План-конспект урока (музыка, 2 класс) по теме:
Разработка урока музыки во 2 классе с использованием ЭОР

Румянцева Наталья Сергеевна

Данная разработка урока даёт возможность не только рассказать о балете, но и  показаь детям фрагменты балета "Золушка".

На практическом занятии предлагается в игровой форме вспомнить и закрепить знания о простых музыкальных жанрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_rumyancevoy_n.s.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                      В музыкальном театре. Балет.

ФИО (полностью)

Румянцева Наталья Сергеевна

Место работы

МОКУ Фабричная ООШ пгт Лальск

Должность

учитель

Предмет

Музыка

Класс

2

Тема и номер урока в теме

В музыкальном театре. Балет.   1

Базовый учебник

Е.Д.Критская

8. Цель  урока: Дать представления о музыкально-сценическом жанре – балет

9. Задачи:

 обучающие:

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.

развивающие:

Развивать музыкальные и творческие способности детей.

Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.

воспитательные:

Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.

  1. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование  компьютер, проектор
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

У нас урок музыки.

Настраиваемся на урок.

Исполняют песню Ю.Чичкова “Здравствуй, Родина моя!”

2

2

Подготовка к основному этапу. Определение цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос : “Куда нас ведет танец?” Что такое “ритм”?


Слушают.




2

3














































































































4

Основной этап













































































































Физкультпауза





№ 1. Показ видеофрагмента оперы “Садко”. Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки!”/ Н.А.Римского-Корсакова.

































































































































№2 Простые музыкальные жанры. Песня. Танец. Марш. Практическое занятие









№3 Показ фрагмента из  

балета         С.С. Прокофьева     «Золушка»
















№3 Показ фрагмента из  

балета         С.С. Прокофьева     «Золушка»






































На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром.

Посмотрите фрагмент видеофильма

Что же это за жанр?








С помощью каких признаков вы определили, что это опера?




Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент?

 

Назовите фамилию композитора этой оперы

(Показ портрета)




Какой музыкальный жанр нас привел в оперу?




Так что же такое опера? Дайте определение







Учитель предлагает работу в рабочих тетрадях: раздел “Музыкальная азбука. Формирование представлений о ритме.


Сейчас мы попробуем дать определение одному из основных средств выразительности - ритму.

Найдите в нотной записи интонации кукушки (ку-ку), тиканья часов (тик-так), зов трубы (тра-та-та).

Прохлопайте ритмический рисунок этих интонаций.


Учитель вызывает несколько ребят.




Учитель задаёт вопросы.

Ребята, как вы поняли, что именно та или иная запись изображает эти интонации?


Какие длительности использованы в этих интонациях?


Все ли звуки одинаковы в этих примерах?






Ребята, подумайте и скажите, так что же такое – ритм?







Учитель играет мелодию песни “Хлопай-топай”.


Знакома ли вам эта мелодия?






 Прохлопайте ритмический рисунок этой песни.




Ребята, исполните мелодию припева с движениями, которые вы подобрали самостоятельно дома.


Устная оценка выполненного задания каждого ученика.


Исполнение песни

 муз. Б.Савельева на

сл. М.Лазовского “Хлопай-топай” из сборника “Веселые уроки Радионяни” выпуск 1.М., Музыка, 1984.


Можем ли мы сказать, что это просто песня?


Что мы делали во время пения?





А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры.








Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит?







Послушайте фрагменты из произведений. Определите, к каким жанрам они принадлежат.




Что же нам помогло определить, почувствовать к какому жанру относиться та или иная мелодия ?




Сейчас мы с вами послушаем    небольшой фрагмент  из произведения знакомого нам композитора.











 Мы прослушали фрагмент сцены на балу

 из балета С.С.Прокофьева “Золушка”:


Что делали артисты, которые участвовали в этих фрагментах?

Пели или танцевали?


Давайте посмотрим фрагмент сцены «Воспоминание» из балета “Золушка”.

 Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться характер и настроение музыки?


После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми


На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты.



Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене «Воспоминание»?





Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке?







Попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?


Запомните определение

Балет – музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют.


Какой музыкальный жанр нас привел в балет?





Слушают и смотрят видеофраг -мент


Ответы детей.

(Опера)





Ответы детей

(В опере все действующие лица поют)


Ответы детей

(Опера “Садко”)


Ответы детей

(Николай Андреевич Римский-Корсаков)


Ответы детей

(В оперу нас привела песня)


Ответы детей

(Музыкаль -ный спектакль, главные герои  в котором поют)


Открывают тетради









Работают в парах


Работают у доски трое, остальные слушают






Ответы детей

(По длительности нот)


(Восьмые и четвертные)



(Нет. Есть короткие по длительности звуки, а также длинные.)



(Это чередование коротких и длинных звуков)




Дети слушают


Ответы детей

(Это мелодия песни “Хлопай-топай”.)


Дети все вместе выполняют задание


Желающие показывают движения по очереди





Вместе исполняют песню


.



Ответы детей

(Нет.)


Ответы детей

(Танцевали во время припева).


Ответы детей

(Да. В опере “Садко” гусляр пел и танцевал во время песни “Заиграйте, мои гусельки!”)



Ответы детей

(Да).


 




Выполняют задание коллективно




Ответы детей

(Ритмический рисунок)






Во время слушания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.







Ответы детей

(Танцевали)




Смотрят и слушают
















Ответы дети сравнивают со словами на доске.




Ответы детей

(С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов.)


Дают варианты ответов







Ответы детей

(Танец)


21














































































































5

5

Закрепление знаний

Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева.   На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.




















Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева?

Соединяют стрелками фамилию композитора и его произведения.

 Петр Ильич Чайковский “Камаринс- кая”

 “Шествие кузнечиков”

 “Детский альбом”

 “Сказочка”

 “Марш деревянных солдатиков”

 “Детская музыка”

 Сергей Сергеевич Прокофьев


После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски

Ответы детей

(Балет “Золушка”.)

10

5

Подведение итогов. Рефлексия.

Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет?

 Дома в рабочей тетради на стр.44-45 постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла.

  Ответы детей

5

Приложение к плану-конспекту урока

В музыкальном театре. Балет.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Опера "Садко". Картина 2. Песня Садко (N 21868)

ЕК ЦОР

Информационный ресурс


Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/34DEFAFA-50B3-6967-CA15-9972E76BE4AE/ 

2

  1. Простые музыкальные жанры. Песня. Танец. Марш. Практическое занятие

ФЦИОР

Практический ресурс

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

http://www.fcior.edu.ru/card/7197/prostye-muzykalnye-zhanry-pesnya-tanec-marsh-prakticheskoe-zanyatie.html 

3

Балет “Золушка” С.С.Прокофьева 1944

ФЦИОР

Информационный ресурс

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

http://www.fcior.edu.ru/card/9616/balet-s-s-prokofeva-zolushka-1944.html 

Анализ урока музыки

Дата проведения: 14.09.2012г

Время проведения: 11.05-11.50

Класс: 2

Кол. учащихся: 12

Организационный этап учитель направил на мобилизацию внимания, учащихся, на учебную работу.  Исполнение песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»

На этапе постановки цели педагог предложила познакомиться с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Предложила  найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос : “Куда нас ведет танец?” Что такое “ритм”?

На основном этапе урока произвелся  показ видеофрагмента оперы “Садко”. Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки!”/ Н.А.Римского-Корсакова.

Дети с большим интересом и вниманием слушали отрывок произведения

Затем были предложены вопросы на закрепление знаний полученных на прошлом занятии. Ответы звучали полные и аргументированные.

Далее учитель организовал работу в рабочих тетрадях: раздел “Музыкальная азбука. Формирование представлений о ритме. Работа производилась в парах.

Физкульт. минутку учитель связала с музыкальным материалом из муз. Азбуки и и под динамическую музыку дети выполняли движения продуманные дома. Получилось интересно и за те движения которые получились наиболее хорошо учитель высказала слова похвалы.

Ребята отдохнули и перешли к этапу изучения нового материала.

С помощью электронно- образовательных ресурсов педагог ознакомила детей с понятием балет и показала фрагменты из балета“Золушка”.

 Постарались во время просмотра определить, сколько частей услышали в произведении и  изменился характер и настроение музыки или нет. 

Закрепление материала осуществила в игровой форме: Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева.   На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.

Данные упражнения очень интересны и заслуживают особого уважения со стороны и учителей и детей, так как они позволяют глубже понять и почувствовать музыкальный материал.

Рефлексия полученных знаний прошла в следующем порядке.

Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет?

Учителю удалось дать представления о музыкально-сценическом жанре – балет

Задачи, которые были поставлены на уроке, выполнялись. Активно развивались музыкальные и творческие способности детей. Дети научились определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.

Педагог способствовала становлению позитивного отношения к искусству, воспитывала музыкальный и эстетический вкус.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Материал урока поможет связать жизненные впечатления детей с художественными образами, сформировать знания о музыкальном...

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки для 1 класса "Музыка в цирке"

технологическая карта данного урока по новым стандартам...

Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

 Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного пр...

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока "Музыка Франции"

 Автор-составитель урока – Нуйкина Ольга НиколаевнаПредмет – музыкаКласс – 4 классТема урока: «Музыка Франции» ...

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

 IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим на...

Урок музыки во 2 классе "Осень:поэт-художник-композитор"

Урок разработан по программе "Музыка" для общеобразовательных учреждений автор В.В.Алеев, Т.Н.Кичак...

Комментарии

Румянцева Наталья Сергеевна

Интересно и увлекательно