«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
опыты и эксперименты на тему

Елена Викторовна Редькина

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитание в школьнике чувства бережного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми  определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУ « Средняя школа №1»

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

                                                                 Работу  выполнила:

                                                                 Редькина  

                                                                 Елена Викторовна

                                                                 учитель начальных классов

                                                                 ГУ СШ № 1

                                                                 г. Актобе

                                                                       

                                                     Актобе, 2014год

  1. Актуальность

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитание в школьнике чувства бережного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми  определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой, относятся потребительски.

Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными. Эффективность экологического воспитания при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе, ведь изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Тем более что у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.

            2. Задачи:

- разработать и описать технологию работы по формированию экологической культуры младших школьников в рамках учебных предметов начальной школы и внеурочной  деятельности;

  • разработать серию уроков русского языка и математики с экологической направленностью,
  • способствовать формированию положительной мотивации младших школьников к овладению экологическими знаниями и умениями;

В данном работе решены следующие проблемы:

-разработана система работы по формированию экологической культуры в рамках

различных предметов начальной школы;

  • основы экологической культуры младших школьников формируются на положительном опыте с учётом психофизических особенностей детей данного возраста;

              3. Педагогические средства работы:

- интеграция уроков познания мира;

         - система упражнений, связанных с экологией  на разных уроках: на русском языке; математические задания экологического направления; на уроках литературного чтения;

4. Технология

Интеграция уроков познания мира

Школьное экологическое образование призвано решать одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участия в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды – международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу. Основной подход при решении этих задач – интеграция познания мира и экологии в начальной школе.

Но говорить об экологических связях и проблемах невозможно, если ученик не понимает, что каждое животное занимает свою нишу и по-своему приспособилось к жизни в определённых условиях. Поэтому в процессе  учебной деятельности предо мной стояла задача – обеспечить  определённый уровень экологических знаний, получаемых учащимися на уроках познания мира. Интеграция - основной принцип построения уроков.

Мною накоплено материал, с помощью которого на уроках познания мира актуализируется экологическая проблема  

 Такие интегрированные уроки дают конкретный результат в обучении:

- повышают уровень знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

- увеличивается познавательный интерес школьников, что проявляется в желании активной и вспомогательной работы на уроке и во внеурочное время;

При разработки программы экологического образования на основе интегрированных уроков по окружающему миру пришлось решить такой вопрос: как совместить работу по формированию правильного эколого-позавательного мышления, которое базируется на системе знаний по биологии, химии, географии и т д. В процессе подобной эколого-познавательной работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа также даёт богатый материал для размышлений над проблемами «учитель – ученик», «взрослый человек – ребёнок». Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благотворную почву для познания каждого ребёнка.

Система упражнений, связанных с экологией  на разных уроках в начальной школе.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены в процессе использования в практике обучения таких приёмов и методов, как межпредметные задания и задачи, текстовые задачи по математике, выявление связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и т. д.

 Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

На уроках математики используются задания, содержащие экологическую информацию.

  1. Решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим « пылесосом»:

15х8-(48+49)=?

Берёза – 28

Сосна – 17

Тополь – 63

Выясняем, почему тополь является лучшим « пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.

Или экологические задачи, используемые во время устного счета.

«Внимание! Экологическая задача. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук?

Какой вывод из этого можно сделать?

Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны –

                       И не будет красоты.

В результате бесед на уроках математики дети  приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимосвязь живой и неживой природы.

  Таким образом, задача математических задач экологического направления – способствовать целенаправленному восприятию ребёнком  окружающего мира и нравственному воспитанию младшего школьника.

Физкультурные минутки

- Встаньте, поглядите  вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья (верхний ярус). Потрясите  ладошками. А теперь присядьте  и станьте средним ярусом - кустиками. Встаньте, опустите  голову вниз и внимательно посмотрите себе под ноги.   Мы   идём   по   нижнему  ярусу  -  траве,   где  прячутся  грибы  и  ягоды.

Посмотрите влево, прямо, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскачем  и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по своему следу и - прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Садитесь, и мы продолжаем  урок.

Минутки релаксации

-Закройте глаза. Представьте, что вы не человек, а дерево. Ваши руки-ветви греют солнечные лучи, омывает тёплый ласковый дождик. Нежный ветерок просушил ваши молоденькие листочки. Но пришёл злой человек и сломал веточку. А вот чьи-то добрые руки забинтовали веточку. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и самому себе. Пусть на вашем пути встречаются только добрые люди. Дарите добро всему, что вас окружает. Берегите себя, свою Землю и все. Что на ней живёт и растёт.

  Уроки русского языка служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их. Сварили бумажное тесто. Потом массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.

Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.

 Организация словарной работы может проходить в форме рассказа о том  или ином представителе природы; установить природные связи между объектами, обозначенными словарными словами.(медведь, ворона, растение, воробей, жёлудь и т.д.) На этапе развития речи, учащиеся могут выполнять задания экологического содержания, например, объяснить значение пословиц (Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало леса – посади. Много снега – много хлеба.) Написать сочинение на определённую экологическую тему « От зерна до каравая», описать картину природы.

Все эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах её охраны, развивают у учащегося способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируют экологическую культуру.

  Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения и учебники по литературному чтению. В этих учебниках  содержится большое количество произведений писателей – натуралистов Д. Досжанов, У. Турманжанов, М. Аимбетов, Е.Чарушина, В.Пришвина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними. Учитель может использовать на уроке не только готовый материал учебника, но и акцентировать внимание детей на экологических понятиях, предлагая им устанавливать зависимость явлений  в природе, определять мотивы охраны, делать выводы, опираясь на текст учебника, то есть использовать экологический материал. Так постепенно с помощью художественных текстов учитель ведёт детей к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения. Через беседы о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия с природой у детей формируется экологическое  мировоззрение, бережного отношения к природе, которое затем переносится на социальную среду, общество, на близких людей и своё здоровье.

Экологические экскурсии

Наиболее интересной и доступной формой работы по экологическому воспитанию являются экскурсии в природу.  Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без предварительных разъяснений  со стороны учителя, зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Ученики понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнения, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленной, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью человека, усиливается в связи с ростом численности городского населения (урбанизацией), которые сопровождаются  разрастанием территорий  пригородных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к  деградации и разрушению.

  Сведения об экологическом неблагополучии в крае должны доводиться до сведения школьников и особенно учащихся, занимающихся туристско-краеведческой работой и экологическими экскурсиями. Таким образом, определились образовательные и воспитательные задачи, которые сводятся к следующему:

- углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

- привитие навыков исследовательской работы;

-развитие познавательной, творческой и общественной активности       школьников в ходе экологической деятельности;

- формирование  чувства бережного отношения к природе родного края.

- воспитание активной жизненной позиции в природоохранной работе.

Можно провести следующие экскурсии.

Экскурсия в осенний парк «Разноцветная природа». (см. приложение 1)

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.

Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

Экскурсия «Где растут растения?».

Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.

Экскурсия «Осень - прекрасная пора!»(см. приложение 2).

На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?

Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».

Экскурсия в парковую зону «следы и птицы».

Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.

Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Содержание и методика. Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба.

Учитель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.

Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Учитель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской.

Елочка.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки Скучные стоят.

Только елочка одна Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен -

Видно смелая она.

Провести игру «Угадай – ка».

Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя.

Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

Экскурсия «Разноцветные облака в разноцветном небе».

Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".

Экскурсия Природа просыпается.

Цель: наступление весны - смена условий существования.

С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".

Экскурсия в лес: «Лес, ярусы леса.»

Цель: дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

  В стандарте начального общего образования по познанию миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой природы, называть явления природы, особенности времён года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоёмы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края. Исходя из данных требований, особое внимание - я уделяла приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явление живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту.

  Никакой урок в стенах кабинета не может заменить живого общения с природой. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.

5. Результативность работы

В данном работе решены следующие задачи:

- определены основные задачи экологического воспитания с учетом требований госстандарта;

- спланирована система работы по данному вопросу с младшими школьниками;

- апробируются  интегрированные уроки по познанию мира, формирующих экологическое сознание, функциональную грамотность по познанию мира;

- разработаны уроки математики с экологической направленностью.

- сняты максимальные трудности в проведении экскурсий, путём разработки специальных упражнений, заданий;

-отработаны методы, приемы и упражнения, которые повысили качество и интенсивность работы в процессе экскурсий;

- систематическое ежедневное воспитание чувства хозяина к природе, ценностное восприятие среды, желание сохранить и  приумножить природные богатства родного края.

6. Рекомендации:

  • Огромное значение при организации работы играет эмоциональный настрой. Каждое занятие должно быть ярким, запоминающимся. Важно создать атмосферу творческую - поощрять инициативу и выдумку ребят, доверять им самостоятельные наблюдения. Создавать ситуации, когда требуется взаимопомощь.
  • Перед детьми надо ставить достижимые цели, ясно и коротко сформулированные. В конце каждого занятия обсуждать с детьми результаты проведенной работы, достигнуты ли цели.

  1. Научно-практическое направление работы

В данном работе использовались идеи следующих учёных:

В.А. Сухомлинский. Воспитание человека через переживание радости от встречи с природой, собственной деятельностью, направленной на улучшение окружающей действительности.

К. Жунусова, Н. Жапанбаева Познание мира.1-4 классы. Алматы «Атамұра»

Т.К. Оспанов, Ш.Х. Курманалина,   Ж.Т. Кайынбаев, К.А. Ерешева,    

М.В. Маркина Математика. 2класс, Алматы «Атамұра»

            В.К. Павленко, Ж.А. Баянбаева «Литературное чтение», 2класс, Алматы «Атамұра»

И.Белавина, Н.Найдёнская «Планета – наш дом» – методика проведения занятий по основам экологии для младших школьников. Москва.1995 год

        Приложение1

Осенняя экскурсия в парк

Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Ход мероприятия

Учитель не только проводит инструктаж о поведении во время экскурсии, но и готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь холоден, да сыт.

От осени к лету поворота нету.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Загадки

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

Е. Серова

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь.)

С.Я. Маршак

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В дом просится. (Ветер.)

Пришла пора -

Опустели леса:

Листья опадают,

Птицы улетают. (Осень.)

Детям раздаются для заучивания стихи о природе, об осени, о деревьях и птицах.

Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой

  • Какая сегодня погода?
  • Какое небо?
  • Какое солнце?
  • Сравните сентябрьские дни с летними днями.
    Учитель обращает внимание детей на краски осеннего парка;
  • Как изменились краски осеннего парка по сравнению с летом. Учитель и дети наблюдают за листопадом:
  • Что называют осенним листопадом?
  • Начался ли осенний листопад?

-        Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше? Почему?

Учитель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит детей отличать деревья:

  • Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
  • Какие лиственные деревья вы знаете?
  • Видите ли вы их в парке?
  • Как выглядит их ствол?
  • Какую форму имеют их листья?

Учитель и дети рассматривают цветущие травянистые растения в парке. Называют цветы, которые они видят.

Учитель обращает внимание детей на насекомых:

  • Каких насекомых можно увидеть в парке летом?
  • Много ли насекомых в парке сейчас?
  • Почему пропали насекомые?
  • Куда они делись?

Дети наблюдают за птицами. Называют их. Дети гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листьев под ногами, собирают яркие осенние листочки. Читают прекрасные стихи русских поэтов об осени наизусть (предварительно выученные по заданию воспитателя): Н. Некрасова «Славная осень!», Бунина «Лес точно терем расписной...» и др. После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.

Приложение2

Экскурсия Тема "Осень - прекрасная пора"

Задачи:

образовательная - развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;

развивающая - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная - развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;

Проведение экскурсии.

I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок.

Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад":

"Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание школьников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им:

* причины изменения окраски листьев, листопада;

* чем вызвано многообразие плодов;

* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"

"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера..."

III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".

Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".

Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.

Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.

IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";

"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".

Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

"Многорук, а нога одна" (дерево).

"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)

"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).

"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят. Делаю вывод, придав материалу целостность.

VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

Приложение 3.

Экскурсия: лес, ярусы леса.

Цели экскурсии:

1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Блокноты и простые карандаши.

2Маленькие грабельки и совок.

3.Нож.

Предварительная подготовка:

1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

* * *

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

* * *

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

* * *

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2.Разделить класс на 3 группы.

3.Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за травами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

Как нужно вести себя на природе?

Где вы можете ходить?

Что можете делать?

Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. ( Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц, год и число?

Какая погода стоит на дворе?

Как выглядит лес 30 марта?

3.Изучение новой темы.

А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами - этажами:выше всех деревья, ниже - кустарник, еще ниже - травы, грибы, а в самом низу - мхи.)

Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса - этажа, второго, третьего и четвертого.

А теперь назовите номера этажей - ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

4.Практическая работа.

Только ли растения живут в лесу?

Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5.Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6.Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Зачем нужен лес?


Рецензия

на статью Редькиной Елены Викторовны,

учителя начальных классов  ГУ СШ № 1города Актобе

Статья Е.В. Редькиной  «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности» посвящена определению основных теоретических основ экологического воспитание младших школьников. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку взаимодействия общества и природной среды выдвигает перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагог осознаёт важность обучения школьников правилам поведения в природе. Считая, чем раньше начнётся работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей и школы. Все это является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса. Автором статьи проведена серьезная работа по определению практического аспекта исследования. Немаловажным является и то, что Е.В. Редькина  пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения экологическому воспитанию младших школьников. Так как сегодня преподаватель в школе перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им. Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности. Тема статьи полностью не исчерпана, а раскрыты лишь некоторые аспекты, в которых показана связь теории с практикой. Материал статьи может быть использован в практической работе учителей начальных классов, стремящихся углублять знания детей об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуры. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»  выполнена на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес, соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....