урок по музыке в 3 классе по ФГОС
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Моисеева Ирина Павловна

Это урок, построенный на активизации самостоятельного мышления учащихся при слушании музыкального произведения.

 В процессе слушания музыки выполняется творческая работа, по окончании основной части урока обдумываются вопросы теста. Степень усвоения музыкального материала позволит проверить краткая викторина. Все правильные ответы выводятся на экран, и каждый учащийся может самостоятельно проверить результаты своей деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Ф.И.О.  педагога Моисеева Ирина Павловна

Предмет: Музыка

Класс: 5

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков

Тема урока:

Музыкальный образ  Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт».

Задачи урока

расширение знаний о творчестве Э. Грига;

совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;  развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;

формирование устойчивого интереса к классической музыке.

Цели урока

углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений

Место проведения занятий

Кабинет искусство

Оборудование

Компьютер, экран,  синтезатор и фортепиано, презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг). 

Виды контроля и измерители

Промежуточный. Взаимопроверка.

Универсальные учебные действия:

Планируемые результаты деятельности:

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Основное содержание темы урока

Выполнение творческого задания, определение названий телепередач по характеру звучащей музыки, выполнение музыкально-ритмических движений. Просмотр видео о тапёре.

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Самоопределение

К учебной деятельности

Исполнение музыкального приветствия

Исполнение

(в диалоге с учителем).

Организация класса.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Пробное учебное действие

В любом музыкальном произведении так же, как в романе, повести, сказке, картине, есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесные описания событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов

Актуализация знаний учащихся.

1.Кто такой Генрих Ибсен?

_ Генрих Ибсен - норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме?

 композитор Эдвард Григ.

3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга?

 -Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета

Постановка учебной задачи.

Перед вами ноутбуки, и есть у групп задания:  1 группа – работает с интернетом, 2 группа – работает по карточкам

1 группе. Что такое сюита? ответ

-( Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.)

2 группе. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут вспомнить сведения о нем предложения с пропущенными словами. (приложение 1)

1 группа. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака.

Регулятивные:  контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном.

Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с предложением создать портрет композитора).

Сейчас речь пойдет о прикладной музыке. Вы ее слышали в любом немузыкальном фильме или театральном спектакле. Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен. Бывает так, что когда великий композитор сочиняет “второстепенную” музыку, она выходит за рамки простого сопровождения и приобретает самостоятельное значение, становится самостоятельным художественным произведением. Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

 В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену. Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как называются части Первой сюиты?

1. Что такое пейзаж?

2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным пейзажем?

3. К указанию темпа в этом произведении композитор добавил слово пастораль. Что это означает?

( ответы учащихся)

Звучит  пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига

 «Утро»

 В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.

Слушание музыки, наблюдение по нотам.(Приложение  3)

1.Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

2. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака.

Регулятивные:  контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном.

Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с предложением создать пейзаж «Утро»).

Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”? Образ-пейзаж.

Заполни таблицу (Приложение 2).

Звучит  пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига. «Смерть Озе»

 Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.

Слушание музыки, наблюдение по нотам.(Приложение 4)

1. В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры мы здесь услышали?

2. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?

3. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена.

Заполни таблицу (Приложение 2)

Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в танце хочет очаровать Пера своей красотой.

1. В следующих нотных примерах укажите “Танец Анитры”, “Песню Сольвейг”.

№ 1 – “Танец Анитры”, № 2 - “Песня Сольвейг”.

2. Кто из этих персонажей невеста Пера Гюнта, а кто – дочь вождя бедуинов?

3. Похожи ли музыкальные характеристики этих героинь?

Звучит  пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига

«Танец Анитры».

Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,35 сек.

1.Какой оркестровый состав в пьесе “Танец Анитры”, и какие в ней используются приемы звукоизвлечения?

2. Расскажите об особенностях мелодии “Танца Анитры”. Как они связаны с образом Анитры?

3. Какой метод развития использует Григ для изображения характера Анитры?

4. Можно ли назвать эту пьесу портретом?

 Заполни таблицу (Приложение  2):

Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт” имеет фантастический характер?

Горный король – это тот самый злой король троллей. Еще его называют Доврский Дед. Это он внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал совершать дурные поступки. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.

“Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне”.

Г. Ибсен

“В пещере горного короля”.

 Слушание музыки. Фрагмент из мультипликационного фильма “Гномы и горный король”. 2,34 сек.

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета.

Звучит  пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига

1. Созвучны ли стихи музыке?

2. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”?

3. Что изменяется с каждым проведением темы пьесы “В пещере горного короля”?

4. Какие инструменты мы видим на экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В пещере горного короля”?

5. Как вы думаете, какой образ присутствует в пьесе: образ-настроение или образ-сцена? Образ-сцена.

 Заполни таблицу (Приложение 2)

В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

1. Что такое лейтмотив?

2. Какой дополнительный инструмент появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его использовал? (Арфа).

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета.

Звучит  пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига

«Песня Сольвейг»

“Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии”, - писал Григ о “Песне Сольвейг”.

Слушание музыки, наблюдение по нотам. 5,20 сек.

1.В какой форме написана “Песня Сольвейг”? Каков характер каждого раздела?

2. Выполнение творческого задания под музыку. Необходимо раскрасить два контура Сольвейг в соответствии с настроением каждого раздела . 5,20 сек. Приложение 2.

Заполни таблицу (Приложение. 2)

Включение в систему знаний и повторения

Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

-А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии?

Проверь себя, ответив на вопросы теста.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала

Личностные: самоопределение

Рефлексия учебной  деятельности

Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?

 Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.

Дети дают оценку своей работе.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:  рефлексия

Регулятивные: самооценка

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Попробуйте сочинить сказочную мелодию, используя повышенные и пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере горного короля”).

Используемые источники:

1.  Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.

2.Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.

3. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).

4.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).

5. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. – 224 с., ноты.

6. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.

7.  http://yandex.by/yandsearch?text

8.  http://www.visualdictionaryonline.com/arts-architecture/music/stringed-instruments/violin-family.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...

Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс по ФГОС

Календарно - тематическое планирование составлено по новым требованиям ФГОС....

рабочая программа по музыке 2 класс по ФГОС

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения ...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...

Рабочая программа по музыке 1 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по музыке 1 класс ПНШ ФГОС...

КТП по Музыке 4 класс перспектива ФГОС

КТП по музыке 4 класс Критская С УУД...