Конспект урока по музыке 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Судакова Ирина Борисовна

Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок музыки 3 класс16.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

3 КЛАСС  ( 2014-2015г)

Тема четверти: Музыка моего народа

Тема урока:
«Лирические песни – душа русского народа».

Цели: 

Познавательные – дать представление о лирическом жанре народных песен, научить правильно интонировать мелодию песни, овладение навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения, работа над вокально – хоровыми навыками, активизация творческого воображения.

Метапредметные - интегрирование музыки,  литературы - развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность.

Личностные - формирование и развитие чувства патриотизма  на основе русской народной песни и музыки  русских классиков.


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно–поисковых ситуаций, моделирование художественно-творческого процесса.

Наглядные пособия и оборудование: магнитофон,  слайды с изображением родной природы.


Ход урока:
«Песня - душа народная»
М. Горький.

Организационный момент: вход под колокольный звон.

У.: Ребята, если вы посмотрите на убранство класса, на мой костюм, то как вы думаете о музыке какого народа пойдет сегодня речь.
Д.: О русской народной музыке
У.: Ребята когда вы входили в класс звучала музыка, что это было?
Д.: Колокольный звон!
У.: Верно, стройно и ладно звучали колокола в начале нашего урока. А когда, в какие дни звучали колокола на Руси?
Д.: Во время войн, во время праздников...
У.: Действительно, во дни торжеств и бед народных раздавался звон колоколов. Какое чувство он вызвал у вас?
Д.: Чувство гордости! Он связан с историей нашей Родины.
У.: Как в колокольном звоне мы чувствуем гордость, так в русских народных лирических песнях проявляется душа русского человека. В них мы слышим размышления, переживание о судьбе народа, родной земли.
Мы дети нашей земли, часть русского народа, и представьте себе, что нам необходимо написать песню о родной земле, воспеть ее красоту и силу. Давайте сейчас разделимся на несколько групп и каждая представит свой вариант. И так подумайте какой бы вы выбрали темп для своей песни, настроение, с каким чувством вы ее исполнили, как бы вы ее назвали. (Раздаю карточки и ручки0.
Свой выбор оформите на карточке. Озвучьте свой выбор. (ответы учащихся)

А теперь давайте послушаем как русский народ сочинил песню о России и сравним ее со своими вариантами.
Звучит запись русской народной песни «Мать Россия, матушка Россия».
Были ли у нас варианты близкие к народному?
Какие мысли и чувства у вас вызвала эта песня?
Д.: Гордости, любви, достоинства.
У.: Что народ хотел сказать этой песней? Для чего она была написана?
Д.: В ней показана любовь к родной земле...
У.: Что мы можем сказать о темпе, настроении, чувстве этой песни?

Что мы можем сказать о ее мелодии?
Д.: она плавная, распевная , на широком дыхании, несколько звуков пропевается на один слог.
У.: Это и есть характерные особенности лирических песен. Ребята песня сложная, но я в вас верю вы с ней справитесь, потому что вы прочувствовали ее. Мы эхо наших предков, поэтому и постарайтесь спеть как эхо.

Переходим к разучиванию песни. Как вы обратили внимание она сложна для исполнения, поэтому постарайтесь спеть как «Эхо».
(Разучивание по фразам, вокально-хоровая работа над песней)
Исполнение песни.

У.: Скажите с одинаковым ли чувством мы можем исполнить эти слова. Меняется ли характер?
Д.:Он изменяется. В первой части задушевность, раздольность, во второй части величавость, мужественность
У: Чувство Родины, оно возникает из едва уловимых примет: белая березка, аромат луговых трав, тропинка, убегающая вдаль, любимая с детства мелодия... Песня – душа народная, а народной мудростью являются пословицы, в них проявляется душа русского народа, показана любовь и преданность простого русского человека к родной земле. Вспомните пословицы о Родине.
Д: «Нет в мире краше Родины нашей». «Человек без Родины, что соловей без песни». «Родина – мать, умей за нее постоять».
У.: «Любовь к Родине сильнее смерти». Подумайте к какому музыкальному образу подходит эта пословица? (Звучит фрагмент арии Сусанина).
Д.: Образ Ивана Сусанина, он гибнет ради спасения Москвы от врага.
У.: Какие чувства испытывает главный герой оперы, каким он предстает пред нами?
Д.: (Ответы детей: сильным, мужественным, ему тяжело и горько, но он готов к самопожертвованию ).
У.: Какое настроение в арии, с каким чувством исполняет ее главный герой. А как вы думаете вспомнит ли народ в торжественный час тех, кто погиб, назовет ли имена героев?
Д.: (Ответы детей).

Послушаем заключительный хор «Славься!», Завершающий оперу М. Глинки «Иван Сусанин». (Внимательно вслушайтесь с каким чувством будет исполнен этот заключительный хор. Звучит запись, дети слушают весь хор).
Д.: Радости, победы, торжества.
У.: Ребята, что мы слышим в начале и в заключении этого хора?
Д.: Звон колоколов.
У.: Звон колоколов своеобразная музыка русского народа, он всегда был и остается одним из символов России. А СЕРДЦЕ И ДУША НАША должны чувствовать русскую музыку, русскую песню, а с каким жанром народных песен мы сегодня познакомились?
Д.: С лирическим жанром, на примере песни «Мать Россия, матушка Россия».
У.: Что характерно для лирических песен?
Д.: (Ответы детей).
У.: Музыка какого композитора звучала на нашем уроке?
Д.: (Ответы детей).
Мы должны гордится матушкой Россией и величие ее хранить в своем сердце.

Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию,
Без нее нам не жить!
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию-
Нет России другой!

У.: В заключении нашего урока, давайте к большому колокольному звону присоединимся и мы (раздаю колокольчики). В добрый путь, на славные дела!
(Чтение стихотворения и исполнение песни в заключении урока сопровождается демонстрацией слайдов).

У.:
Окончание урока под звон колоколов.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...

Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...