Рабочая программа (1 класс) по теме:
Рабочая программа курса "Чудо-шашки".

Пантелеева Марина Алексеевна

Рабочая программа  кружка шашек для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_shashkam.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Чудо-шашки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

        В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

        При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца, вручаются классификационные билеты, даются задания на лето.

        Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.

        Каждый кружковец старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со школьниками.

        Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.

        Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста  к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

        Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

        Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

        План начального периода обучения рассчитан на подготовку шашистов IV разряда из числа ребят, уже знакомых с основными правилами шашечной игры.

        Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

        Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

        Преподаватель (тренер) должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

        Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шашиста.

        Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

        Подготовка шашистов III разряда строится по тому же принципу и с тем же расписанием, что и первый год обучения, - два раза в неделю по два часа. Большие темы разбиваются на отдельные двухчасовые занятия. Однако теоретическому материалу и его анализу придается большое значение. Учащихся знакомят с более сложными элементами шашечной игры, дают конкретные понятия о ее стратегии и тактике, об оценке позиции, расчете и выборе вариантов. Преподаватель не должен опасаться анализа с занимающимися отдельных дебютных систем, которые вызывают у специалистов споры, так как эти примеры расширяют комбинационные способности шашиста и могут явиться иллюстрацией для критического, самостоятельного понимания разнообразных положений на шашечной доске.

        В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.

        

Цель программы:

 • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

 Обучающие:

 • Обучение основам шашечной игры;

 • Подготовка квалифицированных спортсменов;

 • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

 Воспитательные:

 • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

 • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

 • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

 Развивающие:

 • развитие стремления детей к самостоятельности;

 • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

 • Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

 История развития шашек.

2

2.

Русская шашечная школа.

2

3.

Правила шашечной игры.

2

4.

Что изучает теория шашечной игры.

2

5.

Турнирная дисциплина, правила соревнований.

2

6.

Основы шашечной игры.

1

7.

Основы шашечной игры: сила флангов.

1

8.

Основы шашечной игры: как выиграть шашку.

1

9.

Основы шашечной игры: как пройти в дамки.

1

10.

Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии.

1

11.

Основные приемы борьбы на шашечной доске.

1

12.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция.

1

13.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка.

1

14.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:  зажим.

1

15.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:  жертва.

1

16.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:угроза.

1

17.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:окружение.

1

18.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:роздых.

1

19.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:самообложение.

1

20.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание).

1

21.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр.

1

22.

Комбинации.

3

23.

Комбинации:комбинация для прохождения в дамки.

1

24.

Комбинации: комбинация для получения материального преимущества.

1

25.

Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции.

2

26.

Комбинации:комбинация для достижения ничьей в худшей позиции.

2

27.

Окончание.

1

28.

Окончание:нормальные окончания.

2

29.

Окончание:  треугольник Петрова.

2

30.

Окончание:три дамки против дамки с простой.

2

31.

Окончание:эстафетные окончания.

1

32.

Тренировочные и соревновательные турниры.

10

33.

 Анализ сыгранных партий.

3

34.

Решение задач и комбинаций.

5

35.

Сеансы одновременной игры.

5

Количество часов в неделю-2ч. Итого-66ч.

Ожидаемые результаты.

Знание теории и практики шашечной игры.

Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

Умение моделировать комбинации игры.

Овладение элементарными навыками игры в шашки.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

 Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рально...

Презентация "Картинный словарь" 1 класс

  Словарные слова по русскому языку для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­г...

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Здоровьесбережение в образовательном процессе.В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:1. &nb...

Урок по математике во 2 классе

 Тема: Свойства прямоугольника.Цель: Ознакомить учащихся со свойствами прямоугольника.Задачи: 1. Формировать навык ...

Тест "Состав слова"

Тест по русскому языку в рамках ФГОС для 3 класса. Тема: "Состав слова". ...

Тест "Состав слова"

Тест по русскому языку в рамках ФГОС для 3 класса. Тема  "Состав слова"....

Тест "Состав слова"

Тест по русскому языку в рамках ФГОС для 3 класса. Тема  "Состав слова"....

Окружность и круг. Радиус и диаметр.

Урок математики в 4 классе.Тема: Окружность и круг. Радиус и диаметр.Цель: формировать понятие «радиус» и «диаметр», нау...