Конспект по музыке.Что музыка изображает
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Есева Ирина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_chto_muzyka_izobrazhaet.docx81.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 1 класс, 2 четв, 5 урок.

Тема: Что музыка изображает?

Цель: формирование умения выделять изобразительный характер музыки.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. познакомить учащихся с произведениями: «Мы шагаем», «Полюшко» Л.Книппера, «Носорог» И.Арсеева.
  2. Формирование умения устанавливать связи между содержанием текста и изобразительностью звуковысотной линии на примере произведения «Мы шагаем».
  3. познакомить с изобразительным характером музыки: музыка может изображать движение на месте, вверх, вниз; эхо; скачущую конницу.
  4. закрепить средства муз.выразительности;
  5. закрепить изобразительность музыки: музыка может изображать движение по кругу, по прямой; звучание муз.инструментов
  6. закрепить выразительность музыки: муз.выражает разный характер людей.
  7. закрепить навыки исполнения песен: «Разные ребята», «Карусель»;
  8. закрепить навыки слушания, исполнения
  9. формировать умение исполнения произведения в ансамбле с учителем на примере произведения «Полюшко» Л.Книппера.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.развитие вокально-хоровых навыков: дикции, интонации;

2.развитие эмоциональной сферы детей;

3.развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

1.воспитание культуры слушания и исполнения музыки.

2.воспитание любви к музыке.

ЭТАПЫ

НАГЛЯДНОСТЬ

ХОД урока

1.Орг.момент.

«Марш» Л.Бетховена

-пластинка

- Сейчас зайдем тихонько все в класс маршируя.

- Сначала заходит первая колонка друг за другом: первый ряд, второй ряд.

- Теперь вторая колонка: первый ряд, второй ряд.

- Так же третья: первый ряд, второй ряд.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня урок проведет Ирина Михайловна.

- Назовите, пожалуйста, произведение под которое мы вошли.

- К какому киту относится данное произведение?

- Почему?

- Верно, мы вошли в класс под «Марш» Людвига Бетховена, маршируя.

2. «Разные ребята» - исполнение

Ц: 1.

-ноты,

- тексты песен.

- карточка с названием песни

- А сейчас послушайте произведение и угадайте его название.

- Для этого ляжем удобно на парты, склоните голову, закройте глаза.

- Поднимаемся.

- Как называется произведение, которое вы только что слушали.

- Верно, «Разные ребята»

- Какой характер музыки?

- В первом куплете музыка  спокойная, плавная, неторопливая.

- Во втором – быстрая, непоседливая, бодрая, живая, энергичная.

- Что музыка  выражает в этом произведении? (характер детей).

- верно, Какой характер ребят выразила музыка?

- В первом куплете мы видим спокойных ребят, а во втором ребят – непосед.

- Значит как будем исполнять песню?

- Да, первый куплет поем плавно, не торопясь,

- А второй: быстро, изображая непоседливых ребят.

- Исполняем по колонкам: первая колонка поет первый куплет, вторая – второй.

- Потом меняемся.

- Сели на краешек стула, спинки выпрямили, подбородок чуть опущен, ступни прижаты к полу.

ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ

   1.Мы спокойные ребята,

     Никуда мы не спешим,

     

Никуда мы не спешим.

   2. Мы ребята – непоседы,

      Мы на месте не сидим.

     Куда –нибудь,     куда –нибудь,

     Куда – нибудь спешим.

Куда –нибудь,     куда –нибудь,

     Куда – нибудь спешим.

 - Хорошо получилось.

- Для чего мы вспомнили эту попевку?

- Да мы потренировались в определении характера муз.пр., вспомн.,что муз. может выражать характер людей и «разогрели» свои голоса для разучивания новых  муз.произвед.

3. «Мы шагаем» - разучивание

Постановка цели

- ноты,

- тема урока « может ли музыка что – нибудь изображать?»,

- изображение по ступ.

-карточки: движение по прямой, по кругу,звучание инструментов.,движ на месте,вверх,вниз

- На какой вопрос отвечали на прошлом уроке?

- Верно. Отвечали на вопрос «может ли музыка что – нибудь изображать?»

- И как на него ответили?

- Да. Мы узнали, что музыка может изобразить звучание различных инструментов, движение по прямой (поезда), движение по кругу.

- И сегодня мы продолжим отвечать на этот вопрос, т.е. будем узнавать что ещё может музыка изобразить.

- Итак, послушаем произведение.

- Попытайтесь представить картину и определить характер музыки..

- Положили руки на парты, головы опустили.

- Поднимаемся.

- Что это? (попевка)

 

- Давайте рассмотрим направление движения мелодии.

1) – Послушаем фразу: «МЫ СТОИМ   НА МЕСТЕ»,

Одновременно учитель показывает рукой направление движения мелодии:

- Каков характер движения мелодии?

- Верно, мелодия стоит на месте.

- Ориентируясь по тексту, скажите как нужно исполнять?

- Исполним.

2)

- Каков характер движения мелодии?

- Верно, мелодия движется вверх.

- Как нужно исполнять?

- Исполним.

3)

- Каков характер движения мелодии?

- Верно, мелодия движется вниз.

- Как нужно исполнять?

- Исполним.

Исполнение  попевки по колонкам.

- Все встали.

- Вы(1к) будете «шагать на месте».

- Вы (2 к.) – «вверх».

- Вы(3к.) – «вниз».

- Мол, мы  исполнили попевку,  одноврем.изобразили движение муз.

- Так, что музыка изображает?

-Верно, музыка изображает движение на месте, вверх,вниз.

4. Л.Книппер «Полюшко»

аккомпанемент

- пластинка,

- иллюстрации конницы(скачущей, стоящей на месте);

- название на карточке,скач.конница

- Сейчас послушаем произведение, после этого попытайтесь ответить на вопрос «какой характер произведения?»

- ИТ, сели как слушатели, руки на парты, головки опустили.

- Поднимаемся.

- К какому киту относится?(песня)

- Почему? (есть слова, поется)

- Какой характер произведения?

- Верно, характер неоднозначен: песня взволнованная бодрая, суровая, мужественная и в тоже время грустная, печальная.

- Почему вы услышали в музыке такое разное настроение?

(Поч счит ее муж, (печ.))

- Верно, это песня мужественная. Потому что солдаты идут на бой с врагом, и немного грустная оттого, что им жалко расставаться с домом, с родными, с друзьями.

- Это произведение наз –ся»Полюшко», а автор егоЛ.Книппер.

- Что изображается в музыке? (цокот копыт)

- Послушайте сопровождение.

- Где ярче чувствуется изобразительный характер?

- В мелодии или в сопровождении?

- Почему вы сказали, что конница не стоит на месте,  мы представляем, что как бы она появляется издали, потом приближается, конница возле нас, и дальше скачет мимо нас.?

- Верно, потому что музыка звучит сначала тихо, потом громче, а потом звуки постепенно затихают.

- Давайте изобразим конницу, цокот копыт постукиванием кулачков по парте.

-Как начнем исполнять?(очень тихо)

- Почему?

- Верно, играем очень тихо до вступления мелодии песни, когда ещё слышится отдаленный цокот копыт.

- А потом как звучит мелодия? (громче)

- А затем? (постепенно стихая)

- И?

- И уже еле слышно после того, как отзвучала вдали песня.

- Верно, будем исполнять.

- приготовились.

- 3-4.

- Итак, мы решили, что музыка изображает движение, скачущую конницу.

- А переь взглянем на иллюстрации Митрофана Борисовича Грекова.

- название картин :

-Сравните их.

- Что  изображено на  1-ом рисунке?(скачущая конница)

- А на 2 – Ом?

- Верно, конница стоит на месте.

- Значит, что художник изобразил на картине?(конницу)

- Да, но чем же отличаются эти рисунки?

- Да. На одном изображено движение конницы, а на другом – статику, нет движения, конница стоит.

- А как же музыка?

- Может ли музыка изобразить статику? (нет)

- Значит какой вывод сделаем?

- Музыка может изобразить, например, движущийся поезд или скачущую конницу, но изобразить поезд, стоящий на месте, или стоящую на месте конницу музыка не в состоянии.

5. И.Арсеев «Носорог»-разучивание

- иллюстр.носорога.

- текст

Назаниепесни,

- эхо

- Послушайте следующее произведение и дайте ему название?

- Сели удобно,руки на парты, головы опустили, глазки закрыли.

- Открываем глазки.

- Кого вы представили?

- Как  можно назвать песню?

- Эта песня наз –ся «НОСОРОГ».

Учитель вешает иллюстрацию носорога.

- Что вы знаете о носорогах?

- Почему его так назвали?

- Назвали его так из-за огромного рога, который красуется у него на носу.

- По поверью порошок из рога спасает от таких болезней, как чума, эпилепсия, укрепляет мужскую силу.

- Кроме прочего, кубок из рога сразу же покажет, что в него налит яд.

- Наукой доказано, что рог носорога не обладает никакими целебными свойствами .

- Но людей в этом очень сложно убедить и несмотря на запреты охота на животное продолжается.

- Сейчас в мире сохранилось 5 видов носорогов.

- Поэтому давайте помнить, что их осталось очень мало и будем помнить, что убивать их нельзя.

-Вернемся к самой музыке.

- Что изображает музыка? (эхо)

- Что это значит? Для чего эхо в музыке? (при помощи него носорог смог найти себе врагов, т.к эхо позволило услышать всем , что он ищет врага)

Разучим эту песню.

- Носорог надел рога. Рога..

Стал искать себе врага. Врага.

И врагов у носорога появилось очень много.

- Послушаем первую фразу «Носорог надел рога. Рога..»

- Споем.

-Первую фразу поем ,а вторую слушаем.

- Первую фразу про себя. Вторую вслух.

- Поем 1-2 фразу, 3 – слушаем.

- 1-2 про себя, 3 – вслух.

- По колонкам фразы.

-А теперь все вместе.

- Мол, мы разучили песенку  «Носорог» и узнали, что музыка может ещё изображать ЭХО.

6. «Карусель» - исполнение

- текст.

- плакат

- Взгляните на плакат.

- Что изображено? (карусель)

- Почему вы так решили?

- Кого видите? (верблюда, носорога….)

- Подберите к иллюстрации песню.

- Верно. Можно спеть знакомую нам уже песню «Карусель»

- Послушаем.

-Сели как исполнители.

- Медленно исполним её.

- А теперь быстро.

- Что изображает музыка? (движение по кругу)

- Верно, через звучание самой музыки передается ощущение закручивающейся, ускоряющий бег карусели, и когда песня завершается – движение замедляется, словно карусель останавливается.

7.Итог

- Итак, посмотрите еще раз на доску.

- Какие произведения мы закрепили? («разные ребята», «Карусель»)

- С какими познакомились? («Мы шагаем», «носорог», «Полюшко»)

- На какой вопрос сегодня отвечали? ( что музыка изображает?)

- А мы вначале урока уже знали ответ на этот вопрос? (да)

- Как мы могли ответить  в начале урока на этот вопрос? (музыка изображает движение по кругу, звучание муз.инструментов)

- А как сейчас можем ответить на этот вопрос?

- Верно, музыка изображает не только движение по кругу, звучание муз.инструментов, но и движение на месте, вверх, вниз,;эхо.

- И мы знаем, что Музыка может изобразить, например, движущийся поезд или скачущую конницу, но изобразить поезд, стоящий на месте, или стоящую на месте конницу музыка не в состоянии.

- Спасибо за урок, все выходим из класса.

8.Выход

«Марш» Л.Бетховена

- Спасибо за урок, все выходим из класса.

- Сначала выходит первая колонка друг за другом: первый ряд, второй ряд.

- Теперь вторая колонка: первый ряд, второй ряд.

- Так же третья: первый ряд, второй ряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок музыки "Форма музыки"

Урок музыки "Форма музыки" для 3 класса по программе Д.Б. Кабалевского....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ПОД МУЗЫКУ ДРУЖНО ШАГАЕМ"

Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио "Под музыку дружно шагаем". Данная работа направлена на закрепление таких музыкалных понятий, как метр и ритм....

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»

Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...

План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классич...