Конспект внеклассного занятия по музыке. История возникновения музыкальных инструментов.
план-конспект занятия по музыке (3 класс) по теме

Тузова Яна Александровна

Данный конспект занятия по музыке формирует у детей представление о возникновении музыкальных инструментов, знакомит с произведениями Ж. Бизе "Кармен", П. Чайковского "Щелкунчик" , Ф. Шуберт "Аве Мария".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nablyudeniya_probnogo_uroka_po_muzyke.docx18.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по музыке

ТЕМА:, « ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ МУЗ.ИНСТРУМЕНТОВ.

ЗАДАЧИ  

1)ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ ИНТЕРЕС К МУЗЫКЕ,ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ,А ТАК ЖЕ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ,ЧУВСТВОВАТЬМУЗЫКУ,ПЕРЕЖИВАТЬ ЕЁ.

2)РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ,АНАЛИЗИРОВАТЬ,СРАВНИВАТЬ,РАССУЖДАТЬ,ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ,ФАНТАЗИРОВАТЬ.

3)ПОЗНАКОМИТЬ С ИСТОРИЕЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ;А ТАК ЖЕ С НЕКОТОРЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ И ИХ АВТОРАМИ.

         ХОД УРОКА.

1)ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

2)ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ.

-Я БЫ ХОТЕЛА НАЧАТЬ НАШЕ ЗАНЯТИЕ С ПРОСЛУШИВАНИЯ 2-Х ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

-РЕБЯТА,А ВАША ЗАДАЧА ВНИМАТЕЛЬНО ИХ ПОСЛУШАТЬ И ПОДУМАТЬ НАД ТАКИМ ВОПРОСОМ:ЧТО ИХ ОТЛИЧАЕТ И ЧТО МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО?

ПРОСЛУШИВАНИЕ

-ИТАК КТО ГОТОВ ОТВЕТИТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ПЕРЕД ПРОСЛУШИВАНИЕМ ВОПРОС?

-ЧТО ОБЩЕГО МЫ МОЖЕМ ОТМЕТИТЬ?

(И ТАМ И ТАМ ЗВУЧИТ ФЛЕЙТА)

-КАК ЗВУЧИТ МУЗЫКА В 1-ОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?

(ТАНЦЕВАЛЬНО,ВЫСОКО,РАДОСТНО,РИТМИЧНО.)

-РЕБЯТА,КАК БЫ ВЫ НАЗВАЛИ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ,ПОДУМАЙТЕ.

-У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ВАРИАНТЫ.

А НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ВАЛЬС «ШУТКА»АВТОРОМ ,КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ.(1906-1975)

-ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВЫВОД,ЗНАЯ НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ МУЗЫКА НАЗВАНИЮ.

МОЛОДЦЫ!

-А ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О 2 РПОИЗВЕДЕНИИ,КАК ОНО ЗВУЧИТ?(МЕДЛЕННО,ГРУСТНО,ПЕЧАЛЬНО)

-КАК БЫ ВЫ ЕГО НАЗВАЛИ?

-ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОР НАЗВАЛ,,МЕЛОДИЯ»;НЕМ ЕЦКИЙ КОМПАЗИТОР К.В.ГЛЮК.

-А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ?

-А ЧТО МЫ МОЖЕМ ОТМЕТИТЬ ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ(В НИХ СОЛИРУЕТ ФЛЕЙТА)

-ТАК КАКОЙ ВЫВОД МЫ МОЖЕМ С ВАМИ СДЕЛАТЬ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ФЛЕЙТЫ?

(ОНА МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА,РАЗНЫЕ ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ,ЧУВСТВА)

-РЕБЯТА,А ЧТО ВЫ ПОМНИТЕ С ПРОШЛОГО УРОКА О ФЛЕЙТЕ.

-К КАКОЙ ГРУППЕ МУЗ-НЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОНА ОТНОСИТСЯ?(К ДУХОВЫМ)

-А КАКИЕ ЕЩЁ 2 ГРУППЫ МУЗ.ИНСТРУМЕНТОВ СУЩЕСТВУЮТ.(УДАРНЫЕ,СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ)

2.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

-РЕБЯТА,А ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ЗАДУМЫВАЛИСЬ БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ ЭТИ МУЗ-ЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ?

-ЭТО НАМ СЕГОДНЯ И ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬ.

-ДАВНЫМ-ДАВНО ВО ВРЕМЕНА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И СТАЛИ ЗАРОЖДАТЬСЯ МУЗ-ЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

-ВОЗМОЖНО,ПЕРВЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ БЫЛО ДЕРЕВО С ДУПЛОМ.

-ЧЕЛОВЕК УДАРИЛ ПО НЕМУ И ОНО ЗАЗВУЧАЛО.И СНАЧАЛО ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕМНОГО ИСПУГАЛСЯ.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?

(ПОТОМУ ЧТО ЗВУК НЕ БЫЛ РОХОЖ НИ НА ЕГО ГОЛОС

НЕ НА КРИК ЗВЕРЯ)

-НО ПОСТЕПЕННО ЧЕЛОВЕК ОСВОИЛСЯ С НЕОБЫЧНЫМ ДЕРЕВОМ.МЕЛОДИЮ КОНЕЧНО НА НЁМ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СЫГРАТЬ,ЗАТО МОЖНО ПОДАТЬ СИГНАЛ.ПРАВДА ДЛЯ ЭТОГО КАЖДЫЙ РАЗ НУЖНО БЫЛО ИДТИ К ЭТОМУ ДЕРЕВУ.ТОГДА ПЕРВОБЫТНЫЙ МУЗЫКАНТ СДЕЛАЛ ИНСТРУМЕНТ ПОМЕНЬШЕ.

-ЗАЧЕМ,КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?(ЧТОБЫ ЕГО МОЖНО БЫЛО БРАТЬ С СОБОЙ)

-К ТОМУ ВРЕМЕНИ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК УЖЕ ПОНЯЛ,ЧТО ЕСЛИ УДАРЯТЬ ПО ПУСТЫМ ПРЕДМЕТАМ,ТО ОНИ ИЗДАЮТ ЗВУК(ЭТО МОГЛИ БЫТЬ ПУСТЫЕ ВЫСОХШИЕ ПЛОДЫ,ВЫСОХШИЙ ЧЕРЕП ЖИВОТНОГО)

-А ОДНАЖДЫ ЗА УЖИНОМ ЧЕЛОВЕК ДУНУЛ В КОСТЬ И РАЗДАЛСЯ СВИСТ.ОН ПРОСТО ХОТЕЛ ВЫСОСАТЬ МОЗГ ИЗ КОСТИ,А ИЗОБРЁЛ ЕЩЁ ОДИН МУЗ-ЫЙ ИНСТРУМЕНТ,КОТОРЫЙ ЗВУЧАЛ ГОРАЗДО ГРОМЧЕ ЧЕМ ДЕРЕВО.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ УЖЕ МОЖНО СЧИТАТЬ МУЗ-ЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ?(МОЖНО)ПОТОМУ ЧТО ИЗ ОДНОГО ПОЛОГО ПРЕДМЕТА ИЗВЛЕКАЕШЬ ГЛУХОЙ ЗВУК,А ИЗ ДРУГОГО-БОЛЕЕ ЗВОНКИЙ,ЕСЛИ ДУТЬ В ДЛИННУЮ КОСТЬ,ЗВУК ПОЛУЧИТСЯ НИЗКИЙ,А ЕСЛИ В КОРОТКУЮ-ВЫСОКИЙ.ТЕТЕВА ЛУКА,КОГДА ПУСКАЕШ СТРЕЛУ,ТОЖЕ ЗВЕНИТ.И ЗВЕНИТ ПО –РАЗНОМУ,СМОТРЯ ПО ТОМУ КАК ОНА НАТЯНУТА:СИЛЬНЕЕ ИЛИ СЛАБЕЕ.

-ТАК ПОЯВИЛАСЬ МЕЛОДИЯ,А ВМЕСТЕ С НЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

-КАКИЕ ЖЕ ПРЕДМЕТЫ МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ РОДОНАЧАЛЬНИКАМИ,ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.(ЭТО ПОЛАЯ КОСТЬ,ВЫДОЛБЛЕННОЕ ДЕРЕВО И ТЕТЕВА ЛУКА)

ПРОШЛО УЖЕ МНОГО-МНОГО ЛЕТ ,А ВСЕ МУЗ.ИНСТРУМЕНТЫ ДО СИХ ПОР ДЕЛЯТСЯ НА 3 ГРУППЫ МЫ ИХ С ВАМИ УЖЕ НАЗЫВАЛИ,ДАВАЙТЕ ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРИМ(ДУХОВЫЕ,СТРУННЫЕ,УДАРНЫЕ)

-СЕЙЧАС НАСТАЛО ВРЕМЯ ПОСЛУШАТЬ КАК МОГУТ ЗВУЧАТЬ ЭТИ ГРУППЫ МУЗ.ИНСТРУМЕНТОВ.

1 ПРОИЗВЕДЕНИЕ(ДЛЯ ДДУХОВЫХ)-ТАНЕЦ ПОСТУШКОВ ИЗ БАЛЕТА ,,ЩЕЛКУНЧИК»  П.И.ЧАЙКОВСКОГО.

-ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ ОБ УСЛЫШАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ,КАКАЯ ЗВУЧАЛА МУЗЫКА.(ГИБКАЯ,ПЛАСТИЧНАЯ,ТАНЦЕВАЛЬНАЯ,УМЕР

ЕННАЯ,ОЩУЩЕНИЕ БАЛЕТНОСТИ,ЛЕГКОСТИ)

ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ,,ТАНЕЦ,,ПОСТУШКОВ»ИЗ БАЛЕТА

,,ЩЕЛКУНЧИК»П.И.ЧАЙКОВСКОГО.(1840-1893)

П.И.ЧАЙСКОВСКИЙ-ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР,(РОДОНАЧАЛЬНИК РУССКОГО БАЛЕТА)

2 ПРОИЗВЕДЕНИЕ(ДЛЯ УДАРНЫХ),:,,ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ КАРМЕН»;ДЖОРЖ БИЗЕ ФРАН.КОМПОЗИТОР.

-КАКУЮ МУЗЫКУ МЫ СЕЙЧАС ПРОСЛУШАЛИ(СМЕЛАЯ,ЧЕТКАЯ,РИТМИЧНАЯ)

3 ПРОИЗВЕДЕНИЕ( ДЛЯ СТРУННЫХ):,,АВЕ МАРИЯ»АВСТРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР-ФРАНЦ ШУБЕРТ.

«ХВАЛА ТЕБЕ МАРИЯ»

ЗВУЧАНИЕ КАКОГОМУЗЫКАЛЬНОГОИНСТРУМЕНТА ВЫ СЕЙЧАС СЛЫШАЛИ?(СКРИПКА)

ПОЧЕМУ КОМПОЗИТОР ДОВЕРИЛ ИСПОЛНИТЬ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ СТРУННЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ.(ОНИ СПОСОБНЫ ВЫРАЖАТЬ ВОЗВЫШЕННОСТЬ,МЕЛОДИЧНОСТЬ,ТРЕПЕТНОСТЬ).

-А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ КАРТИНУ ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА РАФАЭЛЯ,,ТЕКСТИНСКАЯ МАДОННА»И ПОДУМАЕМ ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ УСЛЫШАННОЙ НАМИ МУЗЫКОЙ И КАРТИНОЙ(ЛЕГКИЕ,ВЕЛИКИЕ,ВОЗВЫШЕННЫЕ,ЧИСТЫЕ,ТРЕПЕТНЫЕ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

3.1 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО,ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ.

-КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКАМИ ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ?(ВЫДОЛБЛЕННОЕ ДЕРЕВО,ПОЛАЯ КОСТЬ,ТЕТЕВА ЛУКА)

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ К КАКИМ МУЗ-ЫМ ИНСТРУМЕНТАМ ОБРАТИЛИСЬ КОМПОЗИТОРЫ,ЕСЛИ БЫ ХОТЕЛИ ВЫРАЗИТЬ В СВОЁМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ,БАЛЕТНЫЙ ХАРАКТЕР.

(КДУХОВНЫМ)-КАК ОСНОВНОМУ,СОЛИРУЮЩЕМУ МУЗ.ИНСТРУМЕНТУ.

-А ЕСЛИ НУЖНО ВЫРАЗИТЬ ВЗРЫВ,СТРАСТЬ,ОГОНЬ,ЧЁТКИЙ РИТМ-КАКИЕ МУЗ.ИНСТРУМЕНТЫ НАМ ПОМОГУТ?(УДАРНЫЕ)

-А КОГДА НАМ ПОНАДОБИТЬСЯ ВОСХИЩЕНИЕ,СПОКОЙСТВИЕ,ТРЕПЕТНОСТЬ-ТО К КАКИМ ИНСТРУМЕНТАМ МЫ ОБРАТИМСЯ?(К СТРУННЫМ)

3.2 СЛОВЕСНАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

--РЕБЯТА,ВЫ СЕГОДНЯ БЫЛИ ОЧЕНЬ АКТИВНЫМИ,РАССУДИТЕЛЬНЫМИ,ТВОРЧЕСКИМИ.

-С ВАМИ БЫЛО ПРИЯТНО БЕСЕДОВАТЬ,РАССУЖДАТЬ,СЛУШАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

СПАСИБО ЗА УРОК .

3.3 ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-ДОМА ПРИДУМАЙТЕ,ПОЖАЛУЙСТА СВОЙ МУЗ.ИНСТРУМЕНТ,НАРИСУЙТЕ ЕГО И ДАЙТЕ ЕМУ НАЗВАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия по музыке 2 класс

Внеклассное занятие потеме "Русская народная песня-зеркало жизни русского народа". Основное содержание посвящено жизни  девочки, девушки.женщины на Руси....

Презентация к внеклассному занятию "Кукла матрёшка. История возникновения матрёшки"

Презентация к внеклассному занятию "Кукла матрёшка. История возникновения матрёшки"....

История возникновения музыкальных инструментов

В статье рассказывается об истории возникновения музыкальных инструментов и о русских народных ударных инструментах...

История возникновения музыкальных инструментов

В занятии раскрываются не только истоки возникновения ударных, духовых и струнных музыкальных инструментов, приемы игры на них, но и продемонстрированы  возможности изготовления простейших музыка...

Мастер-класс на тему "История возникновения музыкальных инструментов. Способы и приемы игры на ударных и духовых инструментов ансамбля РНИ"

Музыка является частью культуры каждого народа. Музыка постоянно изменяется. То что в древности считали музыкой для нас это просто набор звуков. С развитием человечества изменялась и музыка....

Конспект внеклассного занятия по музыке «Золотая осень»

Данная разработка поможет  совершенствовать речь детей,  систематизировать их знания об осенних  изменениях в природе. На занятии продолжается работа над формированием умения ...