Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»
материал по теме

Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни.                                                                                                                                                                      

             В  рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации мною разработан проект « Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов как средство мотивации личностного развития».                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_portf_uch-ka.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Котлубанская средняя

общеобразовательная школа»

Городищенского района Волгоградской области

Проект

«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»

                                                                             

                                                                             

                                                 

                                                   

                                                 

                                                Выполнила:

                                  учитель начальных классов

                           Сафьянова Надежда Ивановна,

                                                 высшая категория

Котлубанская СОШ, 2012 год

I. Выбор темы.    

             Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни.                                                                                                                                                                       

             В  рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации мною разработан проект « Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов как средство мотивации личностного развития».                                                                                                                      

             Изменения, произошедшие в содержании современного образования в последние годы – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. В школах уже несколько лет осуществляется безотметочное обучение в первых классах. Каждый учитель по–своему отслеживает достижения учащихся. А некоторые вообще считают, что ничего отслеживать не надо. В результате порой возникают спорные ситуации с родителями, так как педагог не может убедительно доказать, с чем конкретный ребёнок не справляется.

             Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на безотметочное обучение, причём всей начальной школы, с принципиально иным подходом к оцениванию. Возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учащихся и старой утилитарной системой контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников. На основе противоречия появляется проблема – как совершенствовать систему оценивания учебных достижений в условиях модернизации начального образования. Решение этой проблемы должно привести к качественному повышению уровня обученности и дать учителю начальных классов методический инструмент для совершенствования системы контроля знаний, умений и навыков учащихся.                                                                                                                                                    

           Что же необходимо ребенку для успеха? Прежде всего, умение нестандартно мыслить, умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты. Путь к успеху достаточно труден, а порой и непреодолим для одиноко идущего ребенка. На помощь приходят взрослые: учитель и родители. Необходимо создать педагогическое пространство, где каждый ребенок – это творец, исследователь, мыслитель, где каждый ребенок нацелен на успех. Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио. Идея работы с портфолио ученика последнее время получает широкое распространение.

II. Цели и задачи.                                                                                                                                                

             Основные цели внедрения технологии портфолио:                                                                                – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся,                                                     -  повышение образовательной активности школьников,                                                                                 - создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.                                                        

            Основными задачами применения портфолио являются:                                                                                       - повышение качества образования в школе;                                                                                                    - поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;                                                                                                                                                - систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;                                                                            - развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;                                                                                                                                                              - формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;                                                                                        - создание ситуации успеха для каждого ученика;                                                                                                          - содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

             Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки)

             Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

III. Участники проекта.                                                                                                                        

            Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в нашей школе.

            Обязанности учащегося:

оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

            Обязанности родителей:

помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

            Обязанности классного руководителя:

является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

            Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

           Обязанности администрации учебного заведения:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

 директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 

IV. Гипотеза проекта.  

           Мы предполагаем, что в настоящее время, кроме оценки предметных знаний, умений и навыков, необходимо выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни: тетради открытий, портфели достижений, презентации, выставки.

V. Методы проекта.  

            Анализ; анкетирование; опрос; наблюдение; сравнение; обобщение; сбор информации из книг, журналов, газет, сети Интернета; эксперимент.

VI. План проекта.                                                                                                                                          1. Анализ теории и практики по обозначенной проблематике, его систематизация.                                                 2.Информация участников учебного процесса.                                                                                                       3.Определение общих подходов к созданию «Портфолио».                                                                                           4.Создание модели «Портфолио».                                                                                                                                                      5.Работа с «Портфолио».                                                                                                                                                       6.Распространение опыта.                                                                                                                                                                     7.Создание «Портфолио» на уровне школьного коллектива.                                                                                                   8.Работа учащихся по оформлению предлагаемого «Портфолио».                                                       VII. Результаты проекта.  

             Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.                                                                          

           Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе? “Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

          Учебный “портфолио” в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

         Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

         Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.                                                                                                        

          Портфолио в начальной школе лучше всего создавать как портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. Это могут быть учебные достижения по предметам за данный период обучения (1 год или всю начальную школу), коллекция работ, которые демонстрирую увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.).                                                                                                                            

          Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио (индивидуальную папку личных достижений ученика), отвечающую целям и задачам её создания. Портфолио учащегося начальной школы оформляется титульным листом и состоит из нескольких разделов. Количество и название разделов согласуется между учителем и учеником, в зависимости от увлечений ребенка.

Структура портфолио.                                                                                                                                      1. «Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения» (приложение 1).

Портфолио

Иванова Ивана Ивановича,

ученика 1 класса

МОУ «Котлубанская СОШ»,

родившегося 1 января 2003 года

в поселке Котлубань ул.Республиканская,2

Городищенского района Волгоградской области

2. «Мое имя» (что означает, моя фамилия, откуда она произошла).

                                                                                                                                                                       3. «Мой портрет» (знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях, у одного это фото и краткая справка о себе (фамилия, имя, дата и место рождения, школа, класс), у другого – портрет, выполненный художником, творческая зарисовка (стихотворение) о себе, своих увлечениях). В этом разделе может быть краткая история успехов ребенка.

4. «Моя семья» (фото, увлечения, хобби, интересы, традиции).

5. «Мои друзья» (фото, рассказы о друзьях).

6. «Мои школа, улица, поселок» (названия, фото).

7.»Мои учителя, мой класс» (фото, отзывы – приложение 2).

8. «Мои предметы»:

а) «Литературное чтение» (отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, сюжетные иллюстрации к литературным произведениям, летние дневники чтения, загадки, прибаутки, стихотворения, сказки).

б) «Русский язык» («Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования)

в) «Окружающий мир» (доклады, сообщения, проекты, исследовательские работы, коллекция бабочек, книжки-малышки тематические, книжки-раскладушки, гербарий). Участие в проектной деятельности помогают ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

г) «Математика» (контрольные, самостоятельные, результаты тестирования). 

д) «Листы индивидуальных достижений».                                                                                                          

             Для оценки предметных знаний, умений и навыков ведутся "Листы индивидуальных достижений".

             Дети выполняют работы различного характера, эти работы собирают в папку, на основе анализа этих работ заполняется "Лист индивидуальных достижений" (приложение  3, 4, 5).1-ый лист заполнили дети сами, а потом по итогам каждой четверти ведет учитель.

В "Листе индивидуальных достижений" учащегося фиксируются его маленькие "победы".

Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери. Каких успехов достиг их ребенок в обучении?

             Эта работа индивидуальна. Идет сравнение ребёнка только самого себя с самим собой. Каким был, что знал, и каким стал, что нового узнал и чему научился.

9. «Мои увлечения» (коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка – рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, заметки о соревнованиях, фото, вырезки из газет и журналов о спортсменах, артистах).

10. «Мои успехи в школе» (результаты тестирования, сведения об участии в творческих работах, методических неделях по предметам, конкурсах, выставках, свои лучшие сочинения, диктанты, контрольные работы по математике, успешно выполненные тесты).

11. «Мои достижения» (грамоты, дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, благодарности, медали – приложение 6, 7). Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

12. «Наши праздники» (все праздники, соревнования, рефераты, поездки, экскурсии снимают на видео, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам).

13. «Дополнительное образование» (танцевальный кружок, кружок ИЗО, Воскресная школа при церкви, музыкальная школа, спортивные секции – фото, грамоты, дипломы).

Оформление портфолио.

               Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Можно предложить собрать свои лучшие работы за I четверть. Это и станет самым первым шагом к созданию портфолио.

              Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.

              Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности.

              Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.                                                                                                   По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

             При оформлении следует соблюдать следующие требования:                                                                        - записи вести аккуратно и самостоятельно;                                                                                 - предоставлять достоверную информацию;                                                                                                           - каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.

             Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.

VIII. Выводы. 

              Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.

IX. Рекомендации.  

             Итоговое оценивание в конце обучения в начальной школе предлагается проводить в форме накопительной оценки, т.е. синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника (это и лист индивидуальных достижений, оценка наиболее существенных работ + папки работ учащихся, составляющих портфолио + достижения ребёнка в умении сотрудничать, выполнять различные учебные роли, навыки работ с информацией, т.е. индивидуальный прогресс ученика в различных областях).

             Ведение "Листов индивидуальных достижений", начиная с первого класса, позволит всем участникам образовательного процесса получить синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.          

             Спектр применения портфолио учащегося разнообразен. Его можно использовать в организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации). Целесообразно предъявлять портфолио при переходе учащегося с одной ступени обучения на другую или при переходе в другую школу. Это позволит учителям объективно оценить и глубже познакомиться с новыми учениками. Также актуально внедрение технологии портфолио при проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса "Ученик года". Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или других форм аттестации при поступлении в высшие учебные заведения, наиболее полно раскрывая информацию об абитуриенте и отражая его устойчивые и долговременные образовательные результаты.              

               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальных классов

Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...

Портфолио ученика начальных классов.

В материале представлены возможные страницы для портфолио....

портфолио ученика начальных классов

Здесь можно увидеть как сделать портфолио ученика при выходе из 4 класса....

Родительское собрание на тему:"Портфолио ученика начальных классов"

Формирование у родителей потребности в оформлении  ПОРТФОЛИО, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся. Рекомендации по созданию ПОРТФОЛИО....

Портфолио ученика начальных классов

Шаблоны портфолио ученика...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...