Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС. Первые шаги в проект.
материал (1 класс) на тему

Луценко Антонина Анатольевна

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС.Первые шаги в проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1    

     Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. А конкретно, показать первые шаги наших ребят в проектную деятельность. Вот уже шестой год учителя начальной школы реализуют Федеральный государственный образовательный стандрт начального общего образования.

Слайд 2

     Работая вот уже 10 лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения, в основе которого лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. С одной стороны, проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ему возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для меня мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение моих ребят в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

Слайд 3

Я думаю, каждый, кто в своей деятельности сталкивался с проектным методом, знаком с методическими рекомендациями при организации работы над проектом и формула «пяти П» знакома многим. Лично для меня она наиболее удобна. С вашего позволения я не буду подробно останавливаться на теоретических аспектах так называемых «пяти П».

Скажу только то, что проблема должна быть важной, интересной для учащихся. Цель звучать лаконично, чётко и понятно ребёнку, т.е. все действия и продукт проектной деятельности на первых порах должны

быть ученику знакомы.

 Слайд 4

Важно помнить, что проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. А для меня – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Слайд 5

Учебный комплект, дидактический материал и другие пособия, по которым работаю я и мои коллеги учителя начальных классов, отвечают требованиям ФГОС. Речь идёт об УМК «Школа России». Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Учебный материал интересен для понимания, т.к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции с другими предметами. Во –вторых в данномУМК заложен учебный материал, способствующий выходу на проектную работу. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать под названием «Наши проекты». И поэтому уже с первого класса дети учатся делать творческие проекты.

В конце прошлого учебного года я провела некий анализ проектной деятельности своих первоклассников. Я бы хотела вам коротко рассказать о первых шагах в проект моих ребят.

Слайд 6

Итак, с первым проектом наши ученики знакомятся на уроках окружающего мира. Например, на страницах учебника 1 класса в разделе «Кто и Что?» в I учебной четверти учащимся предлагается выполнить проект «Моя малая Родина». На этом уроке ребята познакомились с новым видом работы- проектом, идёт подготовка к выполнению данного проекта. Ученики знакомятся с материалами учебника по данной теме; обсуждают способы и сроки выполнения работы.

В ходе выполнения данного проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

-фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

-находить в семейном альбоме соответствующий материал;

- составлять устный рассказ;

-выступать с подготовленным сообщением опираясь на фотографии;

-оцеивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Слайд 7

Самым интересным проектом для ребят в данном учебном курсе был проект «Домашние питомцы», где дети были в роли исследователей.

Делая первые шаги в данный проект, они учатся с помощью взрослых:

-  наблюдать за жизнью своего питомца;

-фиксировать свои наблюдения;

-фотографировать своего питомца или выполнять рисунок;

- составлять рассказ о своём питомце, его характере, повадках, играх;

- оформлять свою работу;

-презентовать свой проект с демонстрацией фотографий или рисунка;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Слайд 8

     Интересным для детей оказался проект «Живая азбука», который является завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребёнок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались загадки, стихи. Представление проектов прошло в форме презентации. Буква «П» превратилась в перекладину на турнике, буква «В» в красивую девочку, «О» в акробатку, а «С» в смышлёного мальчишку. Дети не только рассказывали про свои любимые буквы, но и отвечали на вопросы одноклассников. Во время рефлексии ребята поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно. Наши юные проектанты смогли проанализировать степень своего участия при подготовке проекта: выбор букв, поиск информации по теме - все это делали самостоятельно, но оформлять сам проект помогали детям родители и учитель.

 Слайд 9

Изучая по математике раздел «Числа от 0 до 10» детям был предложен проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках». Цель данного проекта: создать книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Дети охотно выполняли работу над проектом. Выбрали для начала то число, которое больше всего понравилось. Работали с разными источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок. Применяли в своей работе интернет-ресурсы. И таким образом мы выпустили сборник класса и подарили его нынешним первоклашкам.  

Слайд 10

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить грамотами при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, я использую следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект»

        Подводя итог сказанному, хочется сказать, что метод проектов - это очень интересная работа, развивающая все универсальные учебные действия.

Опыт показывает, что его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразоваия. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребёнка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволяет детям лучше научиться понимать партнёра по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Материал может быть интересен  учителям начальных классов....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД

Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Статья содержит определение, этапы проектной деятельности....

Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения-один из методов, направленных на выработку  самостоятельных исследовательских умений, для выполнения которой требу...