Учительские размышления: педагогическое общение в современной школе, каким ему быть ?
статья по теме

В современном мире педагог должен обладать высокими человеческими качествами, быть образцом для подражания, другом, партнером и просто мамой...своим ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazazaeva_pedagogicheskoe_obshchenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Казазаева Т.Г.

МБОУ «Фёдоровская начальная

общеобразовательная школа №4»

г.п. Фёдоровский Сургутский район

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Педагогическое общение в современной школе

     Профессия учителя одна из самых древних и самых заслуженных. Несмотря на все проблемы, учителя продолжают свой благородный труд, и вклад учителя в формирование личности невозможно переоценить.

     К сожалению, бывают школы, где детям неуютно с первого до последнего класса, где для многих школьников учёба является своего рода повинностью. Но что может быть интереснее, чем познание нового, которое делает тебя способным и востребованным в жизни.  [2]    

      Мир изменяется с каждым днём, происходят изменения и в школе. Пришло время переосмысления роли педагога и ученика, новых принципов и новых методов, новых вкладов и новых результатов. Потому, что вокруг - другое время. Средства массовой информации всё чаще задают нам вопрос о роли педагога и снижении его авторитета. Авторитет учителя плюс авторитет взрослого человека да ещё авторитет школы…Этот человек стоит перед классом, а за ним стоит огромный авторитет, слагаемый из всех перечисленных аспектов. Общество доверяет ребенка нам, педагогам, и от того, как учитель будет использовать это доверие, зависит, каким вырастет ребенок за это время. [1]    

     Учительский авторитет можно использовать для укрепления власти в классе, а можно авторитет использовать для развития доверительных отношений с учениками. И в том, и в другом случае отклик будет, но результаты - разные. Если рассматривать ученика как подчинённого, а не как партнера по общему делу, то не надо объяснять, почему даётся задание, важно проконтролировать выполнение, в случае невыполнения наказать, при успешном выполнении – поощрить. При этом главное, что выполнено задание, получил поощрение, перешел дальше  следующий класс.

     Но, доверив школе маленького первоклассника в 6-7 лет, родители и общество ожидают получить зрелую личность, готовую к самостоятельной жизни, к принятию решений, и готовности нести полную ответственность за результаты своей деятельности. Есть секции и кружки, есть музыкальные и художественные школы, учебно-производственные комбинаты, Дома детского творчества. Но у школы имеется главное от них отличие - обязательное для всех среднее образование.

     Педагогический процесс - это взаимодействие между педагогом и учащимися, значит, от того, как учитель использует свой авторитет, каков  характер общения, может зависеть и результат педагогической работы. Почти все современные учителя отмечают, что детьми стало сложнее работать. Просто дети стали другими, а вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающей педагогической действительности. Сегодня учитель является не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми. Поэтому принцип ведомости, столь естественный ранее, в новых условиях все чаще сочетается с принципом сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.

    Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что слово учителя - это ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Важнейшей задачей любого начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения. Самыми плодотворными стилями этого направления является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, а также стиль общения, основанный на дружественности. Эти стили общения отличали деятельность В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко. Граница между педагогом и детьми должна быть обязательно, но возводиться она должна на основе уважения к знаниям, опыту, культуре педагога. [1]    

    К авторитарным стилям общения относят общение-дистанцию и общение-устрашение. К ним прибегают чаще всего молодые учителя, не имеющие авторитета, не умеющие организовывать общение на основе совместного творческого поиска. Этот подход основан на беспрекословном повиновении взрослому, на непризнании ребенка как личности, имеющей собственное мнение и мировоззрение. Требовательность - непременное условие, если эти требования справедливы, гуманны, если они, в конечном счете, будут служить на благо личности.

     Педагогическое общение - это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок - это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие. И каждая ситуация требует мгновенного обдумывания, быстрого и точного решения проблемы. Поэтому и решения будут приниматься в разных случаях - разные. В этом и заключен творческий подход к общению. Он проявляется:
- в умении передавать информацию, точно ориентируя ее на собеседника, используя при этом все средства эмоционального воздействия: яркую выразительную речь, жесты, мимику, юмор;

 - в умении понять ситуацию и быстро принять нужное решение;

- в умении организовать взаимоотношения с детьми;

- в умении через общение воспитывать детей;

- в умении регулировать собственные психические состояния, быть жизнерадостным и оптимистичным;

- в поиске новых путей работы.

      Дети разные, они просто не могут быть одинаковыми по природе своей, у них разные способности и разные наклонности. Они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, по-разному устают и отдыхают, они привыкли к определенному отношению к себе. Это и должно учитываться в школе. На это и должен быть направлен авторитет учителя.

      Поступление в школу - важное событие в жизни каждого ребёнка. Учёба в школе - нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. А задача нас, учителей – сделать жизнь ребенка в школе действительно счастливой, вырастить детей - будущее наших городов и поселков, развитыми, интеллигентными, порядочными.

Литература:

1.  Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2002.

2.  Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 2003.