Урок 4 класс. Масленица.
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему

Руденко Ольга Васильевна

История возникновение праздника, обычаями и традициями. Урок разработан требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx37.54 КБ
Файл prezentatsiya._maslenitsa.pptx986.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Масленица»

Цель урока. Знакомство историей возникновения народного праздника обычаями и традициями.

Задачи. Познакомить детей с содержанием праздника масленицы.  Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью. Разучить   народные песни.  

Планируемые результаты

Предметные:

  • Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
  • Умение оценивать произведения разных видов искусства;
  • Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах).

Метапредметные:

  • Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
  • Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
  • Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Тип урока: рефлексии.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: активные методы обучения.

Ход урока.

  1. Психологический настрой на урок. «Нить  пожеланий».

Чтобы настроится на работу, предлагаю передать этот клубок соседу со словами пожелания. Желаю, что бы установились доброжелательные отношения. Нить оставляю себе, клубок передаю. Мы ждем слова поддержки. ( Передают клубок.)

Мы оказались связаны одной нитью. Поднимите  руки, в которых осталась нить. Посмотрите, какой интересный узор получился. Распутать такую паутину помогут только совместные действия, взаимопонимание, доверительные отношения. Я надеюсь, что атмосфера нашего занятия будет именно такой. (Смотать нить).

  1. Вхождение в тему.

Слайд 1. «Вернисаж». Учащиеся просматривают люстрации картин.

На основе представленной видеоинформации учащиеся высказывают мнение о теме урока. Определяют тему «Масленица».

Прозвучала музыка П.И.Чайковского «Масленица» из цикла фортепианных пьес «Времена года». Использованы репродукции картин художника Бориса Михайловича  Кустодиева.

        3.Целепологание.

Составление кластера «Ассоциации». В центре пишем масленица и слова связные с этим словом.

4.Ожидания и опасения от урока.

Предлагается написать свои ожидания и опасения от урока. Задаются вопросы-помошники:

  • Подумайте о результатах урока. Какие знания и умения вы хотели бы взять с собой, когда уйдете?
  • Что бы вы хотели узнать?
  • Что понять?
  • Что вы опасаетесь, что может произойти?
  • Что вы ожидаете от учебного процесса? От себя? От других участников?

Проговаривая запись, поместить на доску. Обобщая ваши ожидания можно сформулировать цель урока.

Цель урока. Знакомство историей возникновения народного праздника обычаями и традициями.

Задачи. Что мы должны сделать для достижения цели? Что? Как?

Познакомить детей с содержанием праздника масленицы. Узнать историю возникновения праздника, как его отмечают. Разучить   народные песни.  

 За окном февраль – прекрасная погода, но зима постепенно сдаёт свои позиции. К нам приближается древний и очень любимый праздник русского народа, Масленица. Что же это за праздник? Откуда она появилась? Когда впервые стали праздновать этот праздник?

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, это примерно 21 или 22 марта. Последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал  холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

Почему назвали этот праздник Масленица?

Масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица. Представляете, ученые до сих пор не нашли истинный ответ! Но несколько версий все же имеется: Масленица пошла от слова «умасливать», т. е. задабривать весну, чтобы она дала народу хороший урожай или от того, что в неделю масленицы в большом количестве поглощается сливочное масло вместе с блинами.

Праздник имеет много других названий. Назовите их?

( Блинница, честная, широкая, обжорная, сырная).

Главный символ праздника – блин.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь).

Давайте подведем итог, что нового узнали? (праздник пришёл к нам с языческих времён, праздновали в день равноденствия 21-22 марта, название Масленица возникло в XVI веке, символ – блин – солнца, круглый –намек на вечность, тёплый – на земную радость, сделан из муки и молока – намек на жизнь.

Теперь мы знаем историю происхождения праздника.  

Масленица, Масленица, дай блином полакомится.

Прогони от нас метели, прокати на карусели.

Растопи холодный лёд, пусть весна скорей прийдёт!

Знаете,  как назывался каждый день праздника?

Слайд 2.

Понедельник «Встреча». С утра сооружали горки, устраивали качели, балаганы, столы с яствами. На сани усаживали соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком, - Масленицу. На другие сани ставили столб с вертящимся колесом – символом солнца. Санный поезд, запряжённый ряжеными, проезжал по улицам, зазывая всех на праздник. Люди степенные посещали родных. Во всех домах начинали печь блины.

Утро …Понедельник…Наступает «Встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят.

Исполнение песни «Блины»

Слайд 3

Вторник – «Заигрыши». С утра все наряжались, зазывали покататься на горках, поесть блинов, прилюдно целовались, танцевали, пели частушки. Хлопцы высматривали невест, девицы украдкой поглядывали на суженых. Гостей принимали, встречая у ворот или на крыльце. Начинались кулачные бои.

«Заигрыш» беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли как один!

Игры и потехи, а за них награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Слайд 4

Среда – «Лакомка». Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, зятья приносили подарки и расписные пряники. Собирались родственники ( накормить всех было делом нелёгким).Блины пеклись с разными начинками (какими?). Угощались,  как следует и не забывали пословицы о празднике сказать.

Тут среда подходит «Лакомкой» зовётся

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удается, пироги и блинчики – всё мечи на стол!

Слайд 5

Четверг «Широкий четверток». Масленичныё разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пили пиво и пели частушки и колядовали. Отсюда, вероятно, пошла пословица «не всё коту Масленица…», перед Великим постом надо нагуляться,  как следует. Какие вы знаете пословицы?

Собери пословицу.

 • Не житье, а Масленица.
• «Не все коту масленица, а будет и Великий пост».
• Масленица семь дней гуляет.
• Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.
• На горках покататься, в блинах поваляться.

• Без блинов не Масленица.
• В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.
• Блин – не клин, брюха не расколет.

Слайд 6

Пятница – «Тёщины вечорки». Здесь, наоборот, тёща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта.

Пятница настала – «Вечера у тёщи»

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы!

Слайд 7

Суббота – «Золовкины посиделки» (золовка – сестра мужа). Невестка приходила и дарила золовкам подарки.

Близится Суббота – «Золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Какой же праздник без весёлой частушки.

Вместе дружно мы живем вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем,  всех блинами угощаем.

В понедельник с ясной зорьки  все катаются на горке.

Яства всякие жуют, громко песенки поют.

Веселей играй, гармошка. Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее, зиму прочь от нас гони!

 Приходите, заходите на румяные блины.

Нынче Маслена неделя, будьте счастливы, как  мы.

 Как на Масленой неделе со стола блины летели,

И сыр , и творог – все летели под порог!

Прилетали Марсиане, остались довольные. Их тарелки не пустые, а блинами полные!

 Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

 Я на Маслену готов скушать по 50 блинов!

Закушу их сдобою, похудеть попробую!

Веселей играй гармошка, Масленица не грусти!

Приходи весна скорее, зиму прочь от нас гони!

С наступленьем воскресенья, просим мы у всех прощенья!

Наши добрые стремленья вызывают восхищенья!

На прощанье весь народ Масленицу подожжёт!

Разгорайся поскорей, чтоб жилось нам веселей!

Воскресенье – «Прощёный день». Торжественно сжигали соломенную куклу, чтобы весна быстрее пришла, а пепел развеивали по полям, чтобы придать силу посевам и будущему урожаю. В этот день заканчивалось обжорство и веселье, на ледяных горках разводили огонь, чтобы растопить лёд. Это день очищения перед постом, все ходили друг к другу и просили прощения: «Прости меня, буде в чём виноват перед тобою». Прощение сопровождалось поклонами и поцелуями. В этот день прощались все обиды, ведь встретить весну нужно с чистой совестью!

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощённый день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки. Ремень.

Что же мы узнали? (ответы)

Составление синквейна.

5.Рефлексия.

  Соедини «блин». Желтый цвет – я был активен , «поджарый» цвет – мало активен , «горелый» цвет – не активен.

Обратимся к нашим записям ожидание и опасения. Комментарии.

Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.

Слайд 3

Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.

Слайд 4

В.И.Суриков. Взятие снежного городка

Слайд 5

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Слайд 6

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Слайд 7

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Слайд 8

Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе Масленица. Решение задач

Цели:•         Совершенствовать умения решать задачи.•         Развивать логическое мышление, память, внимание, математи...

Урок-праздник "Масленица".

Урок знакомит учащихся с историей праздника Масленицы, его традициями, особенностями проведения.Занятие развивает интерес к истории культуры своих предков, воспитывает уважение к старинным праздникам....

Урок музыки"Масленица"

Разработка урока по музыке для 2 класса...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству во 2 классе " Масленица в звуках и красках"

Матерал для организации и проведения интегрированного урока по музыке и изобразительному творчеству...

Конспект урока искусства в 4 классе "Масленица"

Цель: Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"Задачи:·...

Открытый урок математики. Масленица

Открытый урок математики. Масленица...

Урок – сюрприз «Масленица в стране Смешариков».

Использование книги «Масленица» из серии «Смешариков» включает в себя: текст, иллюстрации, поделки, словарик, звуковое изображение на ДВД, рецепт обрядового блюда. Книга предназначена для чтения детям...