Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya_pushkin_2013.doc102.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальный проект

«Наш Пушкин»

П часть

«Пушкин в литературе и музыке»

Целевой компонент проекта :

Цель:

         Формирование универсальных учебных действий посредством изучения литературных и музыкальных произведений:

  • познавательных: узнать историю создания романсов на стихи А.С. Пушкина
  • коммуникативных: умение с достаточной точностью выражать свои  мысли  
  • регулятивных: (волевая саморегуляция);
  • личностных: (нравственно – эстетического оценивания).

Задачи:

        

      1. Создать условия для организации творческой работы детей над проектом.

2. Организовать проектную деятельность детей в группах – театральных коллективах: самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка  к выступлению.

 3.Организовать работу по осмысленному исполнению музыкальных произведений на стихи Пушкина: изучить литературные произведения, историю их создания.

 4. Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой   группы;

5. Организовать рефлексивную деятельность учащихся;

6.Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельно-

сти: поддерживать в детях желание работать над продолжением проекта.

Ожидаемый результат:

1. Учащиеся  изучат произведения А.С. Пушкина, овладеют музыкальной        стороной вопроса, исследуют историю создания романсов.

2. Учащиеся научатся самостоятельно работать в группах: распределять роли, знать  и правильно выполнять  ролевые обязанности

3.Учащиеся научатся слушать мнения других и высказывают свое.

4. У детей сформируются презентационные умения.

5.Учащиеся получат эстетическое удовольствие от деятельности на    мероприятии.  

Используемые технологии: проектная технология,  технология диалогового

взаимодействия.

Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный.  

Организационные формы мероприятия: фронтальная, групповая,    индивидуальная.

Оснащение мероприятия:

  • мультимедийный комплект
  • презентация по теме «Пушкин в литературе и музыке», «Пушкинский Петербург»
  • музыкальные инструменты (блок-флейты, ф-но)
  • оформление помещения элементами пушкинской эпохи (цилиндр, веер, подсвечник …)
  • задания для следующего мини-проекта

                     План   проекта

Этапы мероприятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие.

Проверка готовности к мероприятию.

Настрой обучающихся на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

Распределение  детей по группам

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация

знаний

Мотивация к деятельности.

Организация работы с презентацией.

Активизация. Фронтальная беседа с

опорой на знания, полученные в процессе работы над

предыдущим проектом

«Друзья-лицеисты».  

Формулирование темы проекта.

Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция,

целеполагание;

Познавательные:

логические, общеучебные действия постановки и решения проблем;

Практический

Определение  порядка выступления каждой группы.

Оказание индивидуальной помощи учащимся.

Самостоятельная подготовка к выступлению каждого участника группы, взаимопомощь.

Познавательные:

Действия постановки и решения проблемы,

Коммуникативные:

Планирование, постановка вопросов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

Волевая саморегуляция.

Презентационный 

Презентация  выступлений участников групп.

Регулятивные:

волевая саморегуляция,

Рефлексивный

(анализ новой ситуации)

Фронтальная беседа

Анализ работы на проекте.

- Что во мне изменилось?

- Что я могу делать, чего раньше не умел?

Регулятивные:

контроль;

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание.

                                   

Сценарий  проекта

«Пушкин в литературе и музыке»

                                      «Что же такое стихи Пушкина – поэзия или музыка?

                                       Скорее  всего, то и другое, слившееся в единое целое,

                                       где звуки образуют картины, слова блещут красками,

                                       вьются образами, звучат гармонично».                              

                                                                                                              В.Белинский

                                                                         

 1. Организационный этап (слайд№1)

    Приветствие.  Подготовка к мероприятию.  Самоорганизация.

   Класс заранее разделен на 5 групп.  У каждой группы своя эмблема. У всех

  детей – музыкальные инструменты (блок-флейты) (слайд№2)

 2. Актуализация знаний

   Дети исполняют «Гимн лицеистов» Музыка Вильгельма Теппера,

   Слова Михаила Яковлева. (слайд №3)

   Учитель: Как вы думаете, почему мы начали работу по защите проекта

   «Пушкин в литературе и в музыке» с исполнения «Гимна лицеистов»?

 

        1 ведущий: 20 ноября мы защищали проект «Друзья-лицеисты». Работая над           новым проектом, мы сделали вывод о том, что творчество А.С.Пушкина связано с его лицейскими друзьями. (слайд №4)

Учитель: Давайте освежим в памяти основные  детали прошлого проекта.

Учитель: Где находится Царскосельский лицей? (слайд №5)

Ученик: В  Царском Селе, ныне город Пушкин.

Учитель: Кто учился в Лицее? (слайд № 6)

Ученик: Дети дворян из знатных семей.

Учитель: Назовите лицейских друзей Пушкина.

Ученик: Антон Дельвиг, Иван Пущин, Михаил Яковлев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бакунин, Владимир Вольховский. (слайд №7)

Учитель: Расскажите: кем стали лицеисты?

Ученик: Поэтами стали Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер. Михаил Яковлев  и Николай Корсаков – писали  романсы на стихи Пушкина. Издателем работал Антон Дельвиг. Александр Бакунин и Владимир Вольховский стали военными.

2 ведущий:  Все Лицеисты из первого пушкинского

выпуска стали известными в России людьми.

1 ведущий:   Лицейская дружба осталась на всю жизнь. Лицеисты поддерживали друг друга. Особенно трепетно они относились к

Пушкину, как к самому талантливому из них. И, действительно, стихи

Пушкина отличаются красотой слога,  напевностью, музыкальностью,

поэтому они всегда привлекали и привлекают   и  читателей, и композиторов.

3. Практический этап (слайд №8)

2 ведущий: Сегодня мы расскажем об истории создания романсов на стихи Пушкина, которые мы исполняем. (слайд №9)

1ведущий: для  изучения этого вопроса ученики нашего класса разделились на  5 групп. Каждая группа выбрала для исследования свой любимый романс.

2 ведущий: Мы изучали любимые романсы: пользовались

энциклопедиями, справочниками, брали материалы из интернета, а какого труда нам стоило научиться красиво петь и играть эти музыкальные произведения.

1ведущий: Представляем на ваш суд результат нашей работы.

4. Презентационный этап

1ведущий: Приглашаем творческую группу «Зимний вечер».

(На сцену выходит 1 группа).

1 ученик: Темы пушкинского творчества неисчерпаемы.  Каждое   его

стихотворение – это целостный художественный мир. Пушкин написал

«Зимний вечер»  в  1825году,  когда он находился в ссылке в родовом

имении – селе Михайловском.  Единственным близким ему  человеком

была старенькая няня. Именно ей поэт посвятил это замечательное

стихотворение. (слайд №10)

Из воспоминаний современника Пушкина: (слайд №11)

2 ученик:

«А няню-то его помнишь? Правда ли, что он ее очень любил?

- Арину-то  Родионовну? Как еще любил-то! Она у него вот тут и жила.

И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть:

«Здорова ли мама?»- он ее все мамой называл.

3 ученик:

Ее простые речи и советы

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихою…

1 ученик:

Не буду вечером под шумом бури

Внимать ее рассказам затверженным

С детства мной – но все приятных сердцу –

Как песни давние или страницы

Любимой старой книги, в коих знаем

Какое слово где стоит.

1 ученик:

В 1831 году лицейский товарищ Пушкина – Михаил Яковлев написал

романс на стихи Пушкина «Зимний вечер»). (слайд №12)

(Звучит романс Михаила Яковлева «Зимний вечер» )

1ведущий: Этот романс удивительный по своей простоте и чуткости.

Музыка М.Яковлева – пример глубочайшего проникновения в суть стиха.

2 ведущий: Находясь в ссылке в Михайловском, Александр Сергеевич

Написал чудесное лирическое стихотворение «Я помню чудное

мгновенье».

Приглашаем творческую группу «Чудное мгновенье».

(Дети выходят на сцену ). (слайд №13)

1 ученик : В 1834 году вышло

стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое стало жемчужиной цикла стихов Пушкина.

2 ученик: Стихотворение было посвящено Анне Керн.

Она произвела на поэта незабываемое впечатление.

 3 ученик : В 1840 году , уже после смерти Пушкина, Михаил  Глинка                     написал музыку на  

 -сюжет стихотворения и посвятил ее дочери Анны

 Керн  - Екатерине.

– Михаил Глинка учился в Музыкальном Лицее,

А его учителем был лицейский товарищ Пушкина – Кюхельбекер. Именно Кюхельбекер привил

Михаилу любовь к поэзии Пушкина.

5 ученик : Впервые  стихотворение « Я помню…» было напечатано в 1825 году в известном альманахе «Северные цветы»,  издателем которого был Антон

         Дельвиг – лицейский товарищ Пушкина.

6 ученик : Романс Михаила Глинки построен таким образом , что каждая строфа в соответствии с ее литературным содержанием имеет и свое музыкальное оформление.

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

 (слайды №14, №15)

1ведущий: Михаил Глинка не раз обращался к творчеству А.С.Пушкина. Один из его знаменитых романсов «Признание». (слайд №16)

2ведущий: Предоставляем слово группе «Признание».

(На сцену выходит группа «Признание»)

.

Группа «Признание»

1ученик: В 1826 году Пушкин написал стихи о любви «Признание»   и до

сих пор сегодняшние литературоведы не могут определить,

кому Пушкин   посвятил это стихотворение, но большинство  литературоведов   предполагает, что оно посвящено сестре лицейского товарища Пушкина  – Екатерине Бакуниной.

2ученик: Бакунина Екатерина Павловна – старшая сестра Александра

Бакунина, товарища Пушкина по Лицею       была фрейлиной , художницей. Она училась живописи у Александра Брюллова.  Писала акварельные портреты.

 Пушкин познакомился с Екатериной , когда она навещала брата в Лицее и

всегда бывала на  лицейских  балах.

3ученик: Композитор  Михаил  Глинка был знаком с  Пушкиным  и  очень любил его творчество.  Познакомился он с  Пушкиным  благодаря младшему брату Пушкина Леве, который учился с младшим братом Михаила Глинки в Царскосельском Лицее.

4ученик:

(Звучит романс М.Глинки «Признание»)

2ведущий: Любовная лирика Пушкина – целый мир. Каждое его стихотворение - посвящение идеальной женщине.

1ведущий: Сейчас прозвучит романс Бориса  Шереметева на стихи

А.С. Пушкина  «Я Вас любил». Этот сюрприз приготовили нам студенты музыкально-педагического колледжа.

( Звучит романс в их исполнении). (слайд №17)

1ведущий: Поэзия Пушкина не могла оставить композиторов равно-

душными. Цезарь Кюи,  увлекся его поэзией и написал красивейший

романс «Царскосельская статуя». (слайд №18, №19)

2 ведущий: Слово предоставляется группе «Лицейская дева».

(На сцену выходит группа).

1 ученик:

1 ученик: В 1830 году 1 октября А.С.Пушкин написал лирическое стихотворение «Царскосельская статуя». Тогда П. был 31год. Он написал это стихотворение , чтобы читать его

 перед своими друзьями

в день встречи лицеистов. Этим стихотворением он хотел

сказать, что жизнь , как из разбитого кувшина  вода, никогда

не кончается. И, если умершего человека помнят, то его

жизнь останется в памяти всех , кто в него верит.

2 ученик: Через 40 лет родился Цезарь Анатольевич Кюи -

русский композитор и музыкальный критик. Он написал

более 100 романсов, но они не были популярны. Один

из самых известных – «Царскосельская статуя». Но  , к сожа-

лению,  Пушкин  не  услышал  эту  композицию.

3ученик: 26 сентября мы ездили в Царское Село (ныне город Пушкин). Зашли в лицейский сад. Там увидели «Царскосельскую статую» и полюбовались ее красотой.

4ученик:» Царскосельская статуя» привлекала внимание современных поэтов. Анна Ахматова, которая считала Пушкина своим любимым поэтом, тоже написала стихи об этой статуе.

5ученик:  Мне нравится романс Цезаря Антоновича Кюи, и  я

 с удовольствием его слушаю.

6 ученик: Очаровательная мелодия романса, поддерживается фортепианными пассажами. Она звучит словно журчание неиссякаемого источника, удерживает наше  внимание на прекрасном романтическом образе, созданном гением  поэта и талантом композитора.

 (Дети исполняют романс Ц.Кюи «Царскосельская статуя»).

2 ведущий: Не только стихи обращали на себя внимание русских музыкантов.  Его романы,  повести в стихах служили  для создания крупных музыкальных произведений – опер. (слайд№20)

1ведущий: Приглашается группа «Опера»

(На сцену выходит группа «Опера») (слайды №21, №22, №23, №25, №26)

1 ученик:

Группа «Опера»

1ученик: Стихи Александра Сергеевича Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. Его романы , повести в стихах служили материалом для создания опер.

2ученик: Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

3ученик: На сюжеты произведений Пушкина   написаны оперы и

балеты.  Например: «Борис Годунов», « Пиковая  дама», « Евгений Онегин», «Руслан и Людмила»,  «Сказка о царе Салтане» и другие.

На сюжеты Пушкина было создано 10 балетов и 20 опер.

4ученик: Композиторы Чайковский, Даргомыжский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Глиер, Минкус, Рахманинов  писали  оперы  и   балеты на сюжеты

замечательных произведений Пушкина.

5.Рефлексивный этап

2ведущий: Окончен наш проект-концерт.   Давайте подумаем …

 (слайд №27) 

1. Изменилось ли что-то в тебе благодаря участию  в  проекте?

2. Что произвело на тебя наиболее сильное впечатление?

3. Над чем бы ты хотел поработать в последней части проекта?

     

   -  Интересно ли было работать над литературно-музыкальным    проектом?

            -  Кому было трудно работать в группе? Почему?

            -  Кто получил удовольствие от работы с товарищами?

       -  Кто хотел бы продолжить исследования по теме «Наш Пушкин»?

Перспектива

(Презентация: « Пушкинский Петербург», слайд №1)

     1ведущий: В этом году мы будем работать над еще одним проектом,    который будет посвящен  А.С. Пушкину. А какой это будет проект вы узнаете, когда посмотрите на карту нашего любимого города, сделанную со спутника.

На карте отмечены места в Санкт-Петербурге, которые связаны с именем великого поэта. (слайд № 2)

(Каждая группа получает задание: исследовать объект, связанный с именем поэта) Дети вытаскивают конверт с заданием. (слайды №3, №4, №5, №6, №7)

Учитель:

В завершении мероприятия прозвучит песня С.Смольянинова  «Краски Петербурга» в исполнении детей. (слайд №8)

 

Используемые источники:

        

  1. «Большая Советская энциклопедия». Москва. Издательство «Советская

Энциклопедия».1975г., том 21.

  1. « А.С.Пушкин». Школьный энциклопедический словарь.Москва."Просве-

щение.» 1999г., под редакцией В.И.Коровина.

          3. Ресурсы Интернет: http://primanota.ru/, http://feb-web.ru/

          4. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная шкатулка»

5. «Былой Петербург. Пушкинский век».А.М.Гордин , М.А.Гордин

    Издательство «Пушкинского фонда» Санкт-Петербург, 2006г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте "Заглавная буква Ю" "Школа 2100"

Данный урок проведен в 1 классе в рамках месячника начальных классов и был представлен на конкурс "Современный урок по ФГОС ". Сопровождается презентацией...

Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Открытый комбинированный урок "В гостях у сказки" (математика, литература) 1 класс

Отработка навыков сложения и вычитания в пределах десятка, выполнение логических заданий, заданий по комбинаторике, решение текстовой задачи; чтение русской народной сказки «Теремок», подготовка чтени...

Презентация к уроку-проекту "Пушкин в литературе и в музыке".

Презентация содержит материал к интегрированному уроку-проекту: литература+музыка....

Конспект итогового урока-проекта в 4 классе по ОРКСЭ

Изучение курса ОРКСЭ завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения. Так, например, в нашей шко...

Конспект открытого урока-проекта английского языка в 4 классе по теме "Seasons"

          Во время урока ученики работают группами, показывая свой уровень знаний материала по темам "Времена года", "Одежда", "Английские праздники".  ...