Конспект интегрированного урока по окружающему миру и развитию речи " Как образуются снежинки"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Кириллова Светлана Александровна

Тема раздела: «Зимние изменения  в природе»

Тип урока: комбинированный

Базовый УМК: «Гармония»

Класс: 3

 Тема урока: « Как образуются снежинки»

Цели:

Практический компонент:

1.Обеспечить условия для социального развития учащихся в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Воспитательный компонент:

1.      Воспитание личностных качеств , обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности,  наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);

2.      Воспитывать любовь и бережное отношение к  природе;

3.      Формировать у учащихся взаимопомощь.

Образовательный компонент:

1.      Обобщение, углубление уже известного материала;

2.      Обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;

3.      Обеспечить развитие речевой деятельности учащихся, умения передавать своими словами содержание прочитанного или прослушанного текста, выражая свое отношение к изложенному.

Развивающий компонент: 

1.    Развивать речь;

2.    Развивать творческие способности детей;

3.    Учить выдвигать гипотезы и предположения;

4.     Рассуждать и делать вывод, развивать ассоциативное мышление, воображение.

Творческое название урока: « Снежинка - понаблюдай, исследуй, узнай »

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС УРОКА: «Откуда берётся снег?»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: 1) Как образуются снег?

                                                   2) Почему снег белый?

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

 1). Расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе – дать элементарное представление об образовании снежинок,

 2). На основании опытов установить, почему снег белый,

 3). Развивать исследовательские умения учащихся,

4).  Развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального        воздействия поэзии, музыки, картин.

 

ПРОГРАМНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

1) Учебник О. Т. Поглазова, В. Д. Шигин  « Окружающий мир»,

2) Учебник  О. В. Кубасова « Литературное чтение»,

3) Карточки со словами для составления круговой модели текста - описания,

4) Игра « Кубики» (метод «Маленьких человечков»),

5) Оборудование для проведения практической работы, маршрутные листы к опыту,

 6) Карточки с текстами для чтения « Инсерт»,

7) Мультимедийная установка, компьютер у учителя,

6) Презентация к уроку.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: опрос, наблюдение.

Сопутствующие задачи: пробудить интерес к предмету, к родному языку, повысить учебную мотивацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок

окружающего мира и развития речи

по теме:  « Как образуются снежинки»

в  3 классе

 МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина»  

Учитель высшей категории: Кириллова Светлана Александровна

Тема раздела: «Зимние изменения  в природе»

Тип урока: комбинированный

Базовый УМК: «Гармония»

Класс: 3

 Тема урока: « Как образуются снежинки»

Цели:

Практический компонент:

1.Обеспечить условия для социального развития учащихся в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Воспитательный компонент:

  1. Воспитание личностных качеств , обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности,  наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к  природе;
  3. Формировать у учащихся взаимопомощь.

Образовательный компонент:

  1. Обобщение, углубление уже известного материала;
  2. Обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;
  3. Обеспечить развитие речевой деятельности учащихся, умения передавать своими словами содержание прочитанного или прослушанного текста, выражая свое отношение к изложенному.

Развивающий компонент:  

  1. Развивать речь;
  2. Развивать творческие способности детей;
  3. Учить выдвигать гипотезы и предположения;
  4.  Рассуждать и делать вывод, развивать ассоциативное мышление, воображение.

Творческое название урока: « Снежинка - понаблюдай, исследуй, узнай »

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС УРОКА: «Откуда берётся снег?»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: 1) Как образуются снег?

                                                   2) Почему снег белый?

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

 1). Расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе – дать элементарное представление об образовании снежинок,

 2). На основании опытов установить, почему снег белый,

 3). Развивать исследовательские умения учащихся,

4).  Развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального        воздействия поэзии, музыки, картин.

 

ПРОГРАМНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

1) Учебник О. Т. Поглазова, В. Д. Шигин  « Окружающий мир»,

2) Учебник  О. В. Кубасова « Литературное чтение»,

3) Карточки со словами для составления круговой модели текста - описания,

4) Игра « Кубики» (метод «Маленьких человечков»),

5) Оборудование для проведения практической работы, маршрутные листы к опыту,

 6) Карточки с текстами для чтения « Инсерт»,

7) Мультимедийная установка, компьютер у учителя,

6) Презентация к уроку.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: опрос, наблюдение.

Сопутствующие задачи: пробудить интерес к предмету, к родному языку, повысить учебную мотивацию.

Ход урока:

Этапы урока

Продолжительность этапа

Задачи зтапа (ожидаемый результат)

Действия учителя (речевые и неречевые)

Действия учащихся (речевые и неречевые)

Режим работы

Учебный материал

Опоры для выполнения заданий

примечания

1.Организационный момент.

Вхождение в контакт.

1 мин

Эмоциональная подготовка учеников к уроку.

Психологический настрой.

- Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу и гостям, которые отправятся сегодня вместе с нами в увлекательный мир открытий.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учащиеся повторяют последние строки стихотворения, настраиваясь на совместную работу.

Фронтальная работа.

Слайд 1

2. Мотивационный этап.

 Введение в тему.

1 мин.

Мотивация к занятию.

Овладение умением правильно задавать вопросы по алгоритму.

Развитие операций мышления – анализ, синтез.

Выход на тему урока.

- О чём мы сегодня с вами будем говорить нам поможет узнать любимая игра «Да- нет-ка».

( пробуем угадать тему за 7 вопросов).

Учащиеся сужают поле вопроса, пользуясь уже известным им алгоритмом решения таких задач. Для этого им необходимо самостоятельно правильно сформулировать вопрос, собрать мысленно уже имеющиеся данные, чтобы задать новый вопрос.

Фронтальная работа.

Слайд 2

3. Актуализация знаний.

1  мин.

Развитие критического мышления, умения находить в любом предмете положительных и отрицательных сторон.

Развитие умения строить полные ответы, используя союз, потому что.

Умение выслушивать и принимать любое мнение.

Итак, мы сегодня говорим о снеге. Что вы о нём уже знаете – игра

« Хорошо – плохо»

Учащиеся строят полные предложения, используя союз потому что.

Фронтальная работа.

Слайд 3

Принимаются любые мнения детей, даже, если некоторые противоречат мнению другого отвечающего.

4. Обобщение имеющихся знаний и постановка проблемной ситуации.

1 мин.

Развитие умения  делать обобщения, отсекая ненужное.

Развивать умение ставить проблемные вопросы.

Итак,  обобщим:

 – Что вы уже знаете о снеге ?

 

 

 - Что бы вы хотели узнать о снеге?

 Ответы детей. (Снег – это осадки в виде белых хлопьев, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой и укрывающий корни, семена растений от замерзания.).

 

Учащиеся задают вопросы к теме (позволяющие углубиться в тему, поставить самим перед собой новую проблему).

Фронтальная работа.

Слайд 4

5. Составление плана урока.

1 мин.

Овладение  умением  планировать деятельность, контролировать план выполнения своих действий.

Обеспечение, принятие детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи.

Учить выдвигать гипотезы, предположения.

- Надеюсь, что на некоторые из ваших вопросов мы найдём сегодня ответ, если будем следовать всем правилам открытий.

 - Какие из нужных действий мы уже выполнили? Что будем делать сейчас?

 -  Выдвигайте  гипотезы к следующим своим вопросам:

- Из чего состоит снег?

- Как образуется снег?

- Почему снег белый?

Учащиеся вспоминают план проблемных уроков.

Ребята контролируют себя, пользуясь планом урока.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

Фронтальная работа.

На доске табличка:

1. Задавайте вопросы.

2. Выдвигайте гипотезы.

3. Проверяйте гипотезы на моделях, проверяйте на экспериментах.

4.Делайте выводы.

Принимаются любые предположения детей, даже самые невероятные.

6.  Самостоятельная работа и получение новой информации.

5 мин.

Овладение умением  продуктивного чтения.

- А начнём мы с самостоятельной работы  - каждый сам  попробуем   извлекать информацию, пользуясь индивидуальными  картами с текстами.

А на полях делаем «умные пометы».

+ я знал

  • я не знал

? Я сомневаюсь

*меня удивило

! интересно

- Какова тема текстов? (снежинка)  

 - Из чего же состоит  снег?  (снег состоит из маленьких снежинок)

Самостоятельная работа учащихся.

Ответы детей

1 ряда (снежинка),    

2 ряда (снежинка),

 3 ряда (снежинка).

Индивидуальная работа.

Слайд 4

Прием « Инсерт» каждому ряду даётся свой текст.

7. Формирование знаний о том, как образуются  снежинки.

3 мин.

Расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе – дать элементарное представление об образовании снежинок.

- Прочитайте свой текст.

- Расскажите  о своих пометах.

- Что узнали из  текста?

- Какой  текст художественный или научный?

 -Почему?

-  Расскажите как образуются снежинки?

Дети читают текст (1 человек – вслух, остальные про себя на слайде).

Ответы детей.

-Как образуются снежинки.

-Научный (доказывают почему).

- Рассказы детей.

Работа с группой детей 1 ряда.

Остальные ребята слушают, но могут дополнить.

Слайд 5

Работа с текстом 1 ряда.

8. Ознакомление с разными видами снежинок.

1 мин.

Развивать ассоциативное мышление, воображение.

- Давайте посмотрим, какие бывают снежинки.  Это фотографии снежинок сделанные под микроскопом. Учёные выделяют несколько видов форм снежинок – это  цветочки, папоротники, иглы, треугольные кристаллы, призмы – шестиугольники, ёжики.

- Как вы думаете, почему учёные дали именно такие названия ?

- Что общего у всех снежинок?

Ребята смотрят, слушают, находят ассоциации между названием и изображением снежинок.

- У всех снежинок 6 лучей.

Фронтальная работа.

Слайды 6- 7

9.  Закрепление полученных знаний.

5 мин.

Развитие сенсорной сферы

(ориентировка в пространстве), развитие двигательной сферы

( овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку).

Овладение навыками групповой работы.

Развитие умения переносить знания в новые ситуации.

Развитие критического мышления

Игра « Кубики»

Создать из кубиков модель снежинки.

- Выберите от группы одного человека, который расскажит,  как вы составляли модель снежинки.

- Сделайте вывод.

 

-Вот так же, как вы сейчас создавали модели снежинки, также и в природе, молекулы воды в твёрдом состоянии выстраиваются в правильную симметричную форму. В старших классах на уроке химии такие модели вы будете называть кристаллической решёткой.

- Посмотрите ,пожалуйста, на слайд. Ничего не замечаете?

Ребята работают  в четвёрках (создают модель снежинки).

Объяснение ребят.

- Все грани моделей должны быть в твёрдом состоянии

( человечки крепко держатся за руки, расстояния между ними очень маленькие.)

Вывод: снежинка – кристалл – это вода в твёрдом состоянии.

- На слайде есть ошибка – снежинка с 8 лучами.

Групповая работа.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 8

Метод « Маленьких человечков»

10. Физкультминутка.

1 мин.

Овладение комплексами упражнений для снятия напряжения с глаз.

  - Тихо падает снег. Он такой мягкий, пушистый. Мы стоим и любуемся красотой снежного царства.( дети смотрят за окно – вдаль).

 Хочется подставить ладошку, поймать снежинку и рассмотреть ее ( дети смотрят на «предмет» вблизи).

- А удается ли вам ее рассмотреть?

-Почему нет? Во что превращается снежинка? (в капельку воды)

Дети выполняют движения за учителем.

Фронтальная работа.

Слайд 10

Здоровьесбережение

11. Формирование знаний о том, почему снег  белый.

3 мин.

Дать элементарное представление о

том, что свет делает белый цвет.

- Прочитайте свой текст.

- Расскажите  о своих пометах.

- Что узнали из  текста?

  -Как называется  текст, в котором есть ответ на вопрос почему?

Дети читают текст (1 человек – вслух, остальные про себя на слайде).

Ответы детей.

- Почему снег белый?  

-Текст рассуждение.

Работа с группой детей 2 ряда.

Остальные ребята слушают, но могут дополнить.

Слайды 11- 12

Работа с текстом 2 ряда.

12. Практическая работа.

5 мин.

Развитие сенсорной сферы

(ориентировка в пространстве), развитие двигательной сферы

( овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку).

Развитие умения планировать свою деятельность.

 

Овладение навыками групповой работы.

- Я поняла, что многие из вас не понимают, почему снег белый. Чтобы вы сами могли убедиться, что отражаясь по разному в прозрачных кристаллах, свет делает снег белым, я предлагаю вам выполнить опыт, пользуясь маршрутными  картами.

- Ребята, выберете одного человека из группы, кто зачитает ваш вывод.

 Ребята выполняют опыт самостоятельно по маршрутным листам – алгоритмам.

Вывод: Опыт показывает:

      свет дает белый цвет.

Групповая работа.

Слайд 13. Маршрутные листы.

13.  Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

3 мин.

Накапливание по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и овладение речью на самом деле становится «способом познания действительности» (Львов М.Р.) [1]

-- Прочитайте свой текст.

- Расскажите  о своих пометах.

  -Какой это текст? Почему?

- Что описывает автор в   тексте?

-Найдите слова, с которыми сравнивается снежинка.

- А теперь слова, которыми можно заменять слово летит.

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

Дети читают текст (1 человек – вслух, остальные про себя на слайде).

Ответы детей.

Художественное описание (дети доказывают почему).

Описание полета снежинок.

Работа с группой детей 3 ряда.

Остальные ребята слушают, но могут дополнить.

Слайд 14

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

14.  Знакомство с новым художественным

произведением.

1 мин.

Развитие виденья конкретно- чувственного образа мира.

Учитель наизусть читает стихотворение

Бальмонта «Снежинка».

Учащиеся слушают.

Фронтальная работа.

15. Работа над произведением.

3 мин.

Развитие виденья конкретно- чувственного образа мира. Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

 Составление круговой модели текста – описания.

- Какие слова непонятны ? Кто может их объяснить?

-С чем сравнивается снежинка?

(с кристальной звездой)

- Какие слова – описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная).

- А почему она смелая?

 

- Какая еще может быть снежинка?

 Индивидуальная работа каждого ученика с текстом стихотворения и ответы.

Фронтальная работа.

Слайд 15

Работа  по учебнику «Литературное чтение», в результате которой появляется на доске «снежинка»- круговая модель текста – описания.

16. Физкультминутка.  Мотивационный этап на создание собственных речевых продуктов.

3  мин.

Эмоциональная подготовка учеников к творчеству.

Психологический настрой.

Актуализация эмоциональной сферы детей.

-  Ребята я сейчас включу вам музыку П. И.  Чайковского “Вьюга и вальс снежинок”, а

 вы закроете глаза, представите себя маленькими, маленькими снежинками и попробуете двигаться в такт музыке.

-  А теперь присядьте. Снова закройте глаза. Представьте себя снежинками.  Вдохните поглубже и почувствуйте свежий морозный воздух, ощутите, как щиплет мороз, послушайте хруст снега, посмотрите вверх, вниз, по сторонам, послушайте, почувствуйте.

 - Расскажите о своих ощущениях.

Танцевальная  импровизация учащихся под музыку.

 Ребята рассказывают по схеме - Я вижу…

 - Я  слышу…

- Я чувствую…

Фронтальная работа.

Слайд 16

Слайд 17

Здоровьесбережение

Метод « Маленьких человечков».

17.  Творческие работы детей в роли авторов речевых продуктов. Информация о домашнем задании.

 5 мин.

Актуализация эмоциональной сферы детей и составление рассказов о снежинке или снеге.

Расскажите про свои снежинки.

-Какие они?

-Как они выглядят?

-Какие они по характеру?

-Всегда ли веселые?

-На что похожи? (Они похожи на белые звёздочки, цветы, кружева).

-Как они летят? (кружатся, танцуют, ведут хоровод)

- Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете.

 

Составление рассказов о снежинке.

Индивидуальные сочинения.

Слайд 18.

 Круговые модели текста – описания

на доске

 ( их  2

– я снежинка

 -я снег…)

Девочки составляют рассказ о снежинке, а мальчики от имени снега ( Я снег … )

 Заслушиваются 3 – 5 учащихся.

18.  Итог урока.

                         Рефлексия.

1 мин.

Стимулирование учащихся к рефлексии.

Овладение умением  давать качественную характеристику работы групп. класса и самого себя.

- Молодцы! Все сегодня отлично поработали.

-Кем вы были на уроке?

- Какие открытия вы сделали, проводя исследования?

- Вам понравился урок?

- Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я…

Ребята заканчивают предложения

Я сегодня на уроке:

-понял…..

-удивился….

-узнал….

Мне было:

-легко…

-трудно…

-интересно…

Мне

- понравилось…

-не понравилось…

Фронтальная работа.

Слайд 19

19. Заключительное слово учителя. Информация о домашнем задании.

1 мин.

Обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы: мышления и воображения.

- Мы с вами были на празднике Зимы, наблюдали за снежинкой, любовались и восхищались ее красотой. Дома вы напишите сочинения о своей снежинке, опишите ее внешний вид, характер, настроение, запишите свои мысли, впечатления. .

- До новых встреч в стране  Вообразилии.

Учащиеся слушают.

Фронтальная работа.

Слайд 20

Приложение 1.

1.Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

2.Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.

   Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка.

   Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.

3.  Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.

      Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.

      Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

      Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

Приложение 2.

Проблема: ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ?

     1 этап. Возьмите прозрачный лист полиэтилена (пакет) и пустой стакан.

     2 этап. Нарежьте полиэтилен на мелкие кусочки. Каждый кусочек – это модель снежинки.

     3 этап. Сложите все «снежинки» в прозрачный стакан.

     4 этап. Посмотрите, какого цвета получился «снег» в стакане.

     5 этап. Сделайте выводы ученого, вставив пропущенные слова:

  • «Снег» в стакане __________________ цвета. Снег __________

      потому, что каждая снежинка – это прозрачная льдинка,     которая отражает свет. Лежат снежинки все по-разному, и свет отражается в разные стороны. Ученые говорят: «Свет рассеивается».

      Опыт показывает:

      свет дает белый цвет. 

     

     6 этап. Сообщите результаты опыта классу, прочитав вслух выделенный текст вывода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и изобразительному искусству "Оберегайте лес" 2 класс.

Интегрированный урок. Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний". В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Использование разных форм и методов обучения способствует поло...

Конспект интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речи

Конспект  интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речиТема урока :Решение примеров и задач изученного вида, четырехугольник-квадратЦель урока :повторить и закрепить...

конспект интегрированного урока по окружающему миру, 1 класс, программа "Гармония". Тема: "Покормите птиц зимой"

Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширять и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах....

Конспект интегрированного урока по окружающему миру "Ноябрь – зиме родной брат"

Цель:  закрепление знаний об изменениях в природе поздней осенью.Задачи: ·        Учить находить изменения в природе;·...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса "Лес и его обитатели" УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса  "Лес и его обитатели. Ярусы леса" учебно - методический комплект "Перспективная начальная школа"...

Конспект интегрированного урока по окружающему миру "Про кошек и собак".

. Расширение представлений о кошках и собаках.2. Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками.3. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.4. Воспитание...