Музыкальные инструменты - урок в 1 классе
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме

Шишкина Марина Борисовна
Разработка урока музыки в 1 классе по теме «Музыкальные инструменты».
Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
Проблема: Кто помогает услышать музыку?
Планируемые результаты:
предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы, владеть первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
метапредметные: регулятивные - составлять план и после­довательность действий; познавательные - ставить и формулиро­вать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаи­модействии, вести диалог, слушать собеседника;
личностные: развитие эмоционального восприятия произве­дений искусства, оценка результатов собственной музыкально­исполнительской деятельности.

Некоторые медиафайлы (звуковые) можно скачать по ссылке ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_1_klass.docx17.12 КБ
Office presentation icon muzykalnye_instrumenty.ppt603 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.62 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 1а, б классе

 Учитель Шишкина М.Б

 

Тема: «Музыкальные инструменты»

Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

Проблема: Кто помогает услышать музыку?

Планируемые результаты:

предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы, владеть первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

метапредметные: регулятивные - составлять план и последовательность действий; познавательные - ставить и формулировать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;

личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальноисполнительской деятельности.

Ресурсный материал: фонозаписи - пьеса П.И.Чайковского «Сладкая греза», «Волынка» Баха, мультимедийная презентация «Загадки»

Используемые технологии: игровые, личностно-ориентированные, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока

I.   Организационный момент.

-    На прошлых уроках мы с вами знакомились с разной музыкой и уже услышали много музыкальных произведений. Кто помогает услышать музыку? (Ответы учащихся.) Муза приготовила вам подсказку, отгадайте:

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка!

(Инструменты.)

II.   Сообщение темы урока.

-    Сегодня Муза познакомит вас с музыкальными инструментами. Но с какими, вы узнаете, отгадав загадки.

III.   Работа по теме урока.

I. Презентация «Загадки».

-    Отгадайте загадки:

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое ... (пианино).

Он стоит в концертном зале.

Клавесином был вначале.

Может «форте» и «пиано»

Исполнять вам неустанно.

В нем звучит мажор, минор.

Всем известно с давних пор:

В мире звуков он - король.

«Фа-диез» и «Си-бемоль»

Очень дружно в нем живут.

Стоя рядом с ним, поют,

Сидя рядом с ним, играют,

 Клавиши перебирают,

Нажимают на педаль.

 Этот инструмент -... (рояль).

 

-     Хорошо известные вам музыкальные инструменты - пианино и рояль - имеют общее название - фортепиано.

IV.  Работа по учебнику (с. 58).

-    Откройте учебник. Посмотрите, Муза уже сидит за фортепиано.

 

Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль.

Только знай, у них давно

Есть название одно.

Не забудь! «ФОРТЕПИАНО»

Произносится оно.

Л. Терентьева

-    Название инструмента «фортепиано» складывается из двух итальянских слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо. Фортепиано имеет две разновидности - рояль (струны расположены горизонтально) и пианино (струны расположены вертикально).

Посмотрите, в вашем учебнике нарисована клавиатура. Попробуйте сыграть на этой клавиатуре звукоряд. Спойте его снизу вверх громко -/(форте), а сверху вниз -р (пиано).

-    Муза предлагает вспомнить пьесы, написанные для фортепиано, которые вы уже слушали на уроках музыки. (Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)

О чем нам рассказали пьесы «Детского альбома» П. И. Чайковского? (На фортепиано можно сыграть пьесырассказывающие о разных явлениях жизни - о природе, о человеке, о его чувствах и мыслях.)

Слушание музыкального произведения.

-     Вспомните еще одну пьесу из «Детского альбома» - «Сладкая греза». Послушайте и проследите по графическому рисунку, как звучит начало фортепианной пьесы П. И. Чайковского.

Звучит начало пьесы.

-    Сколько голосов вы в ней услышали - один, два?

-    Они звучат одновременно или по очереди?

-    А теперь прослушайте пьесу с начала до конца.

Звучит пьеса П. Чайковского «Сладкая греза».

-    Как звучала музыка вначале?

-     Какие изменения вы услышали в средней ее части? (Звучит взволнованно.)

-    А как завершается пьеса? (Спокойно.)

-     О чем нам рассказала музыка? (Пьеса напоминает разговор двух людей.)

-     Придумайте название. («Мечта», «Воспоминание», «Фантазия», «Размышление» и др.)

-    Пьеса называется «Сладкая греза».

Физкультминутка

На рояле я играю

                   (руками изображают игру на рояле),

На педали нажимаю (топают ногами).

Гамма вверх

(поднимают руки вверх, тянутся на носочках),

Гамма вниз

                   (опускают руки вниз, приседая),

А сейчас всем поклонись

                  (встают и делают поклоны в стороны).

V.  Знакомство с музыкальным инструментом волынкой. Работа по учебнику.

-     Фортепиано может выражать не только чувства и мысли человека, его настроение, но также изображать голоса самых разных инструментов.

-    Отгадайте загадку о музыкальном инструменте:

Бычий пузырь, деревянные трубочки,

Дудочкой это не назовешь.

Но если историю музыки знаешь,

Взглянув на рисунок, ты все поймешь.

На этой картинке мы видим ... (волынку).

-       Найдите в учебнике изображение этого инструмента, распространенного у многих народов мира. Волынка была непременным участником народных гуляний и сельских праздников. Волынка - народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара - меха (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на специальные «педали». Применяется с древнейших времен как для сольного исполнения, так и в различных ансамблях, главным образом для сопровождения танцев.

VI. Слушание музыкального произведения.

-      Послушайте пьесу «Волынка». Какой инструмент ее исполняет?

Звучит пьеса И. Баха «Волынка».

-Какой инструмент исполняет пьесу «Волынка»? (Фортепиано.)

-     И.-С. Бах изобразил на фортепиано звучание волынки. Каков характер звучания мелодии? (В мелодии - несложные короткие запоминающиеся мотивы танцевального характера.) Каков характер звучания аккомпанемента? (В сопровождении «гудят» то громко, то тихо повторяющиеся звуки.)

-         V. Вокально-хоровая работа.

-         Слушание и разучивание к празднику 8 Марта песни Л. Мельниковой «Мамочка моя».

-         IV. Итог урока. Рефлексия

-    Кто помогает услышать музыку?

-    Мы сегодня познакомились с музыкальным инструментом, который «играть умеет он и «форте», и «пиано», за это назвали его»... (фортепиано).

-    Что обозначают слова «форте» и «пиано»? (Форте - громко, пиано - тихо.) Какие произведения мы услышали сегодня в исполнении фортепиано? («Сладкая греза» П. Чайковского, «Волынка» И. Баха.)

-       О чем нам рассказали звуки фортепиано? (О чувствах, мечтах человека и музыкальном инструменте.)

-         Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса  разных музыкальных инструментов, на развороте учебника приводятся строки из стихотворения Э. Огнецвет: «В черно-белых клавишах рояля есть волынки, скрипки, контрабас...».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные инструменты Урок музыки 1 класс МБОУ СОШ № 39 Шишкина М.Б

Слайд 2

Деревянные духовые инструменты свистулька жалейка

Слайд 3

Угадай, кто это? Все девчонки и мальчишки полюбить его успели. Он – герой веселой книжки, за спиной его пропеллер. Карлсон

Слайд 4

Угадай, кто это? Белый по белому написал белым. Рыжая пойдёт, белого найдёт. Заяц

Слайд 5

«Зайчик» Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, не попал, Быстрый зайчик убежал.

Слайд 6

Найди ритм По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам в ямку - бух ! Провалился петух Ай, тюк, тюк, тюк, наловил дед щук! Бабка рыбку пекла, сковородка потекла.

Слайд 7

Угадай, кто это? Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент. Дирижёр

Слайд 8

Струнные инструменты Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит. А всего-то три струны ей для музыки нужны! Балалайка Домра

Слайд 9

Струнные инструменты балалайка домра

Слайд 10

Уберите лишнее струны смычок корпус клавиши гриф Народные инструменты дирижёр танцоры оркестр музыканты

Слайд 11

Угадай, кто это? Кто гантели поднимает, дальше всех ядро бросает? Быстро бегает, метко стреляет, как одним словом их всех называют? Спортсмен

Слайд 12

Угадай, кто это? Эта птица хоть куда! Не летает никогда. Только бегает как ветер, знают птицу все на свете! Страус

Слайд 13

Составьте словосочетания балалайка домра жалейка Деревянный духовой струнный Деревянный духовой свистулька струнный

Слайд 14

До новых встреч!

Слайд 15

интернетресурсы www.google.ru - свистулька www.google.ru – жалейка www.tulagorod – Карлсон www.teanu.ru – петух www.lizmult.ru – дед с бабкой www.nsportal – загадки www. Newslab – спортсмен www.fotka.yandex.ru - страус


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие бывают звуки?

Слайд 2

Все на свете дети знают, Звуки разные бывают.

Слайд 3

Журавлей прощальный клекот,

Слайд 4

Самолета громкий ропот,

Слайд 5

Гул машины во дворе,

Слайд 6

Лай собаки в конуре,

Слайд 7

Стук колес и шум станка,

Слайд 8

Тихий шелест ветерка.

Слайд 9

Это звуки шумовые.

Слайд 10

Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки на тему "Музыкальные инструменты" для 1 класса

Во вложеных файлах находится презентация к уроку музыки в 1 классе на тему "Музыкальные инструменты". Для прослушивания звучания этих инструментов необходимо обязательно скачать и вставить музыкальные...

Урок музыки "Музыкальный инструмент. Скрипка" 3 класс.

Урок разработан с учётом требований ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Используются современные образовательные технологии: технология сотрудничества, ИКТ, разноуровневое обучение. Учащиес...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Методическая разработка урока по музыке:" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс)

Технологическая карта и конспект урока по музыке :" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс) По программе Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной....

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Презентация "Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России." 4 класс

Определение фольклору, жанры русских народных песен. Народные инструменты....