Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»
статья (1 класс) по теме

Кляхина Наталья Николаевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении по программе
«Школа 2100»

Выступление на педагогическом

совете школы  подготовила

 учитель

 начальных классов

Н.Н. Кляхина

Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образованиявторого поколения. Основная педагогическая задача – организация условий инициирующих детское действие. Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать типы и структуру урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

  1. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования. Для того чтобы это показать, сопоставим технологические этапы деятельностного метода обучения на уроках открытия нового знания с перечнем УУД, определенным нормативными документами ФГОС.

Адаптированный вариант технологии деятельностного метода.

Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие. 

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия  и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Из опыта работы

Начиная с 01.09.2011 года работаю по УМК Образовательной системы «Школа 2100», используя принципы обучения деятельности и развития личности средствами учебных предметов. Первая трудность, с которой я столкнулась, используя технологии деятельностного типа, это вовлечение детей в диалог с учителем и друг с другом. Мои первоклассники были растеряны, не понимали, как они могут определить то, чем будут заниматься на уроке, зачем они будут это делать и для чего. Дети были не готовы самостоятельно определять цель своей деятельности, действовать по алгоритму, сверять свои действия с поставленной целью. Для развития этих умений мы вместе с детьми шаг за шагом отрабатывали алгоритм проблемно-диалогического урока. Особенно трудно проходил этап постановки учебной задачи. На первых уроках приходилось дожидаться ответа хотя бы одного ученика, который более удачно сформулирует цель деятельности или предложит план действий, но остальной класс в это не включался, а просто выжидал. (Желая сэкономить время на уроке, нередко хотелось самой  назвать цель и план действия.)  Поэтому предлагая задания,  проговариваем все шаги решения учебной задачи. Здесь очень важно соблюдение требований к учащимся на всех уроках. На этапе решения учебной проблемы основные трудности в обучении учащихся связаны с недостаточным уровнем сформированности у моих первоклашек умений извлекать текстовую информацию, данную в неявном виде, обосновывать свою позицию, слушать и понимать других, самостоятельно осмысливать тексты до чтения, во время и после.

Формировать коммуникативные умения учащихся позволяют вопросы: «На основании чего вы догадались? Вы могли бы доказать сказанное? Как вы поняли, что надо делать? Вы согласны с мнением одноклассника?» …

Постепенно, думаю, мы решим наши проблемы. Так как дети на уроках становятся все более активными, вступают в диалог друг с другом, проявляют интерес к продуктивным заданиям. Они уже понимают структуру урока, готовы к тому, что сами будут формулировать основной вопрос урока, составлять план действия. Мои первоклассники привыкают работать с алгоритмами, схемами, таблицами. Конечно, говорить о конечных результатах нам очень рано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Личностно-ориентированный подход в ходе реализации программы Школа 2100

В данном методическом материале Вы найдёте обоснование применения личностно-ориентированного подхода в УМК Школа 2100....

Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.

Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...

Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»

 Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Основные задачи обучения: • Обучение деятельности; • Формирование лично...

Статья: "«Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе»

В   основу   Государственного Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально  базирующийся    на  обеспечении    соответств...