Методическая разработка по музыке (3 класс) по теме:
Урок - мистерия "Рождество" с использованием стратегий чтения и ИКТ

Осминина Наталья Викторовна

Урок создан на основе современных технологий - стратегий чтения (мозаика) и ИКТ. Урок - мистерия, рассказ библии через театрализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
3_klass.__rozhdestvo.doc67.5 КБ
rozhdstvo.ppt2.95 МБ
kartinki_k_rozhdestvu_-_domashnee_zadanie.doc362 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока - мистерии в 3классе, 2 четверть –

«Рождество»

с использованием стратегий чтения и ИКТ

Осминина Наталья Викторовна, учитель музыки

НОУ СОШ «Надежда»

Тема 2 четверти - «Интонация»

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися

Задачи

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:

  1. Умение воспринимать и наблюдать музыкальные явления,
  2. определять художественную идею произведения,
  3. участвовать в диалоге, обосновывать высказанное суждение;
  4. размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений,
  5.  творческие задачи - разыгрывать воображаемые ситуации,
  6. самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании

1 Образовательная:

  1. Знакомство с библейской легендой о Рождестве Христовом
  2. Знакомство с композиторской музыкой о Рождестве Христовом
  3. Расширение словарного запаса для анализа художественных и музыкальных произведений
  4. Знакомство с видео рядом – живописном, кино материалами, книжной графикой, репродукциями по теме Рождество Христово

2. Развивающая

  1.  Научиться анализировать интонационную характеристику музыки
  2. Обучение правильной вокализации произведений (интонационной)
  3. Развивать навыки слушания музыки посвященной Рождеству (Классические образцы, современные обработки)
  4. Обучение текстовой деятельности - работа с текстом по стратегиям: чтение в кружок, мозаика.
  5. Отработка навыков анализа образа Рождества в других видах искусств – литературе, живописи, киноматериалах.

3. Воспитательная

  1. Выработка нравственной, духовной позиции - любовь к ближнему, отношение с любовью к рождению любого существа.
  2. Эстетическая культура восприятия художественных произведений с разными языками выразительности.
  3. Выработка толерантности через восприятие произведений мировых шедевров на тему Рождества Христова.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Проектор

3. Интернет - «продукт» заранее скачать по данным ссылкам

4. Цифровое фортепьяно

5. Презентация с подборкой живописных, графических, иконописных работ, картин с представлениями мистерий и вертепа)

6. Выписанные заранее слова на доске:

  1. Тема четверти
  2. Тема урока
  3. Задачи

Ход урока

Звучит мелодия р.н.п. «Сею - вею снежок» - узнайте мелодию

Ответы детей - Р.н.п.

Учитель:

Что помогло Вам узнать эту мелодию?

Ответы детей (предположительно – по интонации)

Учитель:

Как называется тема четверти?

Ответы детей - Интонация (выписать на доске)

Интонация – это выразительность в музыке, закрепленная в нотах.

Вспомним эту песню с выделением главных слов и музыкально-ритмическим движением, с активными губами и хорошо открытым ртом. Исполним эту песню в парах, смотря друг на друга и помогая с движением.

Исполнение

Учитель:

Какое хорошее настроение Вы создали!

А теперь исполним песню с выборам –лидера исполнения (Ряд на ряд).

Ответы детей: кто больше понравился эстетикой, эмоциональностью исполнения

Учитель:

А сейчас прозвучит новая для Вас музыка, какая она по интонации и настроению?

Звучание вступления песни «Рождество» (желательно на виброфоне)

Ответы детей - записать на доске колонкой

Учитель:

Как вы думаете, в какие моменты жизни может прозвучать такая музыка, прислушайтесь к ее интонации и докажите свой выбор.

Ответы детей

(Приблизительные ответы: Новый год, Рождество)

Учитель:

Здесь присутствует волшебство, а оно случается на Рождество.

Написать слово Рождество на доске как тема урока. 

Учитель:

Пусть слово Рождество станет ключевым словом на нашем сегодняшнем уроке.

Назовите по слову, с которым у вас ассоциируется Рождество – оно какое?

Ответы детей (запись на доске колонкой)

Учитель:

А теперь сравните с теми чувствами, которые вы испытали слушая музыку. Значит, композитор очень точно подобрал интонацию в музыке.

Давайте разучим эту песню. (1 куплет) – раздать текст.

Учитель:

А что вы знаете об этом празднике? 

Ответы детей

Учитель:

Скажите, мы можем поставить перед собой задачу: узнать больше о Рождестве?

Задача урока – узнать больше о празднике Рождество (выписать на доске)

Я вам более того скажу, раньше многие людей были безграмотными и не могли прочитать эту историю в евангелие и поэтому, чтобы все знали, что такое рождество, для них разыгрывали в церкви представление, рассказывали о событии и украшали музыкой и пением.

Оно называлось Мистерия (выписать слово на доске)

И мы с Вами сейчас превратим наш урок в мистерию, для этого нам надо рассказать об этом событии. Вот я приготовила текст для каждого из вас.

Раздается 2, 3 группам учеников. Деление удобное для данного класса и помещения.

Учитель вытаскивая из пакета разрезанный текст изображает удивление:

«Все перепуталось, забыла проставить числа, что за чем идет– помогите мне собрать текст.)

Учитель раздает на группу детей по рядам разрезанный текст.

Как нам быть, как восстановить последовательность – посоветуйте. Мне сказали, что вы знаете стратегии чтения, какую применить?

Ответы детей– сначала прочитать - «чтение в кружок», а затем составить из «мозаики текста» - рассказ.

Работа с текстом (приложение)

Чтение мозаики текста одной группой учеников, а затем другая группа детей строиться на чтение в правильном порядке. При этом вместе решают о правильности следования порядка чтения текста.

 В ходе чтения, учитель коротко объясняет слова о дарах: золото принесли как Царю в виде дани, ладан – ароматическую смолу, как Богу, а смирну (ароматическая смола), как человеку, который должен умереть, смирной в те далекие времена помазывали умерших.

А теперь разыгрываем мистерию:

Как лучше сделать – спеть песню и потом прочитать текст или наоборот.

Ответы детей

Учитель:

Правильно, наверное исполним песню – она душевная, спокойная – настроим зрителя, а потом прочитаем историю о рождении Христа.

Пение 1 куплета песни «Рождество», Чтение Мистерии, в конце чтения (неожиданно для детей) показ видео про рождественские огни http://www.youtube.com/watch?v=LwEUCPs2xRo

Учитель:

Вы сегодня представили Мистерию, а еще эту историю и другие истории из Библии и Евангелия разыгрывали в кукольном театре – он назывался Вертеп.

Давайте посмотрим, как разными языками искусств рассказывали историю о Рождестве Христовом.

Презентация (показ икон, художественных полотен, снимков Мистерий и Вертепа о Рождестве Христовом)

Учитель:

Сегодня модно создавать клипы, где мы можем слышать пение песни и видеть ее оформление. Посмотрим клип о Рождестве:

Клип http://www.youtube.com/watch?v=FukGNG38WOg

Учитель:

Давайте подведем итог, что мы узнали на уроке?

Ответы детей:

  1. историю о Рождестве Христовом;
  2. разучили песню о Рождестве;
  3. узнали что такое Мистерия и Вертеп;
  4. узнали, что о таком празднике могут рассказать все искусства.

Учитель:

А в заключение мы споем все вместе куплет песни-приветствия о Рождестве (выучена заранее, на уроках английского языка), чтобы закончить урок на эмоциональном подъеме.

Исполнение песни:

Счастливого Рождества Вам! (на русском и английском 1 куплет)

Рефлексия: Что Вам больше запомнилось и понравилось на уроке? - ответы

Учитель:

Ребята, у меняя для Вас остались еще потрясающие музыкальные подарки, но чтобы они появились на следующем уроке, чтобы мы смогли продолжить разговор о Рождестве, у вас будет творческое домашнее задание. Вы должны помочь мне разукрасить действующих лиц. Каждый получает лист с героем и подумает, как его лучше раскрасить, по- рождественски.

Домашняя работа:

Раздача картинок раскрасок с «героями» истории о рождестве  Христовом для домашнего творчества.

Приложение.

1.1.Текст для чтения. Адаптированный рассказ из Библии (авторский).

Знак ================ места разрезов текста.

1.2.

Картинки  для раскраски домашнего задания (можно снять другие из раскрасок, по желанию учителя).

Римский император Август повелел сделать перепись населения


Отправились Иосиф с Марией в город предков Вифлеем


Мест в гостинице не оказалось. Марии же наступило время родить.



Пустили добрые люди Иосифа и Марию в Пещеру, укрыться от холода.



Родился в пещере у Марии сын, и положила она его в ясли - кормушку для скота.



В это время недалеко пасли пастухи овец. Вдруг предстал перед ними Ангел и сказал: « Великая радость! Родился Младенец, который есть Христос Господь! Поклонитесь ему!



Зажглась в небе звезда. Вела она мудрецов - волхвов и спрашивали они: «Где родился Христос? Мы принесли ему дары.



И пришли все к младенцу и принесли ему золото, ладан и смирну.



Только скромная елка печально стояла у входа. Она не имела даров. О чудо! На елочку звезды скатились с неба. И вся засияла она красотой! Проснулся Младенец, и личико вдруг озарилось улыбкой, и ручки он к ней протянул.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Вифлеемская звезда, храм Рождества Христова, Вифлеем
Рождество Христово. Фреска кисти Феофана Критского в церкви святого Николая на острове Крит
Андрей Рублёв.Рождество Христово 1405 г.
Рождество Христово, древнерусская икона XV в
Рождество Христово.Гагарин Григорий Григорьевич
Гагарин Григорий Григорьевич. Поклонение волхвов
Рождество.Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Тверская областная картинная галерея
Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. 
Открытка «С Рождеством Христовым!»
Рождение Христа
Вертеп
Вертепы
Мистерии
Средневековый театр. Сцена из «Мистерии о св. Аполлонии» (фрагмент). Миниатюра Ж. Фуке

Предварительный просмотр:

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Урок чтения с использованием ИКТ В.Ф.Одоевский" Городок в табакерке"

Урок литературного чтения с использованием презентации....

Урок литературного чтения с использованием ИКТ А.Н.Плещеев "Весна", "Сельская песенка"

Урок с использованием ИКТ.Стихи для детей - это естественное выражение их чувств и мыслей. Для создания эмоционального н...

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

 Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критич...

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

развитие познавательных стратегий при списывании с печатного текста

Этот материал поможет учителям начальных классов научить детей списывать с печатного текста без ошибок. Я представила вс...

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Работа на уроках литературного чтения с использованием метода "Сказкотерапия"

Что такое "Сказкотерапия"? Прмеры творческих работ детей на уроке литературного чтения....

Урок литературного чтения с использованием игровых технологий.

 Наварнова И. А.Урок литературного чтения с использованием игровых технологий по теме: «Звуки [ З], [ З’]. Буквы «З...

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России''.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие тво...

Урок литературного чтения во 2 классе Н.Булгаков "Анна, не грусти!" с использованием ИКТ(презентация).

Урок представлен с использованием информационно-коммуникационной технологии. Соответствует требованиям ФГОС....