Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО
план-конспект урока (4 класс) на тему

Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личностное развитие учащихся, обеспечила решение поставленных целей урока.

 Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала..

обучающая - познакомить со стихами русских поэтов об осени, дать понятие об оксюмороне; познакомить с великими русскими художниками

совершенствование навыка чтения, умения анализировать произведение;

развивающая - развитие информационных и коммуникативных навыков;

воспитательная - обеспечить эстетическое воспитание, восприятие красоты окружающей природы, самостоятельности в нахождении материала по теме.

Тип: урок изучения нового материала.

Вид: интегрированный урок - «Диалогическое общение»

Технология: информационно - коммуникационная.

Методы: Применялись оптимальные методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: учебник, тетрадь по литературе, словарь Ожегова, репродукции  Поленова «Золотая осень», набор для рисования.

ТСО: компьютер, презентация «Осень».

Межпредметная связь: с познанием мира.

Мотивация посредством включения в познавательный процесс, связанный с наблюдениями за окружающим миром, решение ситуативных задач.

Применение знаний при анализе произведения, выполнении практических, творческих заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya_i_izo.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  

литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе  

Ход урока.

На доске:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

- Какое слово чаще всего встречается? (шуршит)

- А звук? (Звук [ш])

-Что же шуршит? (опавшие листья)

- Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:

  1. учитель выразительно
  2. ряд слово шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче
  3. ряд слово шуршит – громче, остальные слова – тише

Назовите время года, когда опадают листья (Осень)

  1. Актуализация знаний учащихся.

Итак, вы догадались, о какой теме мы сегодня будем говорить? (О осени)…

  Давайте внимательно всмотримся в это время года. Сколько интересного нам приносит осень! И, оказывается, это не такое, уж плохое время года. Осень очень разнообразна.

- Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя.

- Как вы думаете, какую осень называют ранней? (ответы детей) Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях.

 - Какую осень называют поздней? (ответы детей) Когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.

Но больше всего мы любим золотую осень. Как вы считаете, какую осень называют золотой? (ответы детей) В это время в лесу становится веселее и наряднее.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года.  Вашим домашним заданием было найти, выбрать и выучить стихотворение об осени. (Чтение стихотворения наизусть) Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Осень» также признаётся в своей любви к этому времени года.

Давайте попробуем поработать над произведением

  • Работа над выразительным чтением стихотворения.
  • первая группа читает веселой интонацией все стихотворение
  • вторая группа читает вопросительной интонацией все стихотворение
  • Подходят ли ваши интонации к данному стихотворению? Почему?   Потому что мы не можем прочувствовать стихотворение.  Как вы считаете, каково настроение этого стихотворения? (ЛИРИЧЕСКОЕ)
  •  Послушайте произведение А.С.Пушкина,

Читает учитель

 Унылая пора! очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса -

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса,

   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

   И мглой волнистою покрыты небеса,

   И редкий солнца луч, и первые морозы,

   И отдаленные седой зимы угрозы.

- Как нужно читать это стихотворение?

- Где следует сделать паузу? ( Ответы детей)

- В стихотворении последние слова каждой строчки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и эту рифму надо показать.

  • Словарная работа.

-  Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарование»?

«Очи» - глаза; «очаровать» - произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; «природы увядание»; «багрец» - багровый, тёмно-красный.

А теперь вы попробуйте прочитать выразительно

Вы заметили странность стихотворения? Совместимо с несовместимым ОКСЮМОРОН

- Поэты выражали свои чувства с помощью стихов, а как вы думаете, как художники, проявляли свои чувства?

  - «Золотая осень» Поленова - символ русской природы.

На картине «Золотая осень» мы видим, что осень только – только просыпается, она еще не дохнула на деревья в полную силу. И многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку.

-  Поиграем в игру «Забей гол» Попробуйте составить рассказ по картине Поленова «Золотая осень» по очереди по командно по предложениям.   (ответы детей) Составить общий рассказ. (5 предложений)

- Сравните репродукцию картины В. Поленова «Золотая осень» с описанием осени в стихотворении А.С.Пушкина.

- Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? (ответы детей)

3.Физкультминутку проводит учитель ИЗО Самойлова Е.В.

 А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.

Повторяем за мной:

Мы листики осенние

На веточках сидим,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И за парты тихо сели.

По вашим глазам видно, что и у вас возникло желание поработать и самим показать красоту осени.

У нас три творческих группы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»

Инструктаж о правилах работы в группе.

Учитель ИЗО: Сегодня мы работаем в технике «монотопия».

Демонстрация работы в технике «монотопия» на доске.

Давайте представим, что наш листочек парит в воздухе или упал на землю. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Приложим его к бумаге и прогладим ладонью.

Учитель: Я раздаю каждой группе осенние листочки, на которых написано задание.

1 задание. «Изобразите позднюю осень. Одинокое осеннее дерево стоит в поле. На нём остались последние, не опавши листочки. С неба на землю опускается мелкий снежок»

2 задание. «Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями берёзовой рощицы. Под деревьями лежат ковром осенние листья».».

3 задание. «Изобразите осеннее дерево в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат ковром осенние листья».

Практическая работа.

Учитель ИЗО: Пока вы работаете, для вашего творческого настроения будет звучать музыка композиторов (К) - Чайковского, Шопена, Вивальди. ( Музыкальное сопровождение: П. Чайковский «Сентиментальный вальс» (6 пьес соч.51 №6), Сельский отзвук , Нежные упреки, Немного Шопена (18 пьес соч.72 №13, 3,9), Антонио Вивальди «Осень. Октябрь»)

5. Подведение итогов урока. 

- Сегодня   мы увидели осень глазами людей искусства.   Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей  прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.

- Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке?

- С какими произведениями познакомились?  

- Чему научились в ходе изобразительной деятельности?

- Как вы считаете: достигнута ли цель нашего урока?

Составление синквейна:      существительное         Осень

                                прилагательное               Золотая, поздняя, ранняя

                                3 глагола                    Наступает, кружит, моросит

                                выражение         «Унылая пора! Очей очарованье!

                                ключевое слово              Время года

6. Домашнее задание. (задание по чтению даётся на выбор)

  • Выучить стихотворение  А.С.Пушкина «Осень».
  • Написать сочинение-миниатюру «Осенняя картина».
  • Нарисовать осенний пейзаж.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Урок чтения по произведениям Н.Н.Носова

Урок внеклассного чтения по произведениям Н.Н.Носова в 3 классе по УМК "Школа 2100" составлен в виде  игры "Что? Где? Когда?" .  На уроке   используются  презентации " О...

Изучение произведения Л.Н. Толстого "Котенок" на уроке "Чтение" во 2 классе

Материал содержит: презентацию, дидактический материал, разработку урока....

Презентация к уроку чтения по произведению М. Пришвина "Лёд и камень"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ  М. ПРИШВИНА "ЛЁД И КАМЕНЬ"...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...

Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"

Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"...