Урок музыки "Народные праздники. Святки."
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Киреева Светлана Вячеславовна

Урок музыки для учащихся 4-х классов. 

Цель урока: Познакомить учащихся с обычаями народного праздника на примере обряда «Святки».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки в 4-м классе

учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Киреевой Светланы Вячеславовны

Методическая разработка урока музыки в 4-м классе

учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга

Киреевой Светланы Вячеславовны

Дата урока: 10.01.2014.

Тема урока: «Народные праздники».

Место урока в системе: обобщающий.

Цель урока: Познакомить учащихся с обычаями народного праздника на примере обряда «Святки».

Задачи урока:

  • создать условия для осмысления ключевых элементов (обычаев) русского народного праздника «Святки» через групповое участие в драматизации обрядового действия;
  • активизировать познавательную деятельность, развивать учебно-творческие способности (пения и декламации), навык работы в группе, самостоятельной и групповой исследовательской деятельности;
  • исполнить народную песню  разученные ранее (1-2 классе) «Уж как шла коляда», «Приходила коляда», разучить и исполнить народные песни «Сеем, сеем…», «Авсень»;
  • закрепить навык пения с опорой на графическую запись мелодии (по нотам);
  • познакомить учащихся с основными понятиями урока: народный праздник, обычай, обряд, жанром календарно-обрядовой песни;
  • создать условия для воспитания художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви и уважения к истории, традициям и  культуре России.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: деловая  игра

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Возрастная категория: 4 класс.

УМК: Сергеева Н.Г., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. – Просвещение, 2012.

Методическое обеспечение урока:

Технологии: игровые, проблемно-диалогический  подход, элементы проектной деятельности, драматизация.

Дидактические материалы и средства обучения:

  • презентация PowerPoint;
  • карты образовательного маршрута «Историки», «Костюмеры-декораторы», «Фольклористы», «Этнографы»;
  • реквизит (мешок Мехоняши, корзина сеятеля,  красные ленты Коляде, заготовки для масок, ножницы);
  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • фортепиано.

Материал:

1Фрагмент 1 симфонии «Зимние грезы» П.И. Чайковского.

Русские народные песни «Уж как шла коляда», «Сеем, сеем», «Авсень».

Репродукция картины К.Е. Маковского «Святочные гадания».

Фрагмент баллады В.А. Жуковского «Светлана».

Библиография использованных методических материалов:

  1. Этнокалендарь Санкт-Петербурга.- СПб: Фрегат, 2013.
  2. Ширяева Н. Фольклорные праздники. – СПб: УПМ, 1997.
  3. Ширяева Н. Старинные русские обряды и праздники. – СПб: УПМ, 1997.
  4. Русский фольклор. Детские праздники /составитель Т.Ю. Камаева, - СПб: Композитор, 1996
  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Уроки музыки. 1-4 класс – СПб: Просвещение, 2013.

Опорные понятия, термины: народный праздник, обряд, обычаи, русская народная песня.

Новые понятия: Святки, колядование, коляда, Авсень.

Формы контроля: составление краткого отчета об исследовании (фольклорной экспедиции).

Домашнее задание: разыграть обряд колядования дома в семье.


Ход урока

  1. Организационный момент. (2 минуты)

Дети входят в кабинет, звучит фрагмент 1 симфонии П.И. Чайковского «Зимние грезы».

Подготовка к уроку, деление класса на 5 команд.

  1. Мотивация учебной деятельности. (3 минуты) /.(Слайд 1) 

Что объединяет все эти даты? (это праздники).

Какая дата здесь лишняя? (1 января – это светский государственный праздник).

Остальные праздники религиозные и 14 января – народный (напомнить о связи русской народной и религиозной культуры)

Как вы думаете, почему именно эти 3 даты, что их объединяет? (обряд «Святки»)

Мы сегодня совершим фольклорную экспедицию (исследование).

Формулирование темы урока детьми: «Народные праздники. Святки».

Формулирование цели урока детьми: «Узнать об обычаях народного праздника на примере обряда «Святки». (Слайд 2) 

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Для чего нам пригодятся эти знания? (изучение культуры и традиций родного края, части русской истории, мы сможем поделиться своими знаниями с одноклассниками, учащимися школы, семьей…)

Выделяем опорные слова: обычаи, обряд, народный праздник (разбираем понятия).

Команды получают задания.

  1. Обобщение и систематизация знаний (10 минут)

Выполнение исследовательских и творческих проектов по группам.

Историки.

Работают с Этнокалендарем. Учитель обращает внимание на краткость, четкость и лаконичность ответов на поставленные вопросы.

Костюмеры-декораторы

Создают костюмы и маски для двух групп фольклористов, общаются с группами. Изображают символ обряда «Святки» на доске – рисуют шест со звездой. Учитель контролирует взаимодействие групп.

Фольклористы (колядование)

С группой разучиваются новые песни, основная задача – чистота интонирования и выразительность исполнения.

Фольклористы (ряженые)

Контроль со стороны педагога в распределении ролей, повторение ранее изученных произведений. Основная задача - выразительность декламации и вокального исполнения.

Этнографы

Подводят итог урока. Задача группы в четкости обобщения основных понятий урока. Они будут экспертами в правильности заполнения отчета об исследовании (фольклорной экспедиции), могут помочь учителю в индивидуальном оценивании учеников класса. Целесообразно заранее продумать эту группу, её состав.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (15 минут) /.(Слайды 3-6)

Выступление групп (защита групповых проектов) в последовательности приведенной выше. Учитель контролирует, фиксирует для себя вопросы и комментарии.

«Жито» – объяснить новое слово.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 минут) / (Слайд 7)

Запись в тетрадях темы урока составление отчета об исследовании (фольклорной экспедиции). Закрепление и контроль новых понятий (терминов). Эксперты (группа этнографов) проверяют.

Формулируют правильные ответы.

  1. Рефлексия (5 минут) / (Слайд 8)

- Мы сегодня совершили фольклорную экспедицию  по изучению русского народного обряда «Святки». 

Ключевые элементы обряда:

 Какой вид искусства обязательно был представлен в обряде? (музыка)

Каким жанром он представлен? (песней)

Как вы думаете, могли ли эти песни исполняться при других условиях, в другое время года? (нет, они связаны с определенным периодом, календарной датой)

Такие песни принадлежат к жанру календарно-обрядовых, почему?

Они связаны с воплощением  (верой) каких-либо представлений человека земледельца: «Кто не даст пирога – тому куричья нога», - кричали колядующие.

Для чего проводили эти обряды? (чтобы новый год принес счастье, удачу, хороший урожай)

Кто участвовал в обряде? (все – праздник народный).

Подведение итогов урока:

Все участвовали и в народном празднике и в сегодняшнем уроке. В фольклорном обряде не бывает зрителей – все участники.

Выставление оценок, оценкой (по народной традиции могут быть сладости-конфеты).

Чтобы счастья в Новом году  не обходило и ваши дома, я предлагаю следующее домашнее задание: «Разыграть обряд колядования дома в семье. Дата выполнения задания должна быть до…? (19 января)».

На следующем уроке в тетради должна быть записана дата вашего обряда и (или) отзыв ваших участников (родителей, друзей…).



Предварительный просмотр:

Этнографы

Зимние Святки

Зимние Святки назывались рождественско-новогодние праздники (с 6 января по 19 января), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием – одним из самых важнейших дней земледельческого календаря. Святки начинались колядованием 6 января в Сочельник (так назывался последний день рождественского поста).

Колядованием называли праздничные обходов домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания – богатства, урожая, многодетности и т.д.  Колядки исполнялись детьми или молодежью. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.

Дары, полученные от хозяев, собирались обычно Мехоняшей в мешок, а потом коллективно поедались.

Слово «колядка» латинского происхождения (от слова календарь). Зимние солнцестояние отделяло один годичный цикл от другого. Верили – как проведешь Новый год, так будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был изобильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких благопожеланий, им тоже приписывались магические свойства – как пожелаешь, так и исполнится.

Предполагают, что слово «авсень» обозначало прибавление дневного света. Раньше так называли не только песню, но и весь обряд встречи нового года, а также месяц – декабрь или январь. С декабря дневной свет начинал прибывать: солнце поднималось в полдень над землей все выше и выше. В колядке «Авсень» говориться о наступлении Нового года: Авсень перешел через мост, через границу, которой отделено одно время года от другого.

Кроме колядования на Святках обходили дома с обрядами посевания. Он имитировал посев зерна и должен был обеспечить богатый урожай в этом году.

Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Со временем стало комедийным представлением с обычными для него персонажами: стариком и старухой, попом, нищем, цыганкой, а также нечистой силой – чертом, кикиморой, бабой-ягой; животными – конем, козой и медведем. Ритуальный смех задумывался как залог многой радости и благополучия в новом году.

Святочные гадания

Гадать начинают в ночь под Рождество. Наиболее благоприятные для предсказаний и пророчеств так называемые святочные дни – от рождественской ночи до Крещения Христа (19 января). Гадать нужно в период между 12 и 3 часами ночи, когда все живое на земле спит, и миром правит темная колдовская  сила.

Подблюдные песни

 Так описал пение подблюдных песен В.А. Жуковский в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

     Девушки гадали:

За ворота башмачок,

     Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

     Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

     Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

     Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

     Песенки подблюдны.

                           

       

    На святках девушки гадали о своей судьбе. В блюдо складывали колечки и под пение «подблюдных», не глядя, вынимали колечки. Чье кольцо, к тому и относилась песня.

    Свое название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание.

 Задание:

  1. Прочитать текст.

Дать определение ключевым понятиям:

  1. Колядование.
  2. Колядка.
  3. Авсень/ Овсень
  4. Ряженье.
  5. Святочное гадание.
  6. Подблюдные песни.



Предварительный просмотр:

Фольклористы. Ряженые

Уж как шла коляда

Как Иванов двор на пяти столбах, на семи верстах.

Уж ты, дядюшка Иван, Шелкова борода, позлащена голова.

Ты не режь, не ломай, подавай весь каравай!

- «Коляда, коляда, пришла коляда, накануне Рождества».  

На сцене появляются коляда-невеста,  медведь,  коза, лошадь, доктор,  Мехоняша (человек с большим мешком, в который собирает все колядочные дары, после дарит поровну между ряжеными…)

Ряженные (все): «Коляда, коляда, барыня молода.
                             Где была коляда Накануне рождества, Барыня молода.»

 Спрашивают : «Где ты была?»

Коляда : «Коней пасла»
Все: « А что выпасла?»
К-да: «Коня в седле, в золотой узде.»

Все: «А где конь?»

К-да: «За воротами стоит»
Все:  «А где ворота?»

К-а: «Водой снесло»
Все: «А где вода?»
К-а : «Быки выпили»
Все: «А где быки?»
К-а:  «За горы ушли»

Все: «А где горы?»

К-да: «Черви выточили»

Все: «А где черви?»
К-а: «Гуси выклевали»
Все: «А где гуси?»
К-а: «В тростник ушли»
Все: «А где тростник?»
К-а : «Дети выломал

Все: «А где дети?»

К-а: «Сидят на повеше, лапоточки плетут, сарафанец шьют, коляду одевают, гулять посылают».

Заводится хоровод    «Приходила коляда».

Коляда: «Дома ли дома,  хозяин дома?»
Со стороны: «Дома»
Все: Добрый вечер, щедрый вечер, добрым людям на здоровье.
Доктор: «Дома ли дома хозяюшка дома?»
       
Ответ: «Дома»
Все: «Счастья, здоровья,  да богатств вашему дому.

Мехоняша: «не пора ли вам хозяюшки, колядовщиков одарить».

Коза: Прикажите, не держать, наших ножек не знобить, как на улице мороз обмораживает, не  велит долго стоять, велит скоро подавать»
Мехоняша: «Продавай не ломай,  все по целому давай, если крошечку уронишь, то и бога не замолишь!»
Медведь: Не подашь лепешки – разобьем окошки, не подашь пирога – уведем корову за рога!»

Доктор  разбрасывает вокруг овес « Щедрую, щедрую колбасу чую, дайте колбасу, далеко понесу».
Лошадь: « Хозяюшка, красно Солнышко, неси не труси, давай не ломай, или хлеба осминку или хлеба полтинку»

Мехоняша с козой собирает подарки.

Все: «А дай Бог тому, кто в этом дому, ему рожь густа, рожь ужимиста.  Ему с колоса осминя. Из зерна ему коврига. Из пол зерна – пирог. Наделил бы вас Господь и житьем и бытием и богатством.

Задание:                1. Спеть песню «Приходила коляда».

2. Разыграть колядование ряженых.



Предварительный просмотр:

Фольклористы. Обряд колядования

Задание: Разыграть обряд колядования.

Колядующий:                 Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

Куда конь хвостом –

Там жито[1] кустом,

Куда коза рогом –

Там жито стогом.

Все:                                Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым годом! С новым счастьем!

С новым здоровьем!

(КЛАНЯЮТСЯ.)

Все колядующие исполняют песню «Сеем, сеем» 3 раза, под её исполнение один из колядующих «сеет» зерно (имитирует рукой движения сеятеля), разбрасывая его во все углы дома.

Сеем, сеем

Колядующий:                 Щедрик-петрик!

Дай вареник,

Ложечку кашки,

А наверх – колбаски,

Чтоб не было мало,

Дай кусочек сала.

Авсень

Колядующий:

Мы хозяину с хозяйкой

Не задаром спели!

Все (кричат):        Авсень! Авсень!

Дай блинка!

Колядующие:                 Спасибо вам, щедрые хозяева!

Пусть Новый год вам принесет радость в дом,

Богатый урожай,

Много хлеба и молока!


[1] Жито — название «хлеба в зерне» (рожь, пшеница, ячмень).



Предварительный просмотр:

Костюмеры-декораторы

Святки

(с 6 по 19 января)

Народный праздник, приуроченный к дню зимнего солнцеворота, открывавший народный солнечный год. Нацелен на урожай будущего года. Его основные действия: шествие ряженных, колядование (пение и обсыпание дома злаковым зерном) – все это древний земледельческий ритуал язычества.

Дети обходили дома – колядовали. Пели песни колядки, кричали щедровальные стихи.

Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Со временем стало комедийным представлением с обычными для него персонажами: колядой-невестой, женихом, стариком и старухой, цыганкой, а также нечистой силой – чертом, кикиморой, бабой-ягой; животными – конем, козой, медведем. Ритуальный смех задумывался как залог многой радости и благополучия в новом году.

Обязательным атрибутом процессий и ряженых,  и колядующих был шест со звездой. В центре звезды помещали икону с ликом Христа или писали   IX  (Иисус Христос). В некоторых областях звезда заменялась большим крестом, украшенным венками из бумажных цветов.

Задание

  1. Изготовить костюмы-маски.
  2. Нарисовать на доске шест со звездой.

      IX






Предварительный просмотр:

Историки

Задание

  1. Прочитать в Этнокалендаре  (стр. 10) «Русские святки»

Рассказать:

  1. К чему приурочен праздник.
  2. Его календарные даты и периоды.
  3. Обряд  «колядование» (действия-обереги, песни).
  4. Игрища.
  5. Ряженые. Кудесы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные праздники. Святки 6 января 1 января 7 января 14 января 19 января - Сочельник - Новый год -Рождество - Старый Новый год - Крещение

Слайд 2

Цель: Узнать об обычаях народного праздника « Святки»

Слайд 3

ИСТОРИКИ

Слайд 4

ФОЛЬКЛОРИСТЫ (РЯЖЕНЫЕ)

Слайд 5

ФОЛЬКЛОРИСТЫ (ОБРЯД КОЛЯДОВАНИЯ )

Слайд 6

ЭТНОГРАФЫ К.Е. Маковский. Святочные гадания

Слайд 7

Народные праздники Святки (дата) Колядки Коляда Авсень - с 6 по 19 января обря д овые песни от лат. слова «календарь» прибавление солнечного дня



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки в 4-м классе

учителя ГБОУ школы № 135 Выборгского района Санкт-Петербурга Киреевой Светланы Вячеславовны

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии, методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат

Организационный этап.

Организованные вход учащихся под фрагмент 1 симфонии П.И. Чайковского.

Деление на 5 групп.

Готовятся к уроку.

Деление на 5 групп

Арт-терапия, игровая

Метапредметные

(регулятивные, коммуникативные)

готовность к сотрудничеству, взаимодействию в группах.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Выход на тему урока.

Постановка цели и задач урока

Активизация внимания.

Варианты решения «проблемы».

Формулирование темы урока.

Постановка цели.

проблемно-диалогический  подход

Метапредметные:

познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Определена  тема урока, сформулирована цель.

Актуализация знаний.

Выделяет опорные слова: обычаи, обряд, народный праздник (разбирает понятия).

Направляет  личностную ориентацию «знания»

Объясняет задание группам

Формулирование опорных слов урока

Личностная ориентация «знания».

Выбор группой маршрута исследования.

Игровые, познавательные,

Предметные:

основные понятиями урока: народный праздник, обычай, обряд

Метапредметные:

познавательные,

Личностные: самоопределения

Выбраны  маршруты исследования.

Обобщение и систематизация знаний

Контролирует работу групп.

Вокально-хоровая работа:

Работа над чистотой интонирования и выразительностью.

Декламация: работа над выразительностью.

Контроль четкости в подготовленных ответах на вопросы  

Самостоятельная работа, работа в группе с информацией. Опора на полученные ранее знания.

Взаимодействие между  группами

Элементы проектной деятельности,

объяснительно-демонстрационный,

познавательный.

Предметные:

Чистота интонирования, выразительность исполнения вокальных произведений и декламация текстов, участие в драматизации.

Метапредметные:

познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные: самоиндификации

Работа в команде.

Воспроизведение на новом уровне ранее полученных знаний, расширение представлений о по данной теме.  

Применение знаний и умений в новой ситуации

Контролирует, фиксирует для себя вопросы и комментарии по выступлениям групп.

Оценка умений и навыков.

Готовность к представлению работы. Выступление.

Элементы проектной деятельности,  драматизация.

Публичное выступление

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Обобщение материала.

Контроль знаний

Оценка деятельности на уроке

Составление отчета об экспедиции. Запись темы в тетради.

Анализ и взаимоанализ  правильности выполнения работы.

Самооценка деятельности на уроке.

Самостоятельная работа.

Личностные (смыслообразования)

Предметные:

Сформулировано представление учащегося о традициях народных праздников (обряд «Святки»)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закрепление ключевых элементов народного праздника «Святки».

Объяснение домашнего задания (вариативно)

Повторение ключевых элементов народного праздника «Святки».

Запись домашнего задания.

Фронтальный

Метапредметные (коммуникативные)

Предметные

Личностные  (самоопределение,

формирование гражданской позиции)  

Готовность поделиться знаниями об обряде «Святки», продолжить  колядовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Святки"

Театрализованное представление для учащихся 1-2 классов....

сценарий театрализованного зимнего праздника "Святки"

Святки- так  называют  12  святых  дней  с  Рождества  до  Крещения.По  древнерусскому  верованию  в  продолжение  святок  о...

Народный праздник "Святки".

Народный праздник "Святки"...

Сценарий праздника "Святки"

Сценарий праздника "Святки"...

Праздник "Святки" в 3 классе

Цель праздника -  приобщение детей к народным традициям. А так же  в игровой форме закрепить знание русских народных святочных обрядов,  поддержать интерес детей к обычаям русского наро...

Cценарий праздника "Святки"

Колядка или колядная песня – это новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики – певцы желали получить за пение подарки, а если хозяева скупились на подаяние, то их корил...

праздник "Святки"

         Данный  сценарий  предназначен  для  учащихся  коррекционнойУШ вида  школы  класса «Особый ребенок».  Дает  предст...