Освоение основ математических знаний по УМК «Начальная школа ХХI века».
статья по теме

Освоение основ математических знаний по УМК «Начальная школа ХХI века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvoenie_osnov_matematicheskih_znaniy_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение основ математических знаний по УМК «Начальная школа ХХI века».

Мударисова Диля Мансуровна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова

города Буинска Республики Татарстан»


Освоение основ математических знаний по УМК «Начальная школа ХХI века».

        В новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования в формировании конкурентоспособной личности. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

        В 1992 году реформирование образования нашло свое отражение в создании Закона об образовании, основными принципами которого стали ориентация на личность ученика как равноправного субъекта образовательного процесса, индивидуализация и дифференциация обучения, свобода выбора формы как общего, так и дополнительного образования.

        В августе 2004г. продолжение реформы образования в свете Концепции модернизации российского образования выразилось в создании новой редакции Закона об образовании как основного документа, обосновывающего создание особого образовательного пространства. Приоритетными для решения стали 3 основные проблемы качества образования:

        -проблема новизны качества образования: в связи с требованиями к развитию ребенка как конкурентоспособной личности, необходимо формировать и совершенствовать возможности ребенка жить в быстро меняющемся мире, ориентироваться в обилии информации, уметь предъявить себя миру и найти в нем достойное место;

        -информационная проблема: в связи с все расширяющимся объемом информации необходимо совершенствовать умения ребенка анализировать поступающую информацию, применять ее в целях самостоятельного разрешения возникающих жизненных задач;

        -смена парадигмы образования с технократической на антропологическую с формированием общечеловеческих гуманистических ценностей.

        Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, самобытной, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Способность к созданию нового, потребность в креативной деятельности в настоящее время признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими исключительными, а включенными в жизнь человека феноменами.

        Исходя из представления о развитии способности к творчеству как необходимом и обязательном компоненте личностного развития субъекта и ориентируясь на основные положения Концепции модернизации российского образования, В.Хуторской определяет наиболее значимые ориентиры проектирования будущей школы как устойчивой самообновляющейся системы. Среди этих ориентиров мы выделим задачи, поставленные перед начальной школой:

        ученик – субъект образования, где важнейшей составляющей предполагается формирование способности ребенка к саморазвитию и соблюдение его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

        культурно-исторические традиции, где вместе с индивидуализацией и регионализацией образования все большее значение отводится объединяющей роли культуры, формированию у школьников наряду с их индивидуальными способностями общенациональных российских ценностей;

        личностные качества, свойства и умения (когнитивные, креативные, деятельностные, коммуникативные и др.) выпускника средней школы, среди которых выделяются:

        а) способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и готовность влиять на эти условия для достижения как личного успеха, так и личностного прогресса;

        б) умение самоопределиться в условиях выбора;

        в) знание учеником своих индивидуальных способностей, использование их для планирования учебной деятельности (умение видеть, слышать, осязать, чувствовать, сопереживать);

        г) развитые эмоционально-образные качества: воображение, фантазия, образность, чувство необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению;

        д) способность к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации (с другими людьми, с текстами, с объектами познания);

        е) ориентирование в многообразных информационных потоках;

        ж) умение ставить и реализовывать собственную позицию по отношению к тем или иным источникам информации;

        образовательная среда, где основным принципом «средового подхода» должен стать принцип открытого содержания образования (не освоение образовательной среды во всей ее необъятности, а умение действовать в ней продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию);

        критерий оценки – личностный рост результатов обучения, где проверяться должна не только степень достижения учениками внешних заданных результатов, но и «творческое отклонение» от них; где уровень творческой самореализации школьника должен стать общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими.

Я, Мударисова Диля Мансуровна, работаю в МОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова г. Буинска Республики Татарстан» учителем начальных классов с 15 августа 1987 года.

 В июле 1987 года окончила Тетюшское педагогическое училище. С 1987-2002 годы работала по программе (1 – 4), предложенной Ш. Амонашвилли  для шестилеток.

 В 1995 году заочно окончила Казанский Государственный Педагогический Университет по специальности математика, информатика и вычислительная техника.

С 2002-2003 года работаю по программе «Начальная школа ХХ1 века».

Познакомившись с программой «Начальная школа ХХ1 века» и получив одобрение со стороны администрации гимназии, районного методического объединения, я начала работать по программе «Начальная школа ХХI века».

Начиная работать по чему-то новому, неизвестному всегда вызывает страх, но этого не было. В душе царило спокойствие и уверенность. Возможно это было потому, что я 14 лет работала по программе (1 – 4), где использовала  идеи  развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А.М. Пышкало, Н. Ф. Виноградовой.

Учебники красочно оформлены, что помогает ученикам переключаться с одного рода деятельности на другую. Дети играя учатся. Но хочется отметить и то, что большой формат учебника и Рабочих тетрадей  мешают ученику. Не хватает места на парте, не удобно сидеть при письме.

Очень понравился интегрированный курс, объединяющий в себе обучение грамоте (чтение и письмо) и математике, изучаемый в первом полугодии. Школьники очень быстро усвоили звуки, буквы, взяли слоги. А ученики, которые умели читать,  совершенствовали навыки чтения самостоятельно и от урока к уроку продвигались дальше, работая над текстами, данными в учебнике «Грамота». А что же делали менее подготовленные дети, спросите вы? Эти ученики добились хороших результатов и в конце учебного года выполнили и даже перевыполнили  норму по технике чтения.

А как были удивлены учителя начальных классов, присутствовавшие на районном семинаре и посетившие мой открытый урок № 45 ( Грамота, смотри приложение).

«Дети за полтора месяца обучения в первом классе научились делать звуко-буквенный анализ слова, легко составляют модель слова, аккуратно  работают в тетрадях. Они уже читают слоги, составляют и решают задачи в одно действие. На этом уроке дети не устали. Мы и не заметили как закончился урок» - отмечают коллеги из школы №5.

        Ведется плавный переход от одного предмета к другому. Дети решают примеры на умножение и деление сначала с помощью фишек, а затем самостоятельно, а в дальнейшем и в уме. Ребенок сам себя учит составлять задачу, ставить вопросы, объяснять решение примеров, находит ответы на интересующие его вопросы. В поиске ответов он может опираться на учебник, спросить у товарища по парте, классу, родителей, учителя.

        В рабочих тетрадях по письму каждый урок начинается с рисунка. Да и рисунок необычный. Он взят из основной темы урока чтения. Можно постоянно задавать наводящие вопросы и развивать  устную речь учащихся и обогащать их словарный запас. А это так необходимо, т. к. наши дети – татары.

        Во время обведения контура и раскрашивания  рисунков у детей развивается мелкая моторика  пальцев. Теперь уже легче даются задания по чистописанию. Постоянный  звуко-буквенный анализ слова позволяет ученикам запомнить написание слова, предложения с этим словом.

        Уроки математики я провожу с удовольствием. Здесь дети учатся составлять задачи, ставить к ним вопросы и грамотно, точно и правильно отвечать на них.

        Математика – как самостоятельный предмет изучается со второго  полугодия первого класса. Первоначальное математическое развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета «Грамота». Программа реализует следующие цели обучения: полноценное  интеллектуальное развитие, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, также математическую подготовку  учащихся к дальнейшему обучению. В программе заложена основа для овладения   школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии  с пятью содержательными линиями: элементы  арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; элементы алгебры; и элементы арифметики. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.

        Раскроем некоторые особенности содержания и структуры каждой из содержательных линий.

        Формирование  первоначальных представлений о натуральном числе начинается  в первом классе.

        Параллельно начинается подготовка к решению арифметических задач. Арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой практической жизненной ситуации.

        Таблица сложения однозначных чисел в полном объеме изучается в первом классе. Вычитание  как действие, обратное сложению, обычно труднее осваивается детьми. Поэтому изучение табличных случаев вычитания по времени несколько отстает от изучения табличных случаев сложения. (Аналогично положение с умножением и  делением во втором классе).

        В изучении  таблицы сложения и табличных случаев вычитания выделены три этапа. На первом этапе рассматриваются случаи прибавления  и вычитания 1,2,3,4, когда результат не превышает 10; На втором этапе происходит выход за пределы десятка; прибавление  любого  однозначного числа к 10 и прибавление к любому однозначному числу каждого из чисел 2,3,4. Параллельно  рассматриваются табличные случаи вычитания 2,3,4. На третьем этапе таблица сложения изучается до конца, затем соответствующие случаи вычитания.

        В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы  с первого класса включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использование при выполнении арифметических  расчетов.

        С первой из величин (длина) дети начинают знакомиться в первом классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин.

            Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

 Решение задач в два действия – это трудно. Но опять опережение в обучении, стремление научить ребенка самому добиваться успехов, помогают усвоить и осмыслить алгоритм решения задачи.

 Обучение сложению и вычитанию идет не назойливо. Сначала считали по шкале, а потом ее надобность отпала сама собой. Это же здорово! Ребенок может применить полученные на уроке математика знания: измерить длину и ширину стола, за которым он сидит, Дане только измерить, но и выразить ее других единицах измерения.

        Построение граф отношений «больше», «меньше», «равно», «дороже», «дешевле» развивают логическое мышление ребенка, а изображение их в цвете помогают развитию зрительной памяти. Ход работы по граф отношению приведен в конспекте урока по математике  № 54 (смотри приложение).

        Прочному усвоению учебного материала в моем классе способствовала и малая наполняемость учеников, что позволило часто опрашивать их, вести индивидуальную работу.  

        При беседе с коллегами часто приходится слышать, что  в вариативной программе «Начальная школа ХХI века»  курс «Математика» автор Рудницкая построен не должным образом, не хватает задач, примеров для формирования вычислительных навыков и т.д.

        Что же по этому поводу думаю я. Возможно мое мнение совпадет  с вашими доводами, а возможно вызовет всплеск эмоций... Учитель начальных классов должен быть не только специалистом широкого профиля, но еже иметь и узкую специализацию.

        Я – математик. И я считаю, что это мне и помогло. При изучения курса математики я в течении всего курса не испытывала затруднений. При объяснении нового материала, решении задачи примеров использовала те наработки и знания, которые приобрела работая по программе (1-4) шестилетки, по традиционной программе, опорные схемы В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, ну и хорошее знание методики объяснения каждой темы, свой наработанный, пришедший с годами опыт, секреты, знания, свободное владение методиками раскрытия тех или иных тем, умение варьировать и владеть ситуацией на уроке. Мои ученики, изучившие курс «Начальная школа ХХI века» и перешедшие в среднее звено не испытывали трудностей, о чем свидетельствует диагностика качества знания по математике – (в начальной школе - 82,4%, в среднем звене - 82,4%)., результаты школьной олимпиады по математике (2005/2006 учебный год - Хамидуллин Нафис, 3 место).  А то, что курс «Математика» дает максимум знаний (геометрический и логический материал – это даже хорошо). Признайтесь себе не каждый из вас сможет составить логическое высказывание, проверить его истинность, работать с отношениями рефлексивность, симметричность, транзитивность. А мои ученики это делают с удовольствием.

        Работа по вариативной программе «Начальная школа» ХХI века» помогает решить следующие цели:

1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

        Т.о. программа «Начальная школа» ХХI века» создает благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем  его возрастным особенностям и возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок смотр знаний по математике 2 класс УМК " Начальная школа 21 века"

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированно...

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Освоение основ математических знаний по УМК «Начальная школа ХХI века».

Освоение основ математических знаний по УМК «Начальная школа ХХI века»....

Математические диктанты, 3 класс, 1 полугодие (УМК "Начальная школа 21 века")

Предлагаю математические диктанты за 1 полугодие 3-го класса. Представлено во 2 варианта....

Статья "Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся с ОВЗ через формирования основ математических знаний и умений"

В данной статье раскрываются проблемы обучения математике и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается важность предмета. Описываются формы работы с учащимися: дифференциров...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

В современном образовании актуальными направлениями в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются требования, предъявляемые к теории и практике, поиску эффективных методов и ...