Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения
статья по музыке по теме

Дашавская Ольга Михайловна

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколения жителей России.

На основании Конституции РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, был разработан ФГОС второго поколения.  Являясь нормативным документом, ФГОС представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии – воспитания нового гражданина России.

ФГОС:

·                    является     нормативным документом, разработанным и утверждённым в порядке, установленном Правительством российской Федерации;

·                    включает в себя ключевые  требования:

-  к структуре основной образовательной программы;

к условиям реализации основной образовательной программы;

- к результатам освоения основной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_programmy_formirovaniya_uud.doc112.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Проектирование программы формирования

УУД в начальной школе на примере программы

«Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

в контексте ФГОС второго поколения»

                   Выполнила

                                                      Дашавская Ольга Михайловна

                           учитель музыки  

2016

1. Общая характеристика учебного курса

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной  музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке, художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности и др.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозных традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Освоение музыкального материала, включенного в программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

2. Актуальность программы

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколения жителей России.

На основании Конституции РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, был разработан ФГОС второго поколения.  Являясь нормативным документом, ФГОС представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии – воспитания нового гражданина России.

ФГОС:

  • является     нормативным документом, разработанным и утверждённым в порядке, установленном Правительством российской Федерации;
  • включает в себя ключевые  требования:
  • к структуре основной образовательной программы;
  •   к условиям реализации основной образовательной программы;
  •   к результатам освоения основной образовательной программы.

В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение  принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Требования к результатам освоения основной образовательной программы    задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования.

Характеристика результатов освоения основной образовательной программы

К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций обучающихся  начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  •  развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональном отношении к искусству;
  •  позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  •  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов и национальных стилей;
  •  умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  •  уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

К метапредметным  результатам обучающихся  относятся,  освоенные ими  универсальные учебные действия и понятия по различным  предметам.

Метапреметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, они характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • сравнение, анализ, обощение связей между произведениями разных видов искусства;
  • работа с разными источниками информации;
  • умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города;
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

К предметным результатам образовательной деятельности обучающихся,  относится освоенный ими   опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, понимание значения музыки в жизни человека;
  • освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

В основе построения ФГОС в целом лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.

3.  Цель и задача программы

Цель программы – реализация ФГОС (второго поколения) с  системой национальных ценностей и ключевых  требований на примере преподавания предмета «Музыка» в начальной школе  с его программным  содержанием и  системой развития УУД и как следствие:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задача программы – создание и реализация в практической деятельности учителя системы   УУД  в программе «Музыка»  Е. Критской, Г. Сергеевой и Т. Шмагиной  в начальной школе и как следствие:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Основные методические признаки:

  • принцип увлеченности;
  • принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
  • принцип тождества и контраста, сходства и различия;
  • принцип интонационности;
  • принцип диалога культур.

4. Понятия «универсальные учебные действия» и их функции

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Такая способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание  ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий

  • Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

5. Виды «универсальных учебных действий»

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.

 Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

  • знание моральных норм;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
  • умение выделить нравственный аспект поведения.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  1. личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;
  2. действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  3. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

6. Проектирование программы формирования УУД

   

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Программа формирования УУД должна быть представлена в виде таблицы со следующими разделами: порядковый номер урока, тема урока, содержание урока (музыкальный материал и дидактические единицы) и непосредственно планируемые универсальные учебные действия (личностные, предметные и  метапредметные). Количество учебных часов - 34, в соответствии с программой предмета «Музыка» под редакцией Е.Критской, Г.Сергеевой.

7. Заключение

Программа обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина в начальной школе, она основана на использовании педагогических технологий нового поколения. Использование данного материала в работе учителей музыки в начальной школе позволит достичь основной  задачи в  реализации УУД – «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня обучающихся посредством воспитания музыкой.

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные и  музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, музыкальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

8. Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:  от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2015.

2. Музыка:  1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.

3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

«Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения»

«Стремление к высокой духовности и нравственности всегда было отличительной чертой русского национального менталитета, и развитие обучающихся в этом направлении всегда считалось важной задачей образов...

Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».

Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...

«Проектирование программы формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»» (второй класс)

Программа составлена на основе требований  Стандарта второго поколения к личностным и метапредметным результатам  освоения основной образовательной программы начального общего образования,...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)

Формирование гражданской идентичности личности в ходе этномузыкального образования (в контексте ФГОС второго поколения)...