Урок музыки
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Викулина Татьяна Алексеевна »

ум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vikulina_t.a.docx103.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№2 с.Кривополянье

Чаплыгинского муниципального  района Липецкой области

Урок музыки во 2 классе

«Русские народные инструменты»

http://www.manhunter.ru/upload/7d/13/7d13027eb365478798f5686141feee5e.jpg

Подготовила и провела:

учитель музыки Викулина Т.А.

Тема: Русские народные инструменты

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи:формировать и развивать творческую  активность личности, знать культуру своего народа, уважительно к ней относиться.

УУД: Будут знать народные инструменты; научатся различать звучание народных инструментов; выразительно исполнять песни.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Вход детей под русскую народную музыку. (Музыка)

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы побываем с вами в сказочном мире звуков, музыки и хорошего настроения.И узнаем, какие инструменты живут в этом удивительном мире.

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,
Повсюду музыка слышна!

– О чём это четверостишие? (о музыке в природе, о музыке вокруг нас)
– Какие звуки музыки вы слышали в природе?
(пение птиц, журчание ручья, шелест листвы)
– Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её? (тихо, затаясь, закрыв глаза)

  1. Актуализация знаний

Вы сказали, что  музыку дождя можно услышать в природе.  Давайте с вами споёмзакличку «Дождик»

Поём хором:

Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, лей, лей, лей!
На меня и на людей!

– Почему эта песенка  называется «закличка»?
– Кто написал эту песенку?
(Народ)
– Как родились народные песни?ответы детей
– Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Все  события сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
– О чём нам могут рассказать народные песни?( Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.)

  1. Постановка проблемы

Ребята, раз мы сегодня говорим о русских народных  песнях, давайте споём песню «Во поле берёза стояла». А как любил русский народ исполнять песни? (Безмузыки т.е. без аккомпанемента, акапелла)

Да, русский народ очень любил исполнять песни акапелла  и сейчас мы попробуем спеть песню «Во поле берёза стояла» без сопровождения музыки.

У вас на карточках  напечатан  куплет из этой песни (заранее напечатать куплет всем на парты)

– Поём  4 куплет  из русской народной песни «Во поле береза стояла».


– О чём  говорится в этом куплете?( ответы детей)

Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка…

Ребята, а как вы думаете, что такое гудочки? (Ответы детей)

А как вы думаете, гудочки – русский народный инструмент или нет? (ответы детей)

А почему вы считаете что он русский нар. инструмент?( Ответы детей)

Где же народ берёт инструменты?

(Дети: мастерят сами, поэтому они и называются народными).

Значит народ любил исполнять песни и под музыку? А ещё какие народные  инструменты вы можете назвать? Ответы детей.

Ребята, а можете ли вы сейчас попытаться определить тему нашего урока?

 (говорят дети, выходит слайд)

 Название темы урока. (Русские народные инструменты)  Слайд 1

Да, мы сегодня будем знакомиться с русскими народными инструментами.

А чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (ответы детей)

Да,  сегодня вы  узнаете виды народных инструментов, научитесь  различать их звучание и исполнять на них музыку.

Все  наши предки владели секретом изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение и использовали на народных праздниках.

  1. «Открытие» нового.

И начнём мы наше знакомство с самого старинного струнного инструмента-гусли.   Слайд 2

Корпус гуслей в старину строился из дереваярова, отчего  и назывались «яровчатые».  Старинные гусли  были 4, 5, 6. 9-ти струнные. Различались они и размерами.  Самые большие гусли  были  почти 1 метр, а самые маленькие- 35см.

Включить звучание гуслей.На фоне звучания гуслей учитель :
–На нём играли гусляр
ы, пели былины.

Ребята, а что вы знаете о былинах? (ответы детей)

Гусляры ходили по белому свету и сказывали о делах минувших дней, о богатырях земли русской, пели былины.

Слайд 3(рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

Рассмотрим картину Васнецова «Гусляры»

 На этой картине  мы видим  как гусляры присели отдохнуть и  рассказать о каком –то интересном событии. На гуслях мог играть не каждый, а только обученный этому человек.

Слайд 4 пустой

А вот на этом инструменте (показать  свистульку) может играть кому захочется.

 Информацией о  нём  поделится с нами Настя (зачитывает)

Слайд 5 СВИСТУЛЬКА

Свистулька – музыкальный инструмент, изготовленный из глины. Её звучание напоминает песню жаворонка.  Использовалась и как игрушка для детей.Птица — наиболее распространенная свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. С давних  времен при помощи свистульки в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

Ребята, а вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке  мелодию? Хорошо! Тогда попробуйте наиграть, или, как говорят в народе, насвистать на свистульке мелодию  песни «Во поле берёза стояла». (дети выполняют задание)

 ( 2-3 человека  пробуют насвистать). Молодцы, вы справились с заданием.

А теперь вашему вниманию я предлагаю загадку, а отгадка, не менее интересный  музыкальный инструмент.

Загадка: У неё есть три струны ,
              Их рукой щипать должны,
             Можно под неё  плясать
             И по-русски приседать.

О каком инструменте говорится в загадке? Правильно, о балалайке.

Слайд 6(Балалайка)

– Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить.

А теперь давайте прослушаем фрагмент оркестра «Цыганочка»(фрагмент – оркестр, «Цыганочка) и попробуем услышать звуки знакомых нам музыкальных инструментов.

Вопрос к детям:  Какой характер у музыки? Отв. детей.Бойкий, задорный, быстрый, весёлый,под неё хочется плясать),

 А  сейчас я  буду перечислять муз.инструменты , а вы если слышали звучание этого инструмента – хлопаете  (Перечисляю: трещотка, бубен, гусли, свистулька,балалайка)

Ответ детей…

Молодцы. Теперь, я уверена, вы можете мне назвать струнные народные инструменты.

Ответы детей (балалайка, гусли)

 И отдых наш будет под балалайку.

Физкультминутка:

Заиграла балалайка

Тренди-брень, тренди-брень

Скачут зайки на лужайке-

Тренди-брень, тренди-брень.

Молодцы!

Прочитайте пожалуйста стих-е и вместо точек вставьте нужное слово.

Слайд7 со стих-ем.

Была берёзовая чурка

Валялась, где лежат дрова

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее, не одно, а два

Два чуда- две чудесных …! (ложки)

Округлых, звонких .расписных!

Чечётку даже без гармошки

Я так отплясывал под них!

Ребята, а мы можем сказать, что это струнный инструмент? (Нет)  Почему? Ответы детей.

Слушаем ансамбль ложкарей «Задорныйсормачёк»(включить). Вам понравилось? Услышали как играют на ложках?  Давайте и мы с вами попробуем . Настучим 2 строчки из песни «Во поле берёза стояла»Игра учеников на ложках.

Слайд 8 пустой.

А вот  этот ударный  инструмент  (показать бубен) вам хорошо знаком

– Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Особенно широко  применялся у военных и у скоморохов.

– Прослушайте звучание бубна.(Включить)

А вы так сможете?   Давайте поиграем. Под звучание музыки «Во поле берёза стояла»  передаётся бубен

Игра: Ты катись наш звонкий бубен,

Быстро, быстро по рукам.

Где найдёшь ты остановку-

Там на нём сыграют нам. ( На ком музыка остановилась, тот и наигрывает услышанную мелодию)3-4 челов.

А вот этот инструмент знаете? Показываю трещотку.

Слайд 9. Трещотка

     А как вы думаете он струнный или ударный?. Тот инструмент по которому мы ударяем рукой или палочкой называется- ударным.

Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных  на ремешок.


Слайд 10
 пустой

Ребята, мы сегодня познакомились со многими русскими народными инструментами.

Каждый  инструмент – источник звука и красив по- своему. А если их собрать в дружный коллектив, то получится?   (оркестр)

Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? Это коллектив музыкантов, играющих на различных муз-ых инструментах.

Слайд 11 (оркестр)

Бубен, свистулька, трещотки, да деревянные  ложки

Поиграем на них немножко.

Слайд 12 пустой.

 Работа в группах.

 Первая группа –первый ряд;  вторая группа –второй ряд, третья группа- третий ряд . У нас получилось 3 оркестра, а оценивать вашу игру будут наши гости. (Под звучание музыки «Во  поле берёза стояла»  дети играют на инструментах у доски)

Молодцы! А сейчас у вас есть возможность показать, что вы  знаете о народных инструментах

Самостоятельная работа. Работа в парах.

Карточки с названием инструментов, ученики делят их на группы: струнныеи мелодичныеинструменты (гусли, балалайка, свистулька, гудочки)

Ударные (бубен, трещотки, ложки).

Спросить 2-3 человека. Проверка на  Слайде13 .

Молодцы.

Рефлексия.

На доске прикреплены два рисунка: улыбающееся личикогрустное личико

Ребята, какое настроение вас сопровождало на уроке радостное или грустное?

Прикрепите свои имена под тем рисунком, который соответствует вашему настроению. (Заготовить напечатанные имена и магнитики)

Итог урока.

Что нового узнали?

А научились чему?

Какие струнные инструменты  знаете? Отв.

А как называют инструмент, по которому ударяют ладонями  или палочкой (ударным)

Домашнее задание: нарисовать какой-либо народный инструмент.

Оценки.

Струнные (мелодичные)гудочки

                                                                            балалайка

                                                                            свистулька

                                                                            бубен

Ударные                                                           трещотка

                                                                            гусли

                                                                            ложки

Куплет из песни:

Срежу я с берёзы три пруточка

Сделаю из них я три гудочка

Люли, люли три пруточка

Люли, люли три гудочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...