Урок музыки
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№2 с.Кривополянье
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
Урок музыки во 2 классе
«Русские народные инструменты»
Подготовила и провела:
учитель музыки Викулина Т.А.
Тема: Русские народные инструменты
Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.
Задачи:формировать и развивать творческую активность личности, знать культуру своего народа, уважительно к ней относиться.
УУД: Будут знать народные инструменты; научатся различать звучание народных инструментов; выразительно исполнять песни.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Вход детей под русскую народную музыку. (Музыка)
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы побываем с вами в сказочном мире звуков, музыки и хорошего настроения.И узнаем, какие инструменты живут в этом удивительном мире.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!
– О чём это четверостишие? (о музыке в природе, о музыке вокруг нас)
– Какие звуки музыки вы слышали в природе? (пение птиц, журчание ручья, шелест листвы)
– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её? (тихо, затаясь, закрыв глаза)
- Актуализация знаний
Вы сказали, что музыку дождя можно услышать в природе. Давайте с вами споёмзакличку «Дождик»
Поём хором:
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!
– Почему эта песенка называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку?(Народ)
– Как родились народные песни?ответы детей
– Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все события сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
– О чём нам могут рассказать народные песни?( Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.)
- Постановка проблемы
Ребята, раз мы сегодня говорим о русских народных песнях, давайте споём песню «Во поле берёза стояла». А как любил русский народ исполнять песни? (Безмузыки т.е. без аккомпанемента, акапелла)
Да, русский народ очень любил исполнять песни акапелла и сейчас мы попробуем спеть песню «Во поле берёза стояла» без сопровождения музыки.
У вас на карточках напечатан куплет из этой песни (заранее напечатать куплет всем на парты)
– Поём 4 куплет из русской народной песни «Во поле береза стояла».
– О чём говорится в этом куплете?( ответы детей)
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка…
Ребята, а как вы думаете, что такое гудочки? (Ответы детей)
А как вы думаете, гудочки – русский народный инструмент или нет? (ответы детей)
А почему вы считаете что он русский нар. инструмент?( Ответы детей)
Где же народ берёт инструменты?
(Дети: мастерят сами, поэтому они и называются народными).
Значит народ любил исполнять песни и под музыку? А ещё какие народные инструменты вы можете назвать? Ответы детей.
Ребята, а можете ли вы сейчас попытаться определить тему нашего урока?
(говорят дети, выходит слайд)
Название темы урока. (Русские народные инструменты) Слайд 1
Да, мы сегодня будем знакомиться с русскими народными инструментами.
А чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (ответы детей)
Да, сегодня вы узнаете виды народных инструментов, научитесь различать их звучание и исполнять на них музыку.
Все наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение и использовали на народных праздниках.
- «Открытие» нового.
И начнём мы наше знакомство с самого старинного струнного инструмента-гусли. Слайд 2
Корпус гуслей в старину строился из дереваярова, отчего и назывались «яровчатые». Старинные гусли были 4, 5, 6. 9-ти струнные. Различались они и размерами. Самые большие гусли были почти 1 метр, а самые маленькие- 35см.
Включить звучание гуслей.На фоне звучания гуслей учитель :
–На нём играли гусляры, пели былины.
Ребята, а что вы знаете о былинах? (ответы детей)
Гусляры ходили по белому свету и сказывали о делах минувших дней, о богатырях земли русской, пели былины.
Слайд 3(рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).
Рассмотрим картину Васнецова «Гусляры»
На этой картине мы видим как гусляры присели отдохнуть и рассказать о каком –то интересном событии. На гуслях мог играть не каждый, а только обученный этому человек.
Слайд 4 пустой
А вот на этом инструменте (показать свистульку) может играть кому захочется.
Информацией о нём поделится с нами Настя (зачитывает)
Слайд 5 СВИСТУЛЬКА
Свистулька – музыкальный инструмент, изготовленный из глины. Её звучание напоминает песню жаворонка. Использовалась и как игрушка для детей.Птица — наиболее распространенная свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. С давних времен при помощи свистульки в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».
Ребята, а вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке мелодию? Хорошо! Тогда попробуйте наиграть, или, как говорят в народе, насвистать на свистульке мелодию песни «Во поле берёза стояла». (дети выполняют задание)
( 2-3 человека пробуют насвистать). Молодцы, вы справились с заданием.
А теперь вашему вниманию я предлагаю загадку, а отгадка, не менее интересный музыкальный инструмент.
Загадка: У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
О каком инструменте говорится в загадке? Правильно, о балалайке.
Слайд 6(Балалайка)
– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить.
А теперь давайте прослушаем фрагмент оркестра «Цыганочка»(фрагмент – оркестр, «Цыганочка) и попробуем услышать звуки знакомых нам музыкальных инструментов.
Вопрос к детям: Какой характер у музыки? Отв. детей.Бойкий, задорный, быстрый, весёлый,под неё хочется плясать),
А сейчас я буду перечислять муз.инструменты , а вы если слышали звучание этого инструмента – хлопаете (Перечисляю: трещотка, бубен, гусли, свистулька,балалайка)
Ответ детей…
Молодцы. Теперь, я уверена, вы можете мне назвать струнные народные инструменты.
Ответы детей (балалайка, гусли)
И отдых наш будет под балалайку.
Физкультминутка:
Заиграла балалайка
Тренди-брень, тренди-брень
Скачут зайки на лужайке-
Тренди-брень, тренди-брень.
Молодцы!
Прочитайте пожалуйста стих-е и вместо точек вставьте нужное слово.
Слайд7 со стих-ем.
Была берёзовая чурка
Валялась, где лежат дрова
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два
Два чуда- две чудесных …! (ложки)
Округлых, звонких .расписных!
Чечётку даже без гармошки
Я так отплясывал под них!
Ребята, а мы можем сказать, что это струнный инструмент? (Нет) Почему? Ответы детей.
Слушаем ансамбль ложкарей «Задорныйсормачёк»(включить). Вам понравилось? Услышали как играют на ложках? Давайте и мы с вами попробуем . Настучим 2 строчки из песни «Во поле берёза стояла»Игра учеников на ложках.
Слайд 8 пустой.
А вот этот ударный инструмент (показать бубен) вам хорошо знаком
– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Особенно широко применялся у военных и у скоморохов.
– Прослушайте звучание бубна.(Включить)
А вы так сможете? Давайте поиграем. Под звучание музыки «Во поле берёза стояла» передаётся бубен
Игра: Ты катись наш звонкий бубен,
Быстро, быстро по рукам.
Где найдёшь ты остановку-
Там на нём сыграют нам. ( На ком музыка остановилась, тот и наигрывает услышанную мелодию)3-4 челов.
А вот этот инструмент знаете? Показываю трещотку.
Слайд 9. Трещотка
А как вы думаете он струнный или ударный?. Тот инструмент по которому мы ударяем рукой или палочкой называется- ударным.
Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.
Слайд 10 пустой
Ребята, мы сегодня познакомились со многими русскими народными инструментами.
Каждый инструмент – источник звука и красив по- своему. А если их собрать в дружный коллектив, то получится? (оркестр)
Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? Это коллектив музыкантов, играющих на различных муз-ых инструментах.
Слайд 11 (оркестр)
Бубен, свистулька, трещотки, да деревянные ложки
Поиграем на них немножко.
Слайд 12 пустой.
Работа в группах.
Первая группа –первый ряд; вторая группа –второй ряд, третья группа- третий ряд . У нас получилось 3 оркестра, а оценивать вашу игру будут наши гости. (Под звучание музыки «Во поле берёза стояла» дети играют на инструментах у доски)
Молодцы! А сейчас у вас есть возможность показать, что вы знаете о народных инструментах
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Карточки с названием инструментов, ученики делят их на группы: струнныеи мелодичныеинструменты (гусли, балалайка, свистулька, гудочки)
Ударные (бубен, трещотки, ложки).
Спросить 2-3 человека. Проверка на Слайде13 .
Молодцы.
Рефлексия.
На доске прикреплены два рисунка: улыбающееся личикогрустное личико
Ребята, какое настроение вас сопровождало на уроке радостное или грустное?
Прикрепите свои имена под тем рисунком, который соответствует вашему настроению. (Заготовить напечатанные имена и магнитики)
Итог урока.
Что нового узнали?
А научились чему?
Какие струнные инструменты знаете? Отв.
А как называют инструмент, по которому ударяют ладонями или палочкой (ударным)
Домашнее задание: нарисовать какой-либо народный инструмент.
Оценки.
Струнные (мелодичные)гудочки
балалайка
свистулька
бубен
Ударные трещотка
гусли
ложки
Куплет из песни:
Срежу я с берёзы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка
Люли, люли три пруточка
Люли, люли три гудочка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».
IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...