Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке (2 класс) по теме:
    конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

    Артюх Валентина Ивановна

        Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи

          воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

          Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

          Развивать вокально-хоровые навыки.

          Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА

    «ПРИРОДА И МУЗЫКА»

    Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учеников в классе: 30

    Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

    Рабочая тетрадь к учебнику Музыка 2класс Е. Д. Критская., Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

    Используемая методическая литература: Программа по Музыке Начальная школа под рук. Д. Б. Кабалевского. Методическое пособие по музыке начальных классов.

    Используемое оборудование: Музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска

    Используемые ЦОР:  Презентация "Музыка рисует картины природы"

    Краткое описание: Продолжается путешествие в мир музыки через восприятие музыки, разучивание и исполнение песен.

    "Мы шагаем" – исполнение;

     "Полюшко" Л. Книппера - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

     "Попутная песня" М. Глинки – слушание;

     "Утро в лесу" и "Вечер" В. Салманова – слушание;

     "Берёзки" И. Арсеева – разучивание.

     Почувствовать связь природы с чувствами человека, обратившись к их жизненному опыту.

     

    Тема       МУЗЫКА РИСУЕТ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ

        Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи     воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

          Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

          Развивать вокально-хоровые навыки.

          Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

     

    «Мы шагаем» - исполнение;

    «Полюшко» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

    «Попутная песня» М. Глинка – слушание;

    «Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова – слушание;

    «Берёзки» И. Арсеева – разучивание.

      Ход урока:

    -Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.

    «Мы шагаем»

    -Я исполню знакомую вам попевку «Мы шагаем» по-другому. Послушайте, куда шагают ребята? Будете отвечать только рукой.

    (Учитель поёт, дети показывают рукой движение мелодии)

    -Исполним движение голосом.

    (Поёт учитель - поют дети)

    -С каким настроением ребята поднимаются?

    (бодрым, весёлым, радостным)

    -Такая маленькая попевку, а может выражать и изображать. Выражать настроение и изображать движение.

    -Исполним для слушателя. Он послушает и скажет, получилась ли у нас эта попевку?

    -Какое движение изобразила музыка?

    -С каким характером?

    «Полюшко» Л. Книппера

    -Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.

    (слушание всего произведения сразу)

    Оценить лучших.

    -Почему так было интересно слушать?

    -Какое движение изображает, какое настроение?

    (бодрое, защищать едут Родину, а без бодрого настроения нельзя победить; и грусть слышится - девушки провожают на бой солдат, а ведь кто-то из них может не вернуться домой)

    -Как интересно, в одном произведении музыка и выражает и изображает одновременно сразу.

    -Если бы я сыграла только вот этот цокот, чтобы получилось?

    Исполнение

    -А если только так? Что бы получилось?

    Напеть начало слов.

    -Получилась одна бы песня, без конницы и движения.

    -Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?

    -Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.

    «Попутная песня» М. Глинки

    -А теперь послушаем тоже уже знакомую песню Михаила Глинки. Что выражается и изображается в песне?

    Слушание «Попутной песни»

    -Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.

    - Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?

    -Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.

    -А теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.

    -Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.

    «Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова

    -Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё заем, о чём может рассказать музыка?

    -Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?

    Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?

    -И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.

    Сравнение музыки и живописи:

    -Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;

    Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

    -Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?

    -Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.

    Слушание «Утра в лесу».

    -Дайте название музыке и картине.

    -Как музыка подсказала, что это утро?

    -На какой жанр похожа эта музыка?

    Слушание «Вечера».

    -Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать?

    Колыбельные песни

    -В пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.

    -Где было звучание более светлое, а где более тёмное?

    -Где музыка звучала более громко и где более тихо?

    -Где более светлая или более тёмная окраска звучания?

    -Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.

    «Березки» И. Арсеева

    Прочитать выразительно текст.

    -Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы по настроению? По движению?

    Картинка на доске.

    -Я исполню песню об этих берёзках.

    слушание

    -Какое настроение в песне: весёлое, жизнерадостное или грустное, светлое, задумчивое, ласковое?

    -Песенно-танцевальный характер (песня, похожая на вальс)

    -Выражено настроение человека, любующегося природой.

    Разучивание, исполнение в движении

    -Оказывается, не только художник может рисовать картины природы, но и музыка тоже.

    -Что нового мы узнали на уроке?

    Вывод: Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности.

    Домашнее задание: Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
    1.Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина, Или поле и шалаш,Обязательно картина называете-пейзаж.
    2.Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большом графине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазуИли грушу, или торт,Или все предметы сразуЗнай, что это натюрморт.
    3.Если видишь, что с картиныСмотрит кто - нибудь на вас,Или принц в плаще старинном,Или в робе верхолаз,Лётчик или балеринаИли Колька твой сосед,Обязательно картинаназывается портрет

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

    Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творчес...

    Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

    Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРКЕСТРОВУЮ ЯМУ»

    Данная работа представляет собой конспект урока по музыке "Путешествие в оркестровую яму". Урок посвящен музыкальным инс...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ПОД МУЗЫКУ ДРУЖНО ШАГАЕМ"

    Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио "Под музыку дружно шагаем". Данная работа направлена на за...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ НОТЫ!"

    Данная работа представляет собой конспект урока по предмету сольфеджио "Теперь мы знаем ноты!". Урок расчитан на закрепе...

    конспект урока на тему:"Музыка в мультипликации"

    Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали нача...

    Природа и музыка: Утро

    Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые ...