Рабочая программа по музыке УМК "Планета знаний" 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования и ориентирована на работу в 1-4 классах. Программа обеспечивает формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности. Рабочая программа по составлена на основе программы курса «Музыка» 1-4 классы автора Т.И.Баклановой. На изучение предмета музыка отводится в 1 классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе 34 часа (1 час в неделю),в 4 классе 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа №11

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №11

___________Певцова О.Е.

«___»____________2014 г.

Рабочая программа

по музыке  

(базовый уровень)

УМК «Планета знаний»

1  класс  «Б»

 2014 учебный год

Составитель

учитель Дудник В.В.

г.Орехово-Зуево

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4 классов разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2010 год.

Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

Главная  цель  музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

  • формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
  • формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;
  • формирование и развитие музыкально_исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами,предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
  • формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
  • формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально - теоретических и музыкально - историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
  • формирование и развитие музыкально_релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получения новых, общественно - значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художественному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно - нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

Основные цели изучения музыки в начальной школе:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

 «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).

Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно - информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально - культурным традициям и др.).

Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

• «Музыка в жизни человека»;

• «Основные закономерности музыкального искусства»;

• «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линии основное внимание уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно – образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно - образного содержания произведений.

Третья содержательная линия реализуется через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио  и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально - поэтических традиций.

Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся  осуществляют все виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластические движения, драматизации).

Кроме  того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут:

  • «В школе Скрипичного ключа». Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры на гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.

Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.

Уроки музыки, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

• сквозного тематического планирования;

• выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;

• общности художественно - образного содержания  произведений различных видов искусства;

• общности духовно - нравственных смыслов произведений искусства.

Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:

  • Музыкально – информационная культура;
  • Культура музыкального восприятия;
  • Музыкально – исполнительская культура;
  • Музыкально – релаксационная культура.

Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности обучающегося является выявление и развитие способностей.

Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей обучающихся.

Музыкальные способности:

- музыкальный слух;

- музыкальная память;

- чувство ритма;

- певческие данные.

Творческие способности могут эффективно развиваться в процессе музыкального образования. В программе предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой  и авторской музыкальной деятельности.

Ядро культуры личности составляют духовно – нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Эти способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности.

Таким образом, музыкальное образование  должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.

Этому способствует целостная система задач музыкального образования:

  1. Формирование музыкально – информационной культуры личности:

- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;

- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;

-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)

2. Формирование культуры музыкального восприятия:

- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;

-  формирование потребности в восприятии музыки;

- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;

- воспитание музыкального вкуса;

- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.

3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:

- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;

- выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;

- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;

- навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

4. Формирование музыкально – релаксационной культуры:

- освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).

5. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.

6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

В основе программы лежит междисциплинарный и личностно – ориентированный подход, который рассматривается в нескольких аспектах:

Аксиологический контекст, способствует вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных образов и идеалов, которые не свойственны культурно - исторической психологии, и замещению их лучшими образцами и идеалами отечественной культуры.

Психологический контекст позволяет осуществить психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально – образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.

Семантический контекст обеспечивает обновление и систематизацию традиционного пространства уроков музыки.

Исторический контекст позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран.

Культурологический и этнокультурный контекст обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений, музыкальных инструментов в различных социокультурных и  этнокультурных средах.

Информациологический контекст, предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.

Экологический контекст,  предусматривает формирование  и развитие у обучающихся средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.

Художественно – эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.

Арт – терапевтический контекст дает возможность формировать у детей музыкально – релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства.

В программе для 1 – го класса отражена главная цель – формирование  и развитие музыкальной культуры обучающихся как одна из составных частей общей культуры личности.

Задачи:

1. Формирование музыкально – информационной культуры, основ музыкальных знаний  о звуковой природе музыкального искусства;

- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке,  песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;

- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств  (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.

2. Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано;

- определять на слух музыкально – выразительные средства, использованные композитором;

- различать песню, танец, марш;

 - определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения;

- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов – классиков.

3. Формирование музыкально – исполнительской культуры первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции);

- интонационно чистого и ритмически тонкого исполнения попевок и детских песен в пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1;

- первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов – классиков и современных авторов для детей;

4. Формирование музыкально – релаксационной культуры, умений и навыков использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт – терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок.

Методологической основой явились труды Л.С. Выготского «Ребенок и его поведение». Исследования ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр), музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин).

   Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно – образное содержание музыкальных произведений отражает такие духовно – нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены традиционные образцы – идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.

В первом классе обучающиеся в увлекательной форме, во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека.

В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку.

Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения.

Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление).

Программа для первого класса состоит из четырех больших тем:

«Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ».

Путешествие в Волшебное царство звуков позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный), исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования.

Путешествие в сказочную страну знакомит обучающихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрывают ее связи с театром, кино и другими видами искусства.

Путешествие по родным просторам воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.

Путешествие на Остров музыкальных сокровищ  - это воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только прослушать звуки моря, выполнить ряд арт – терапевтических упражнений, но и познакомиться с образцами моря в музыке Н.А. Римского – Корсакова.

Особое значение на уроках в первом классе имеет создание игровых ситуаций. Например: народные игры с песнями и хороводами, ролевые игры (на материале сказок, с использованием образов природы), игры соревнования (поиск музыкального клада на Острове музыкальных сокровищ).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

эмоционально - ценностного отношения к искусству, к        произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

использовать элементарные приёмы игры на ударных,        духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

выполнять упражнения арт - терапии;

выполнять творческие музыкально - композиционные задания;

пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

вносить коррективы в свою работу;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий;

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и

струнных народных музыкальных инструментах;

включаться в самостоятельную музыкально - творческую

деятельность;

участвовать в подготовке и реализации коллективных

Музыкально - творческих проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 КЛАСС.

В  соответствии с  современными требованиями  к  организации  образовательного  процесса  первоклассников в  условиях реализации ФГОС НОО, рекомендовано  проведение  в  сентябре-октябре  4 часов  музыки   в  нетрадиционной  форме:

1 занятие-Музыкально-ритмические  движения  

2 занятие – Народные  игры  и  танцы

3  занятие – Инсценирование стихов  и  песен

4  занятие – Свободное  дирижирование

  1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).

Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе скрипичного ключа.

  1.  «Сказочная страна» (7 часов).

Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.

  1.  «На родных просторах» (9 часов).

Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.

  1.  «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов).

Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.

Описание места учебного предмета в учебном плане

                  В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю ( 1 класс – 33 часа).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС.

Разделы

Количество часов

«Волшебное царство звуков»

9

«Сказочная страна»

7

«На родных просторах»

9

« Остров музыкальных сокровищ»

8

Итого

33 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1  КЛАСС «Б»

№ уро-ка

Тема урока,

страницы

учебника

Задачи урока

Основные

понятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Плановые сроки

прохождения

программы

Скорректированные

сроки

прохож-дения

программы

Волшебное царство звуков( 9 часов)

1

Где музыка

берёт начало?

С. 6–7

Формирование у учащихся установки на

творческое освоение и

исполнение музыки

как части окружающего мира и его звукового

пространства.

Музыкально - экологическое воспитание.

Звуки окружающего

мира.

Слушать песню «Где музыка берёт начало?»

из т/ф «Чехарда» (муз.Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина).Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, освоих музыкальных впечатлениях и эмоциях.

Связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Исполнять песню «Где музыка берёт начало?».

Дополнительные виды учебной деятельности

Слушать музыку, имитирующую звуки природы. Песня «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой).Слушать записи звуков природы.Выполнятьупражнение арт-терапии «Музыкальное знакомство». Рисовать на тему «Где музыка берёт начало?»Выражать свои музыкальные впечатлениясредствами изобразительного искусства.

01/09/14

06/14/14

02/09/14

2

На зелёном

лугу.

С. 8–9

Развитие музыкальных

способностей учащихся, навыков звукоизвлечения и звуковедения на основе

представлений о звуковой природе музыкального искусства. Музыкально-экологическое

воспитание.

Звуки шумовые и музыкальные.

Слушать пьесу «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. ВыражатьЭмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.Исполнять русскую народную песню «На зелёном лугу».Музицировать. Создавать звуковую импровизацию — озвучивание пейзажа «Звуки и краски лета» (музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и др.).Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация «Вальс цветов» под музыку П.И. Чайковского («Вальсцветов» из балета «Щелкунчик»). Дополнительные виды учебной деятельности. Слушать звучание синтезатора, имитирующего голоса птиц. Исполнять песни из программы по музыке для дошкольных учреждений, например: «Кто пасётся на лугу?» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных); «Кузнечик» (муз.В. Герчик, сл. А. Жилиной); «В траве сиделкузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).Слушать записи звуков летней природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжания

пчёл и др. Выполнять упражнения арт-терапии: «Голоса природы», «Аромат цветов»,«Цветок», «Кузнечики, стрекозы, бабочки».Создать цветовую композицию «Цветы танцуют». Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

08/09/14

13/09/14

09/09/14

3

В вихрях

грозы.

С. 10–11

Творческое освоение

учащимися громкости

звучания как одного из

средств музыкальной

выразительности, взаимосвязанного со звуковым пространством окружающего мира инастроением людей.

Музыкально-экологическое воспитание.

Громкие звуки. Стаккато.

Изобразительность музыки. Цветомузыка.

Исполнять песню «Громкая песенка» (муз.Г. Струве, сл. В. Викторова). Узнавать на слухи называть русскую народную песню «На зелёном лугу» (повторение), исполнять песню.Музицировать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Создавать звуковую импровизацию «Музыка грозы» (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, металлофон).Дополнительные виды учебной деятельностиСлушать музыку: имитация раскатов громана синтезаторе, третья песня Леля из оперыСнегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, песня «Неприятность эту мы переживём» из м/ф«Лето кота Леопольда» (муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта).Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. Слушать записи звуковгрозы. Выполнять упражнения арт-терапии:«Ветер», «Дождик». Импровизировать причтении нараспев стихотворных строчек. Характеризовать героев песни. Рисовать на темы «Музыка грозы» и «Разноцветная музыкарадуги». Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

15/09/15

20/09/14

16/09/14

4

У тихого

пруда.

С. 12–13

Дальнейшее творческое освоение учащимися громкости звучания

как одного из средств

музыкальной выразительности, взаимосвязанного со звуковым

пространство окружающего мира и настроением людей.

Музыкально-экологическое воспитание.

Тихие звуки.

Легато. Выразительность

музыки.

Слушать пьесу «Печальная история»Д.Б. Кабалевского. Рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку. Определять настроение, которое она выражает. Исполнять упражненияна распевание (волнообразные мелодии нагласные звуки). Песня «Алёнушка» (муз.Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой). Повторение одной из разученных ранее песен (по выбору).Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Создавать звуковую импровизацию «Тихий плеск воды» (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, детскийсинтезатор).Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация под музыку«Игра воды» (М. Равель «Игра воды»).Дополнительные виды учебной деятельности

Слушать пьесу «Весело–грустно» Л.В. Бетховена. Песня «Тихая песенка» (муз. Г. Струве,сл. В. Викторова).Выполнять упражнения арт-терапии: «Звуковые волны», «Разноцветные рыбки», «Играводы» и др.Выражать настроение средствами изобразительного искусства. Цветовая композиция«Весело–грустно».

22/09/14

27/09/14

23/09/14

5

Высоко в горах.

С. 14–15

Развитие у учащихся

звуковысотных представлений, звуковысотного слуха и интонирования в процессе

дальнейшего творческого освоения средствмузыкальной выразительности и раскрытия

их взаимосвязей со звуковым пространством

природы. Музыкально-экологическое воспитание.

Высота звука. Регистр.

Исполнять песню «Музыкальное эхо» (муз.исл. М. Андреевой). Интонировать в процессепения. Использовать средства музыкальнойвыразительности, установить их взаимосвязь

со звуковым пространством природы.Музицировать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Создавать звуковуюимпровизацию «Камнепад в горах» (музыкальные инструменты: барабан, маракасы;звучащие предметы, например камушки).

Дополнительные виды учебной деятельностиИсполнять русскую народную песню «Как подгоркой».Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Осваивать приёмы игры на синтезаторе, металлофоне. Создавать звуковуюкартину «Полёт к вершине» (музыкальныеинструменты: синтезатор, металлофон). Двигаться под музыку, изображая музыкальныеобразы. Пластическая импровизация «Проснувшийся вулкан: танец огня» под музыкуА.Н. Скрябина (симфоническое произведение«Прометей (Поэма огня)» или М. де Фалья(пьеса «Танец огня»). Пластическая импровизация «Горный поток» под музыку А. Шнитке(пьеса «Поток»).Слушать записи звуков, которые можно услышать в горах. Выполнять упражнения арт-терапии: «Эхо в горах», «Высоко–низко», «Горный ручеёк» и др.

29/09/14

04/10/14

30/09/14

6

В лесу

(В летнем

лесу).

С. 16–17

Дальнейшее освоение

учащимися средств музыкальной выразительности, формированиеу них первоначальных

представлений об интонационной природе музыкального искусства,

интонационного слуха

и чистоты интонирования (на материале музыкальных образов

летнего леса).

Музыкально-экологическое воспитание.

Длительность

звука. Интервал. Голоса

(высота, громкость,

тембр). Интонация.

Слушать пьесу «Кукушка» Л. Дакена, пьесу«Пение птиц» Э. Денисова. Исполнять песни:русская народная песня «Куда летишь, кукушечка?», «Лесная песенка» (муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой).Музицировать: звуковаяимпровизация — озвучивание летнего пейзажа «Звуки леса» (музыкальные инструменты:свистульки, барабан, ложки, трещотки, рубель и др.).Дополнительные виды учебной деятельностиИсполнять песни: русская народная песня«Как пошли наши подружки», «Лесная прогулка» (муз. В. Титаренко, сл. В. Викторова).Выполнять упражнения арт-терапии: «В лесу», «Чья птичка пропоёт дольше?», «Леснойродник», «Ворона», «Кукушка» и др. Слушать записи звуков леса.

13/10/14

18/10/14

14/10/14

7

В лесу

(В осеннем

лесу).

С. 18–19

Дальнейшее освоение

учащимися средств музыкальной выразительности, формирование у

них первоначальных

представлений об интонационной природе музыкального искусства,

интонационного слуха

и чистоты интонирования (на материале музыкальных образов

осеннего леса).

Музыкально-экологическое воспитание.

Длительность звука.

Интервал. Голоса (высота,

громкость,

тембр). Интонация.

Слушать пьесу «Осенняя песня» из цикла«Времена года» П.И. Чайковского. Исполнятьпесню: «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл.Н. Найдёновой).Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Создавать звуковуюкомпозицию «Звуки осени» (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.).

Дополнительные виды учебной деятельности

Слушать пьесу «Грустный дождик» Д.Б. Кабалевского. Выполнять упражнения арт-терапии: «Опавшие листья», «Грибной дождь»,«Осенний ветер» и др. Слушать записи звуков

леса. Рисовать на тему «Музыка осени».

20/10/14

25/10/14

21/10/14

8

Во владениях

Его Величества Ритма.

С. 20–23

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о музыке как временном искусстве, развитие чувства ритма и представлений о роли ритма и

темпа в различных

жанрах музыки, в окружающем мире и вжизни людей. Воспитание культуры поведения на основе первоначального знакомства с

этикетом в старинных

замках.

Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы

марша, танца, песни.

Темп.

Исполнять песни: «Барабанщик» (муз.и сл.Ю. Литова). Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Исполнять различные ритмические рисунки (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, бубен,колокольчик). Исполнять пляску под музыкуП.И. Чайковского (пьеса «Камаринская» изцикла «Детский альбом»).Дополнительные виды учебной деятельностиИсполнять песню «Часы» (муз. П. Ступелла,сл. П. Авчарского).Слушать пьесу «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки»М.П. Мусоргского.Выполнять ритмическое сопровождение песни, марша и танца, ритмический аккомпанемент пьес «Марш деревянных солдатиков» и«Вальс» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Маршировать под музыку П.И. Чайковского (пьеса «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом»). Выполнятьупражнения арт-терапии: «Поезд», «Бег с передышками».

27/10/14

01/11/14

28/10/14

9

Во дворце королевы Мелодии.

С. 24–25

Формирование у учащихся представлений о

мелодии как основе музыкальных

произведений различных жанров, развитие

у них мелодического

слуха и навыков звуковедения.

Воспитание культуры

поведения на основе

первоначального знакомства с этикетом на

придворных балах.

Мелодия. Мелодический

рисунок. Аккомпанемент.

Слушать пьесу «Мелодия» П.И. Чайковского.Исполнять различные мелодические рисунки. Повторять песни, разученные в первойчетверти учебного года (по выбору).Дополнительные виды учебной деятельностиМузицировать, играть на музыкальных инструментах. Создавать импровизации на темы

«Грустная королева» и «Весёлая королева»(музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор, игрушечное пианино);«Танцуем на балу у королевы Мелодии» под

музыку П.И. Чайковского (пьеса «Вальс» изцикла «Детский альбом»).

03/11/14

08/11/14

28/10/14

Сказочная страна (7 часов)

10

В школе

Скрипичного

ключа.

С. 26–31

Знакомство учащихся

с основами нотной грамоты и музыкальной

композиции.

Формирование потребностей в творческом

самовыражении в процессе исполненияи создания музыкальных произведений.

Воспитание ценностного отношения к музыкальному образованию,

уважения к школе,

учителю музыки и всемдругим учителям.

Ноты и другие нотные

знаки.

Исполнять гамму до мажор, песню «Песенкао гамме» (муз.Г. Струве, сл. Н. Соловьевой),«музыкальные читалочки»: пение по образным записям нот коротких мелодий, например: мелодии звёзд, цветов, дождя, снежинок,солнышка и др. Играть в музыкальную игру«Живые нотки». Музицировать, играть на музыкальных инструментах, играть по нотам короткие мелодии

знакомых песен (по цветным нотным записям,на цветной детской клавиатуре) на металлофоне, игрушечном пианино или детском синтезаторе. Выполнять ритмические рисунки по ихзаписям нотами или условными знаками.Дополнительные виды учебной деятельностиСочинять и записывать мелодические рисунки на основе образов природы.

10/11/14

15/11/14

11/11/14

11

Сказочные

картины

С. 38–39

Развитие творческого

воображения, ассоциативного музыкального

мышления, чувства лада и других музыкальных способностей учащихся на основе

интеграции музыки

с изобразительным искусством. Формирование представлений об

особенностяхизображения движения в музыке и живописи.

Формирование духовно-нравственных идеаловличности на основе знакомства с отраженными в русских сказках

Образами идеалами героя и красавицы.

Музыка и

Изобразитель-ное искусство. Музыкальные

«краски» и

рисунки. Мажорный лад.

Минорный

лад.

Слушать пьесу «Нянина сказка» из цикла«Детский альбом» П.И. Чайковского; русскуюнародную песню «Ах, вы сени». Исполнять

песню «Ковёр-самолёт» из к/ф «После дождичка в четверг» (муз.Г. Гладкова, сл. Ю. Кима).

Музицировать, играть на музыкальных инструментах звуковую картину «Полёт на ковре-самолёте» (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор). Создавать пластическую импровизацию «Сказочные облака»под музыку К. Дебюсси (пьеса «Облака»).

Дополнительные виды учебной деятельности

Слушать пьесу «Сказочка» С.С. Прокофьева;

пьесы «Сказочка», «Резвушка», «Плакса»Д.Б. Кабалевского. Создать музыкальную импровизацию «Иван-царевич на сером волке» (ударные музыкальные инструменты). Выполнять упражнения арт-терапии: «Ковёр-самолёт», «Полёт», «Спящая красавица», «Царевна-лягушка» и др.Выполнить рисунок на тему «Сказочный герой» или «Сказочная красавица».

24/11/14

29/11/14

25/11/14

12

Курочка Ряба

С. 40–41

Знакомство учащихся с

понятием «музыкальный образ», формирование первоначальных

представлений о единой художественно-образной природе всех

видов искусства, о взаимосвязях музыки и

театра, а также умений

и навыков выражения

образного содержания

музыкальных произведений с использованием средств театрального искусства. Воспитание уважительного отношения детей

к пожилым людям,

чувств сострадания исопереживания.

Музыка и театр. Музыкальная инсценировка.

Музыкальные образы

сказочных

персонажей.

Слушать музыкальную сказку «Курочка Ряба» М. Магиденко. Исполнять русскую народную песню «Курочка-рябушечка». Создаватьпластические импровизации «Дед и баба работают», «Дед и баба бьют яичко», «Дед и бабапляшут» под музыку М. Магиденко. Участвовать в постановке музыкальной сказки «Курочка Ряба» М. Магиденко (проект).

Дополнительные виды учебной деятельности

Исполнять русскую народную песню «Ах, вы

сени» (повторение). Создавать пластические

импровизации «Танец цыплят» под музыку

М.П. Мусоргского (пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»). Выполнять упражнение арт-терапии«Дед и баба плачут».

01/12/14

06/12/14

02/12/14

13

Колобок.

С. 42–43

Формирование музыкально-сценических

умений и навыков наоснове сказочных образов, отражённых в музыке и театральном искусстве.

Психолого-педагогическая коррекция завышенной самооценки

личности, развитие уучащихся коммуникативных умений и навыков.

Музыка и театр. Музыкальный

спектакль.

Голос и характер персонажа музыкального

спектакля.

Слушать песенку персонажей музыкальнойсказки «Колобок» В. Герчик. Исполнять песню «Колобок» (муз.Г. Струве, сл. В. Татаринова).Создавать звуковую картину «Колобок влесу» (музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, металлофон, треугольник, детский синтезатор).Создавать пластическиеимпровизации «Заяц», «Волк», «Медведь»,«Лиса» под музыку из музыкальной сказки«Колобок» В. Герчик. Участвовать в постановке музыкальной сказки В. Герчик «Колобок» (проект).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «В лесу», «Колобок».

Сочинить песенку Колобка.

08/12/14

13/12/14

09/12/14

14

Волк и семеро

козлят.

С. 44–45

Развитие вокальных и

Музыкально-сценических умений и навыков

учащихся на основе

сказочных образов, отражённых в оперномискусстве.

Воспитание ценностного отношения к маме ибольшой дружной

семье.

Опера. Вокальная

музыка. Детские и взрослые певческие голоса.

Слушать фрагменты детской оперы «Волк исемеро козлят» М. Коваля. Исполнять песню«Песенка весёлых козлят» из детской оперы«Волк и семеро козлят» (муз.М. Коваля, сл.Е. Манучаровой).Создавать пластическуюимпровизацию «Танец весёлых козлят». Участвовать в постановке детской оперы

М. Коваля «Волк и семеро козлят» (проект).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять упражнения арт-терапии: «У когокакой голос?», «Звуки и чувства», «Нам не

страшен серый волк».

15/12/14

20/12/14

16/12/14

15

Волшебное

озеро.

С. 46–47

Знакомство учащихся

с понятием «классическая музыка» и ролью

музыки в балетных

спектаклях. Формирование у учащихся первоначальных умений и

навыков индивидуально-личностного выражения содержания музыки через пластику и

участия в коллективных музыкально-пластических композициях.

Снижение агрессивности личности, воспитание способностик сочувствию, сопереживанию и утешению.

Балет. Классическая музыка. Изображение

Сказочных образов в музыке и танце.

Слушать симфоническую картину «Волшебное озеро» А.К. Лядова; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Повторять песни «Алёнушка»

(муз.Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой),

«Тихая песенка» (муз.Г. Струве, сл. В. Викторова).Музицировать, играть на музыкальных инструментах звуковую картину«Волшебное озеро» (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детскийсинтезатор).Создавать пластические импровизации«Сказочные лебеди на волшебном озере» подмузыку из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (фрагмент «Вальс» или «Танец маленьких лебедей»); «Смешной танец» под музыку из м/ф «Летучий корабль», ПесенкаВодяного» (муз.М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять упражнения арт-терапии: «Звуковые волны», «Звук нарастает», «Волна». Рисовать волшебное озеро и фантастическое животное, которое в нём обитает.

22/12/14

27/12/14

23/12/14

16

Сказочный

лес.

С. 48–49

Формирование у учащихся представлений о

взаимосвязи музыки и

Воспитание чувства

юмора.

Музыкальные образы

сказочных героев.

Музыка и

Слушать пьесы «В сказочном лесу» Д.Б. Кабалевского; «Баба-яга» из цикла «Детскийальбом» П.И. Чайковского; шутку-фантазию«Баба-яга» А.С. Даргомыжского; «Частушки

Бабок-ёжек» из м/ф «Летучий корабль» (муз.М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина); «Песню Лешего» из т/ф «Новогодние приключения Маши иВити» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового).Исполнять песни из мультфильмов (по выбору).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять упражнение арт-терапии «Неведомые голоса». Повторять упражнения: «В лесу», «Лесной родник», «Кукушка» и др. Сочинять ритмические композиции «Баба-яга,костяная нога»; мелодии к стихотворнымстрочкам.

29/12/14

03/01/15

30/12/14

17

В пещере Горного короля.

С. 50–51

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о взаимосвязях музыкии древних сказаний

разных народов мира.

Развитие воображения

и музыкально-творческих способностей учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами

древних сказаний разных народов мира.

Формирование первоначальных умений сценического

воплощения

музыкальных образов.

Воспитание интереса к

Национально-культурным традициям народов мира.

Музыка и

древние сказания. Музыкальныеобразы фантастических

персонажей

древних сказаний.

Слушать пьесу «В пещере Горного короля» из

сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига; тему Кикиморы

из народного сказания «Кикимора» для симфонического оркестра А.К. Лядова.Исполнять песню «Пёстрый колпачок» (муз.

Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).Музицировать,

играть на музыкальных инструментах звуковую картину «Сказочная пещера» (музыкальные инструменты: детский синтезатор; звучащие предметы: камушки).

Изображать карнавальное шествие сказочных персонажей под музыку Э. Грига (пьеса

«Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт»).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «Танец

эльфов», «Воздушные создания». Повторять

упражнения: «Эхо в горах», «Горный ручеёк»

и др. Рисовать корону Горного короля и Кикимору.

12/01/15

17/01/15

13/01/15

На родных просторах (9 часов)

18

Царство Деда

Мороза.

С. 52–53

Развитие музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся

(на материале музыкальных образов зимы

и Нового года). Формирование у учащихся

представлений о важной роли музыки и пения в старинных и современных праздниках.

Знакомство с различными видами певческих голосов.

Освоение учащимися

правил поведения на

праздничных мероприятиях.

Музыка и

праздник.

Певческие

голоса.

Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой).Музицировать, исполнять на музыкальныхинструментах звуковую импровизацию «Звуки зимы» (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.); звуковую картину

«У ёлки: наши музыкальные подарки»(музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, свистульки, колокольчики и др., а такжезвучащие игрушки: резиновые игрушки, юла,

воздушные шарики, мячик и т. д.).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять упражнения арт-терапии: «Ветервоет», «Снежинки», «Метель гудит».

19/01/15

24/01/15

20/01/15

19

Рождественские чудеса.

С. 56–57

Знакомство учащихся

с музыкальными традициями празднования

Рождества.

Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и её традициям.

Подготовка к школьному празднику Рождества.

Музыка и

праздник.

Образы

праздника

Рождества

в музыке.

Слушать пьесу «Декабрь. Святки» из цикла

«Времена года» П.И. Чайковского; фрагмент

«Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»

П.И. Чайковского; пьесу «В церкви» из цикла

«Детский альбом» П.И. Чайковского.

Исполнять песню-колядку «Добрый тебе вечер»; народное песнопение «Рождественское

чудо». Создавать пластическую импровизацию «Вальс снежных хлопьев» под музыку из

балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

26/01/15

31/01/15

27/01/15

20

Моя Россия.

С. 64–65

Знакомство учащихся с

музыкальными образами России. Формирование представлений о

хоровых произведениях и различных видах

хоровых коллективов.

Знакомство с куплетной формой. Патриотическое воспитание учащихся на материале

музыкальных произведений о России.

Хор, солист,

дирижёр.

Песня. Запев

и припев.

Слушать песни о России в исполнении детских хоровых коллективов. Исполнять песни

«Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой); «Наш край» (муз. Д.Б. Кабалевского, сл.

А. Пришельца); «Край, в котором ты живёшь»

(муз.Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «Родники и река», «Мельница». Иллюстрировать

одну из песен о России.

02/02/15

07/02/15

03/02/15

21

В песне душа

народа.

С. 66–69

Развитие интереса учащихся к народному песенному творчеству как

части традиционной

российской культуры.

Формирование представлений учащихся

о народных песнях какважном источнике

вдохновения русских

композиторов-классиков.

Этнокультурное воспитание учащихся.

Народные

песни. Колыбельные,

прибаутки,

пестушки,

потешки, заклички, игровые песни.

Слушать пьесу «Русская песня» из цикла

«Детский альбом» П.И. Чайковского; детский

фольклор народов России (по выбору). Исполнять русские народные песни «У кота-воркота» (колыбельная); «Сорока, сорока» (прибаутка); «Ладушки» (потешка); «Дождик»,

«Жаворонушки» (заклички); «Бояре» (игровая); песни народов России (по выбору). Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии: «У колыбели».

Сочинять колыбельную песенку; заклички о

временах года, радуге, дожде, птицах и др.

09/02/15

14/02/15

10/02/15

22

В гостях у народных музыкантов.

С. 70–71

Развитие у учащихся

интереса к народной

инструментальной музыке как части традиционной российской

культуры.

Формирование представлений учащихся об

изображении звучаний

различных народных

музыкальных инструментов в русской классической музыке.

Этнокультурное воспитание.

Народные музыкальные

инструменты: свирель,

рожок, гусли, балалайка, гармонь.

Слушать пьесу «Мужик на гармонике играет»

из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; звучание различных народных музыкальных инструментов. Исполнять песни-загадки о народных инструментах:

«Балалайка», «Гармонь», «Дудочка» (муз. В.

Агафонникова, сл. З. Петровой).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах игру-загадку «Кто на чём играет?» (музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и др. народные музыкальные инструменты); ритмическое сопровождение песен-загадок: «Балалайка», «Гармонь», «Дудочка».

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии

«Гармошка».

23/02/15

28/02/15

24/02/15

23

Большой хоровод.

С. 72–73

Развитие у учащихся

интереса к музыкальному творчеству народов России. Воспитание культуры

межнационального общения.

Народные

танцы. Хоровод. Песни о

дружбе. Песни и танцы народов

России.

Слушать песни народов России в исполнении

детских хоровых коллективов и фольклорных

ансамблей (по выбору). Исполнять русские народные песни «Во полеберёза стояла», «В хороводе были мы»; песни

«Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл.

Л.Жигалкиной и А. Хайта), «Дружат дети всей

Земли» (муз.Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова); песни народов России (по выбору).

Создавать разные виды хороводов: круговой,

орнаментальный и др. Инсценировать русскую народную песню «В хороводе были мы».

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Солнышко просыпается».

02/03/15

07/03/15

03/03/15

24

Здравствуй,масленица!

С. 74–75

Формирование и развитие представлений учащихся о музыке народных календарных

праздников и о календарных народных песнях. Развитие у учащихся потребностей в

творческом самовыражении и самореализации при подготовке и проведении

школьных

праздников народного

календаря.

Подготовка к школьному празднику «Масленица».

Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни.

Масленица в

классической

музыке.

Слушать пьесу «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; сцену

проводов масленицы из оперы «Снегурочка»

Н.А. Римского-Корсакова; Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов.

Исполнять масленичные народные песни:

«А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица» и др.; хор «Прощай, Масленица!» из оперы

«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

(фрагмент). Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «Сугробы и солнышко», «Костёр», «Снежинки тают», «Танец ручейка».

09/03/15

14/03/15

10/03/15

25

Бравые солдаты.

С. 76–77

Знакомство с солдатскими песнями как одним из жанров русских

народных песен, а также с военным духовым

оркестром и составом

его музыкальных инструментов.

Первоначальное знакомство с музыкальными традициями Российской армии.

Формирование и развитие потребностей в

творческом освоении и

развитии этих традиций. Патриотическое

воспитание учащихся.

Подготовка к школьному празднику «День защитника Отечества».

Военные песни и марши.

Духовой оркестр. Народные солдатские песни.

Слушать марш «Прощание славянки»

В.И. Агапкина; старинные песни и марши в

исполнении военного духового оркестра. Исполнять русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были нашидеды»; песню «Бравые солдаты» (муз.А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах звуковую картину «Парад

войск».

Изображать «Марш военных музыкантов на

параде» — имитация игры на инструментах

военного духового оркестра под музыку военного марша.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Парад

войск».

16/03/15

21/03/15

17/03/15

26

Мамин праздник.

С. 78–79

Дальнейшее развитие

музыкального восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся.

Воспитание ценностного отношения к матери,

материнству, семье иродному дому. Подготовка к школьному

празднику «Женский

день 8 Марта».

Музыкальный образ мамы.

Слушать пьесу «Мама» из цикла «Детский

альбом» П.И. Чайковского. Исполнять песни

«Пусть всегда будет солнце» (муз.А. Островского, сл. Л. Ошанина), «Ты на свете лучше

всех» (муз.Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах звуковую импровизацию «Звуки весны» (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, пальчиковые тарелочки и др.).

23/03/15

28/03/15

24/03/15

Остров музыкальных сокровищ (8 часов)

27

Океан — море

синее.

С. 88–89

Знакомство учащихся с

музыкальным наследием разных стран.

Закрепление представлений учащихся об образах природы в музыкальном искусстве.

Развитие творческого

воображения и музыкально-творческих способностей.

Воспитание любви кприроде и потребности

жить в гармонии с ней.

Классическая музыка.

Образы моря

в произведениях русских

и зарубежных

композиторов.

Слушать вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова; первую часть симфонической сюиты «Шехерезада» («Море и корабль

Синдбада») Н.А. Римского-Корсакова; симфонический эскиз «Море» К. Дебюсси; фрагмент «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе

Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

Исполнять песни «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз.В. Шаинского, сл. Ю. Энтина),

«Синяя вода» (муз.В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковую импровизацию «На морском берегу» (музыкальные инструменты: гусли, свистульки, дудочки и др.).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «Шум

моря», «Ветер по морю гуляет», «Буря» и др.

Слушать записи шума волн.

30/03/15

04/04/15

31/03/15

28

Три чуда.

С. 90–91

Развитие интереса учащихся к музыкальному

наследию России, к шедеврам русской классической музыки. Раскрытие её взаимосвязей с

народным музыкальным творчеством. Развитие творческого

воображения и музыкально-творческих

способностей учащихся на материале сказочных музыкальных образов русских богатырей и красавиц.

Воспитание эстетического отношения личности к искусству и

жизни. Дальнейшее

формирование у учащихся идеалов человека в контексте образов-идеалов традиционной

отечественной художественной культуры.

Опера. Сказка в классической

музыке. Музыкальные

«портреты»

сказочных

героев.

Слушать сцену «Три чуда» из оперы «Сказка о

цареСалтане» Н.А. Римского-Корсакова.

Исполнять русскую народную песню «Во садули, в огороде». Музицировать, исполнять понотам на металлофоне русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять упражнение арт-терапии

«Богатырская сила».

Создавать пластическую импровизацию «Выступает, словно пава» под музыку из оперы

«Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (тема Царевны Лебедь).

13/04/15

18/04/15

14/04/15

29

Чудесные

цветы.

С. 92–93

Дальнейшее развитие

интереса учащихся ксокровищам русской

классической и народной музыки. Раскрытие взаимосвязей между разными видами искусства на материале образов цветов.

Самовыражение и самореализация учащихся в творческой деятельности.

Знакомство с традициями празднования на

Руси народного праздника «Иван Купала» и

его символом — волшебным цветком папоротника. Воспитание

эстетических чувств

красоты и гармонии.

Музыка и

природа. Музыкальные

«краски» и образы цветов. Цвет, звук,

движение,

образ.

Слушать пьесу «Апрель. Подснежник» изцикла «Времена года» П.И. Чайковского; темуфеи Сирени из балета «Спящая красавица»П.И. Чайковского; русскую народную купальскую песню «На святого Ивана».Исполнять русскую народную песню «Василёк»; «Песню о волшебном цветке» (муз.Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).

Музицировать. Играть по нотам на металлофоне и детском синтезаторе русскую народную песню «Василёк».

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии с элементами ароматерапии: «Аромат цветов»,«Подснежник», «Разговор цветов» и др. Рисовать волшебный цветок.

20/04/15

25/04/15

21/04/15

30

Карнавал животных.

С. 94–95

Продолжение знакомства учащихся с шедеврами зарубежной классической музыки. Развитие музыкального

восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся на

материале музыкальных и пластических образов животных. Развитие интереса кклассической музыке.

Музыкально-экологическое воспитание.

Музыка и

природа.

Музыкальные образы

животных.

Слушать цикл пьес «Карнавал животных»К. Сен-Санса.Исполнять песню «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз.В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) —повторение; «Песенку Львёнка и Черепахи» изм/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песню»

(муз.Г. Гладкова, сл. С. Козлова).Музицировать, исполнять на музыкальныхинструментах импровизацию на тему «Звуковой “портрет” животного с Острова музыкальных сокровищ» (музыкальный инструмент: детский синтезатор). Создавать пластическиеимпровизации «Угадай, кто появился?» под

музыку из цикла «Карнавал животных»К. Сен-Санса (пьесы «Черепахи», «Слон» и др.).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять упражнения арт-терапии: «Черепаха», «Слон», «Кенгуру», «Смешная обезьянка»

и др. Слушать голоса экзотических птиц и зверей.

27/05/15

02/05/15

28/05/15

31

Музыкаль-ный клад:

волшебная

флейта.

С. 96–97

Развитие интереса учащихся к шедеврам зарубежной классической музыки и старинным музыкальным

инструментам.

Развитие навыков хорового пения и элементарного музицирования.

Воспитание художественного вкуса.

Старинные

музыкальные инструменты.

Слушать звучание флейты в опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта; звучание разновидностей флейты, многоствольной флейты .Пана (кугикл).Исполнять хор В.А. Моцарта «Откуда приятный и нежный тот звон?» из оперы «Волшебная

флейта» — начало. Повторять песни о музыкальных инструментах.Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах импровизированное озвучивание картины М. Врубеля «Пан» (музыкальные

инструменты: губная гармошка, детский синтезатор).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Флейта».

04/05/15

09/05/15

05/05/15

32

Музыкальный клад:

старая шарманка.

С. 98–99

Первоначальное знакомство учащихся с историей шарманки и

других старинных механических музыкальных устройств. Формирование первоначальных представлений об

имитации в музыкальных произведениях

«механической» музыки. Раскрытие взаимосвязи музыки и техники.

Формирование у учащихся первоначальных

представлений о творческой роли исполнителя музыкального произведения как егоинтерпретатора.

Развитие навыков выразительного пения.Воспитание любознательности.

«Механическая» и «живая» музыка.

Старинные

механические музыкальные устройства.

Слушать пьесу «Шарманщик поёт» из цикла

«Детский альбом» П.И. Чайковского (звучание шарманки); пьесу «Шарманка» из цикла«Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича; пьесу

«Шарманщик» Ф. Шуберта.Исполнять русскую народную песню «Во садули, в огороде» «механическим» звуком — статично, без изменений динамических оттенкови в выразительном, «живом» исполнении (музыкальный эксперимент).Повторять русские народные песни из программы для 1 класса.

11/05/15

16/05/15

12/05/15

33

Музыкаль-ный клад:

музыкальная

шкатулка.

С. 100–101

Дальнейшее знакомство учащихся со старинными музыкальными механическими

устройствами. Формирование представлений

о средствах музыкальной выразительности, с

помощью которых создаются образы старинных музыкальных механических устройств.

Закрепление навыков

выразительного пения.

Воспитание любознательности и музыкально-познавательных

потребностей.

Старинные

механические музыкальные устройства.

Слушать пьесы «Музыкальная табакерка»

А.К. Лядова; «Музыкальная шкатулочка»

С. Майкапара; звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музыкальных игрушек с мелодиями детских песен.

Исполнять песню «Музыкальная шкатулка»

(муз.Ю. Чичкова, сл. З. Петровой).Повторять песни из программы 1 класса (по выбору).

Музицировать. Повторять звуковые картины,

созданные в течение года (по выбору).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии, разученные в течение года.

18/05/15

23/05/15

19/05/15

ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ 1 КЛАССА

Познавательные

Учащиеся научатся:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

находить нужную информацию в словарях учебника;

различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

сопоставлять художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

читать нотные знаки;

сравнивать музыкальные произведения, музыкальные

образы в произведениях разных композиторов;

характеризовать персонажей музыкальных произведений;

группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

выслушивать друг друга, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

высказывать собственное оценочное суждение о музкальных образах людей и сказочных персонажей;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:

Входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  • устный опрос;
  • практическая работа,
  • тест

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ:

  • «Звук и цвет»:

- Рисование под музыку.

- Выставка рисунков «Звуки и краски окружающего мира».

- Игра «Мы озвучиваем фильм».

- Игра – импровизация «Звук и цвет».

  • «Сказочные герои»:

- Музыкальная инсценировка сказки «Курочка Ряба».

- Постановка детской оперы «Волк и семеро козлят».

- Постановка музыкального кукольного спектакля «Колобок».

  • «Наш праздник»:

- Школьный праздник народного календаря «Масленица».

- Школьный праздник «Веселая ярмарка».

- Концерт – подарок.

  • «Полет над музыкальным миром»:

- Музыкальное соревнование «Полет на воздушном шаре к Вершине творчества».

- Школьный концерт народной музыки.

- Школьный музыкальный салон.

  • «Музыка и окружающий мир».
  • «Композиторы».
  • «Музыканты - исполнители».
  • «Европейская музыка и музыканты».
  • «Музыкальная история России».
  • «Музыкальный мир советской эпохи».
  • «Россия многонациональная».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ.

  • Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
  • Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
  • Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
  •  Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
  • Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

Технические средства.

  • 1.Проектор
  • 2.Компьютер
  • 3.Интерактивная доска

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

  • Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2014г.
  • Музыка. Обучение в 1 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  3. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  4. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  5. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
  6. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  7. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
  8. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный  издательский  Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

14.  Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

15. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

16.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Согласовано    

Руководитель ШМО

___________Данилова  Н.Б.  

 Протокол  ШМО №

 от «____»  ___________  2014г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________Артамонова Т.К.

«____» ______________ 2014г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...