Масленица. Урок музыки во 2 классе. УУД.
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Знакомство с русским  народным  праздником «Масленица»,                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Развитие интеллектуальных способностей, самостоятельности мышления, расширение  кругозора,                                                                                                                                                                                                                               * развитие познавательного интереса, творческой активности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                      * развитие импровизации в доступных для детей формах;                                                                                                                                                                                                                                                                                                           * воспитание позитивного отношения к народному искусству,                                                                                                                                                                                                                                                                                                         * воспитание уважения к традициям русского народа,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     * расширение музыкального кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass._maslenitsa.docx84.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Масленица»

2 класс.                                                                       Урок-презентация.

Цель:                                                                                                                                                                                                                                                                 * продолжение знакомства с русским  народным  праздником «Масленица»,                                                                                                                                                                                           *  воспитывать эстетические чувства.                                                                                                                                                                                                                        * развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять  кругозор,                                                                                                * углубить понимание художественного образа - поэтического, живописного, музыкального.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                   * развитие познавательного интереса, творческой активности;                                                                                                                                                                                    * развитие импровизации в доступных для детей формах;                                                                                                                                                                                       * воспитание позитивного отношения к народному искусству,                                                                                                                                                                                             *  воспитание уважения к традициям русского народа,                                                                                                                                                                                             * расширение музыкального кругозора.

На уроке использованы:                                                                                                                                                                                                                                               * личностно-ориентированные технологии,                                                                                                                                                                                                                                     * игровые технологии,                                                                                                                                                                                                                                                                                     * технологии   детского музицирования,                                                                                                                                                                                                                                                * здоровьесберегающие  технологии.                                                                                                                                                                                                                                      

Музыкальный материал:       Масленица.  Февраль» из цикла «Времена года»  П.И. Чайковского                                                                                                                                                                                               Русские народные масленичные песни  - «Масленица»,                                                                                                                                                                    «Едет Масленица дорогая»,  «Едет Масленица»,   «А мы Масленицу дожидаем».                                                                                                                                                                                                               Частушки.                                                                                                                                                                                                                                                  

Ход урока.

Универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Информационные.

1 слайд.                                                                                              Вход.     «Масленица»  Р.н.п.                                                           Я думаю, вы уже догадались,  что сегодняшний урок посвящён замечательному празднику «Масленица».                                             Давайте вспомним, чему же посвящён этот замечательный праздник?                                                                                                             -  прощание с зимой.                                                           Учебник 2 класса, стр. 66-67.                                                                                    

 

Осознание жизненного смысла музыкального образа произведения. Осознание значения песен  в жизни человека. Умение выражать свои эмоции и своё отношение при прослушивании музыкальных произведений.

Формировать способность слышать музыку, вслушиваться и  погружаться в неё, чувствовать её настроение.

Расширить представление учащихся о песенных жанрах фольклора.

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.                     

Презентация Зрительный  ряд.

2 слайд.  

С Масленицей ласковой поздравляем Вас,                                         Пирогам повластвовать наступает час.                                                  Без блинов не сладятся проводы зимы.                                                    К песне, к шутке, к радости приглашаем  мы!

Проявление любви и интереса к культурным традициям русского народа.

 

Формирование опыта эмоционально-образного восприятия. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Знакомство учащихся с традициями, обычаями и приметами русских народных праздников.

Текст.

3 слайд.      Едет Масленица дорогая.  Р.н.п.                                                                                        

Анимация Музыка  Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,                                                                              Да на кониках вороных.

Живет Масленица
Семь деньков.
Оставайся,
Семь годков.

Слушание песни, разучивание (по нотам 2 фразы) и исполнение.

4 слайд.     

В понедельник вас встречаю,                                                                            А во вторник поиграю.                                                                            В среду угощу вас всех -                                                                    Среда лакомка для всех.                                                                                         А в четверг разгул для всех.                                                                     В пятницу схожу я к тёще.                                                                                А в субботу уж, к золовке.                                                                                   В воскресенье всех прощаю                                                                     И блинами угощаю.                                                                                 Как проводите меня,                                                                          Стоит пост уж у двора.

5 слайд.

Как на масленой недели из печи блины летели!                                          С пылу, с жару, из печи Все румяны, горячи! Масленица угощай!  Всем  блиночков  подавай!                  С пылу, с жару, разбирайте!  Похвалить не забывайте!

6 слайд.     «Едет Масленица».

Анимация Музыка     Едет Масленица дорогая,                                                                                Наша гостьюшка годовая.      

 Сыр и масло в глаза увидаем,                                                                                          Увидаем, душе, увидаем.

Работа с учебником, стр.67 (нотная запись). Разучивание , исполнение.

7 слайд.

 «Масленица.  Февраль» из цикла «Времена года»                                               П.И. Чайковского                                                                                      "Скоро масленицы бойкой
 Закипит широкий пир."
                                       П.А.Вяземский.                                  Слушание и разбор музыкального произведения.

8 слайд.

Блинчик маслом я намажу,                                                                                                                                                      Съем его и улыбнусь!                                                                                                                                                                       Вмиг почувствую я радость                                                                                                                                                         И исчезнет моя грусть!

Ведь прощаюсь я с зимою                                                                                                                                                    Чтоб весенний теплый луч,                                                                                                                                                      Озарил всех добротою,                                                                                                                                                                      Из-за серых зимних туч!

Масленица в дом стучится,                                                                                                                                              Угощения несет,                                                                                                                                                              Настроение, словно птица,                                                                                                                                                  Песню славную поет!

9 слайд.        Частушки.  Исполнение.

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!

Мы на масленой неделе        Масленица, угощай!
Праздник не нарушили,         Всем блиночков подавай!
Всё друзья плясали, пели,    Подходите, разбирайте,
Мы блиночки кушали!            Похвалить не забывайте!

На санях с высоких горок      Веселей играй, гармошка,
Девочки катаются,                 Масленица, не грусти!    
Ну а мальчики обжоры          Приходи, весна, скорее,
Животами маются.                Зиму прочь от нас гони!

10 слайд.

Кот ходил, сидел, лежал,
Долго
Масленицу ждал.
Песни пел, шипел, сопел:
« Не зима, а беспредел!»

Под окошком батарею
Он теплом кошачьим греет!
И надеется, что - Вот!
Побыстрей весна придёт!

11 слайд.

  «А мы Масленицу дожидаем».                                                                      

А мы Масленицу дожидаем,                                                     Дожидаем, душе, дожидаем!

Сыром горушки мы уряжаем,                                                                Уряжаем, душе, уряжаем.

Сверху маслицем, поливаем,                                                           Поливаем, душе, поливаем.

Слушание. Разбор. Учебник 2 класса  (стр. 66).  Нотная запись. Исполнение.

12 слайд.

Этот праздник к нам идет         Дома аромат блинов
Раннею весною,                        Праздничный чудесный,
Сколько радостей несет           На блины друзей зовем,
Он всегда с собою!                    Будем есть их вместе.    

Ледяные горы ждут,                  Шумно, весело пройдет
И снежок сверкает,                    Сырная Седмица,
Санки с горок вниз бегут,          А за ней - Великий пост,
Смех не умолкает.                     Время, чтоб молиться.

13 и 14 слайды.   Кроссворд. Загадки.

1. Без рук, без ног, а кусает?  Мороз.                                         2. Праздник мой лишь раз в году,  на недельку к вам приду. Радость всем я принесу и блинами угощу.  Масленица.         3. Сели детки на карниз и растут всё время вниз. Сосульки. 4. Был я жидкий,  как сметана. Но на сковороду попал. Я подпёкся, стал румяным, кругленьким и вкусным стал. Блин. 5. Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. Зима и весна.                                                                                                               6. Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный!              Словно солнышко горит,  скушать быстренько манит,                       Только мама испечет,  а он прыг и прямо в рот!   Блин.                          7. Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки - над миром пушинки.       Зима.                                                 8. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. Солнце.                                                                  9. Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою, но солнце её припечёт – заплачет она и умрёт.   Сосулька.

Секретное слово?  Масленица.

                                                                                             15 слайд.                                                                                            На шесте стою свысока гляжу.                                                                      Тело, руки, голова - вся соломенная я.                                              Обрядили, принесли и в последний день                                                 На площади меня с песнями  сожгли.

Масленица, прощай!    А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!  В новый год покажись!
Прощай, Масленица!    Прощай, красная!

Рефлексия.                                                                                                   - какое у вас настроение?                                                         - понравился урок?  Смайлики.

16 слайд.                                                                                                                                                                     Вспомним, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке:                                                                                                              - как называется праздник, с которым мы сегодня продолжили знакомство?                                                                 - почему  чучело  Масленицы сжигают, а все веселятся?                                                                                   - что едят каждый день на Масленицу?                                - что олицетворяет блин и почему?                                                                                    - как называется пение без инструментального сопровождения?                                                                    - назовите фамилию композитора, музыка  которого сегодня на уроке  звучала?                                                          - название произведения?                                                                          - сегодня на уроке у нас звучала только композиторская  музыка?                                             Домашнее задание:                                                                                 -  нарисовать рисунок чучела Масленицы,                                         - выучить масленичные песни,                                                                    - сочинить  частушку к празднику.                                                 

Выход.                                                                                                               «Масленица.  Февраль»  из цикла «Времена года»   П.И. Чайковского (современная обработка).    

                                                                 

Проявление любви и интереса к культурным традициям русского народа.

Взаимодействие в процессе  

коллективного хорового воплощения образов русского

фольклора.  

Проявление любви и интереса к культурным традициям русского народа.

Взаимодействие в процессе  

коллективного хорового воплощения образов русского

фольклора.  

Осознание  значения музыки в жизни человека.                         Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся.                                             Умение выражать свои эмоции и своё отношение к прослушанным произведениям.       Расширение умений и навыков пластического интонирования.

Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

                                                Умение выражать свои эмоции своё отношение при исполнении частушек. Творческое развитие «Я – солист"

Проявление любви и интереса к культурным традициям русского народа.

Взаимодействие в процессе  

коллективного хорового воплощения образов русского

фольклора.  

Развитие вокально-певческих навыков. Точное воспроизведение мелодии, правильное распределение дыхания, чёткая дикция. Выразительное исполнение. Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.

             

Развитие певческого голоса.  Точное воспроизведение мелодии, правильное распределение дыхания, чёткая дикция. Выразительное исполнение.     

                                       

Расширить представление учащихся о творчестве П.И. Чайковского.      Сформировать представление о жизни, как источнике музыки. Осознать  значение музыки в жизни человека.

Формирование музыкальной памяти, творческого мышления.

Развитие тембрового слуха.                                  Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.
Формировать способность анализировать музыку.

                                      Развитие певческого голоса.  Точное воспроизведение мелодии, правильное распределение дыхания, чёткая дикция. Выразительное исполнение.     

Развитие певческого голоса.  Точное воспроизведение мелодии, правильное распределение дыхания, чёткая дикция. Выразительное исполнение.     

Элементарное музицирование на детских инструментах (треугольники, колокольчики). 

Расширение представления учащихся о песенных жанрах фольклора.

                         Совершенствование умений и  навыков интонационно - образного жанрово-стилевого анализа музыкальных  сочинений на основе   понимания интонационной   природы музыки   и   использования различных   видов музыкально-практической деятельности

       

                                                         Расширение представления учащихся о песенных жанрах фольклора.

                                   Расширение представления учащихся о песенных жанрах фольклора.

Умение петь слаженно в группе, в общем хоре, правильно оценивать своё участие в общем исполнении.

               

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. 

                              Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. 

Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Умение петь соло,   правильно оценивать своё участие в общем исполнении.

                      Сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.                                                         

Текст песни. Нотная

Зрительный ряд.

Зрительный ряд.

Зрительный ряд.

   

Зрительный ряд.

Зрительный ряд.

       

Зрительный ряд.

Зрительный ряд.

Работа с учебником.

Зрительный ряд.

Зрительный ряд.