Открытый урок по музыке "Молитва"из Детского альбома
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Бахарева В.Н.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через  музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mboumolitva2kl.docx29.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Используемое оборудование:

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийный проектор

Цель урока.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через  музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)

2. Актуализация.

Просмотр мультфильма. (1)

Учитель: - Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Какое решение нашла девочка?

Дети: - Девочка обратилась к молитве.

Учитель: - Помогла ли ей молитва? Как? (Да,  девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: - Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: - Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

У.: - Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

У.: Что такое молитва?

Д.: - Молитва - обращение верующего к Богу.

У.: - А что значит православная молитва?

- “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва. 

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его  музыкальные произведения?

( Портрет П. Чайковского.  Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

 С чего начинался день верующего человека?

ДетиС молитвы.

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

(Слайд 9)

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

УчительКакими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

ДетиПовторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

УчительЧто происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

УчительВспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

УчительЧто он изображает, на что похоже это звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

ДетиВ утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Дети: фортепиано.

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

Дети: да

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

 1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.

2. Объяснение слов молитвы. 

Отче - Отец; Иже - Который;

 Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный;

да - пусть; святится - прославляется:

яко - как; на небеси - на небе;

насущный - необходимый для существования;

даждь - дай; днесь - сегодня, на нынешний день;

остави - прости; долги - грехи;

должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили;

искушение - соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого - всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

 Какие бывают молитвы?

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение - за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

- За то можно благодарить Бога?

- Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

- Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

- Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

- Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы - тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего»  баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? (пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом,  «В церкви» завершает).

V. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

 Вопросы на осмысление

Учитель: - О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

 И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

 - Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

 Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

- А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

- Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или  второго?

- Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

- А просить и желать плохое можно?

- Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

(Дети благодарят)

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

Рефлексия деятельности.

- Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

Учебник: Стр. 46-47

- Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17.  (Молитва)

- Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

- Что нового вы узнали на уроке? 

- Что на уроке тебе понравилось больше всего?

 VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский альбом" П. И. Чайковский.Открытый урок по музыке.

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления  с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом"....

Конспект открытого урока по теме «Детские английские стихи»

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз...

Конспект открытого урока по математике в 1 «а» классе для воспитателей детского сада

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу ,вверху», повторить написание ц...

Конспект открытого урока для детского сада по литературному чтению "Закрепление изученного материала"

Урок - путешествие с презентацией по стране фантазии с использованием различных технологий....

П. И. Чайковский. История создания "Детского альбома"

Рассказ о создании "Детского альбома" П.И. Чайковского...

Конспект ОД по музыкальному развитию «Увлекательный мир классической музыки» по пьесам П. И. Чайковского из «Детского альбома»

Задачи:1. Воспитывать в детях положительное отношение к классической музыке.2. Развивать у детей способность подбирать ассоциативный ряд к той или иной музыке, эмоционально отзываться на нее.3. Расшир...