  2. «Универсальные учебные действия. Что это такое?»
  3. «Внеурочная деятельность ребёнка. Для чего она?»
  4. «Первые достижения. Вопросы и ответы»

Бавыка М.А.

Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР

Учителя начальных классов


Психолог

1 раз в четверть

Информационно-мотивационное

Круглый стол для учителей начальных классов по вопросам формирования универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Бавыка М.А.

Февраль 2012 года

Доклад на конференции «Психологическое сопровождение младших школьников в рамках ФГОС» по теме: «Готовность дошкольника к обучению на основе деятельностного метода»

Суворова С.А., психолог школы

21 марта 2012 года

Доклад на конференции «Условия и механизмы эффективной реализации программы формирования УУД у обучающихся на начальной ступени обучения» по теме: «Формирование универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон»

Валеева М.В., учитель начальных классов

17 февраля 2012 года

Представление опыта по реализации надпредметного курса «Мир деятельности» на семинарах муниципального уровня

Бавыка М.А.,

Кузькокова Е.М., учитель начальных классов

Ноябрь-апрель 2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....

Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»

     В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

Аналитический отчет тема: Реализация системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.

Самоанализ учителя начальных классов за межаттестационный период по теме: Реализация системно деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности....

Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»

Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...