Экспертная карта урока как инструмент оценки профессиональной деятельности учителя
статья по теме

Гусарова Елена Валентиновна

 

Что позволяет сделать экспертная карта?

«Вечный» вопрос об оценке деятельности учителя остается актуальным и в современной школе, особенно в условиях новой системы аттестации учителей. Работа с картами развивает в учителе осознанное, критическое отношение к своим профессиональным возможностям. Учитель устанавливает, что у него получается лучше, что хуже, а чего он пока еще не умеет. Выявление самим учителем несоответствия между тем, что есть, и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень: определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspertnaya_karta_uroka_2_1_0.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертная карта урока как инструмент

оценки профессиональной деятельности учителя

Е. В. Гусарова,

заместитель директора ГОУ лицей № 395,  Санкт-Петербург

Для чего нужна и что включает в себя экспертная карта?

Проблема оценки деятельности учителя — одна из важнейших в современном педагогическом менеджменте. Однако оценивать работу педагога, исходя только из достигнутых обучающимися результатов весьма проблематично. Оценивая ее, нужно ,прежде всего, учитывать содержательные и процессуальные характеристики самого урока, которые бы легли в основу специального инструментария — экспертной карты для оценки деятельности учителей. Это один из возможных инструментов диагностики деятельности учителя на личностно-ориентированном уроке.

Оценить деятельность учителя по традиционным показателям (победы в олим пиадах, участие в грантах, высокие результаты ЕГЭ и др.) не всегда возможно. Затруднительно это сделать даже по таким показателям, как степень (уровень) обученности и качество знаний учащихся, в силу зависи мости учебных возможностей учеников и непостоянного состава классов и групп. В данном случае для оценки деятельности пе дагога лучше опереться на оценку и анализ его уро ков — ведущей формы прямого, обучающего воз действия на ребенка с ограниченными возможностя ми здоровья.

Среди множества рекомендаций по оценке и анали зу урока наиболее целесообразной идея экспертной оценки урока, представленная Н.А. Алексеевым (Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.). Разработанный в экспертной карте подход позволяет увязывать качественные критерии урока с достаточно гибкой количественной оценкой.

Модель карты позволяет включать в нее наиболее актуальные содержательные аспекты и обеспечивает:

  1. относительную объективность, так как карты содержат четкие дифференцированные критерии и дают возможность оценить компетенцию учителя в количественном отношении (форматы оценки снабжены соответствующей шкалой, позволяющей оперативно и относительно легко подсчитать результаты);
  2. прозрачность и партнерство администрации и учителя, так как учитель в данном случае не является лишь объектом оценки, а вовлекается в оценочный процесс, избежать субъективизма оценки, выставляемой педагогу оценивающим лицом. (Приложение №1)

По результатам экспертных карт составляются сводные таблицы. (Приложение №2) Каждый учитель имеет право познакомиться с той ее частью, которая касается его лично, и сопоставить свои показатели с общими по образовательному учреждению. Работа с экспертными картами дает возможность учителю установить сильные и слабые стороны своих уроков, выявить причинно-следственные связи между содержательной, методической, дидактической стороной урока и степенью достижения конечного результата. В этой роли экспертные карты могут способствовать формированию потребности и устремленности педагогов на осознанное повышение профессионального роста.

Иными словами, учитель осуществляет своеобразную самодиагностику, с помощью которой, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой — ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования. Самодиагностика, сопоставляемая с результатами внешней оценки, формирует у учителя адекватную профессиональную самооценку и в дальнейшем — самоконтроль. А это компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений. Учитель, умеющий анализировать свою деятельность, — это важнейший инновационный ресурс любой школы.

Экспертные карты являются частью общего анализа урока, так как полная формализация показателей, характеризующих качество преподавания, невозможна. В творческой деятельности педагога слишком сильны неформализуемые аспекты (лекторское мастерство, ценность методических приемов, индивидуальный стиль деятельности и т.п.).

Администратор, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по учителям, по отдельным предметам, в целом по школе и определяет, какие аспекты урока «западают» в наибольшей степени. Далее намечаются пути их коррекции и планируется целенаправленная индивидуальная работа с учителем.

Сводные таблицы позволяют администрации не только адекватно диагностировать имеющийся уровень профессиональной деятельности учителей, но и, что не менее важно, опираясь на конкретные аналитические факты, определять области, требующие особого внимания. (Приложение №3)

Что позволяет сделать экспертная карта?

«Вечный» вопрос об оценке деятельности учителя остается актуальным и в современной школе, особенно в условиях новой системы аттестации учителей. Работа с картами развивает в учителе осознанное, критическое отношение к своим профессиональным возможностям. Учитель устанавливает, что у него получается лучше, что хуже, а чего он пока еще не умеет. Выявление самим учителем несоответствия между тем, что есть, и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень: определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.

Использование при анализе и оценке урока экспертных карт формирует у учителя готовность к выявлению реально существующих затруднений, развивает самоконтроль и самоанализ, являющийся одним из важнейших инструментов преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Таким образом, предлагаемый способ оценки урока не носит исключительно контролирующий характер, а направлен на профессиональное развитие учителя. Экспертные карты помогают администрации определить в целом по школе наиболее западающие аспекты урока, дифференцировать их по степени актуальности и в соответствии с этим организовать методическую работу, а учителям помогают увидеть не только свои проблемы, но и общешкольные, что повышает активность этих педагогов в методической работе. Наблюдая за деятельностью учителя в течение учебного года, администрация имеет возможность оценивать его профессиональный рост (или отсутствие такового) по тем параметрам, которые изначально получили низкую оценку. На основании этой информации планируются мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей.

Используя предложенную идею, можно разработать различные варианты экспертных карт. Содержательная сторона экспертных карт урока может быть различной и определяется потребностями ОУ, поэтому они являются гибким диагностическим инструментом оценки уровня профессионализма учителя.

        Балльные оценки:

2 – реализован полностью;

1- реализован частично;

0 – не реализован.

Формула эффективности урока: сложить все баллы, разделить на 26, умножить на 100.

Итоговые показатели: 85% - отлично; 65 – 84% - хорошо, 45 – 64% - удовлетворительно.


Приложение №1

Карта экспертной оценки

личностно-ориентированного и развивающего потенциала урока 

Дата________Класс_____Урок_____Предмет_______________________Учитель___________________

Содержание

Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям

2 1 0

По сложности материал не соответствует возрастным особенностям

Учитель привлекает учащихся к определению целей урока.

2 1 0

Учитель не привлекает учащихся к определению целей урока.

Учитель привлекает учащихся

к взаимооцениванию

2 1 0

Учитель не привлекает учащихся к взаимооцениванию

Учитель формирует у учащегося умение критериального оценивания

2 1 0

Учитель не формирует у учащегося умения критериального оценивания

Учитель воспитывает у учащегося самостоятельность и независимость суждений

2 1 0

Учитель не воспитывает у учащегося самостоятельность и независимость

Методика

Хорошая мотивировка учащихся

2 1 0

Мотивация учащихся не обеспечена

Широкий спектр заданий

развивающего характера

2 1 0

Задания развивающего характера отсутствуют

Использование знаково-символического моделирования

2 1 0

Знаково-символические модели не используются

Адекватность познавательной визуализации

(наглядности)

2 1 0

Наглядность урока не учитывает специфику восприятия учащихся

Активно используется самостоятельная работа

2 1 0

Самостоятельная работа на уроке отсутствует

На каких этапах урока использовалась

самостоятельная работа учащихся

прод.

Репр.

Мин.

□ при проверке домашнего задания

□ при подготовке к усвоению новых знаний

□ при изучении нового материала

□ при закреплении изученного

Учитель использует на уроке групповые формы работы

2 1 0

Учитель не использует на уроке групповые формы работы

Частое использование моментов рефлексивного анализа

2 1 0

Рефлексия на уроке отсутствует

Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

2 1 0

Логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано

Оптимальный для учащихся темп урока

2 1 0

Темп урока абсолютно не учитывает особенности учащихся

Часто используются ситуации диалога, обмена мнений

2 1 0

На уроке присутствует только диалог типа  «вопрос-ответ»

На уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся

2 1 0

Учитель не учитывает особенности учащихся, ориентируется на среднего ученика

На уроке постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся

2 1 0

Учащиеся на уроке боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить порицание

Учащийся на уроке

Уровень познавательной активности высокий

2 1 0

Уровень познавательной активности низкий

Адекватность ответов

2 1 0

Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала

Учитель следит за развитием самостоятельной монологической речи учащихся

2 1 0

Учитель не ведет работу по формированию монологической речи учащихся

Деятельность педагога

Хорошее учебное сотрудничество с учащимися

2 1 0

Полное отсутствие сотрудничества

Умение учителя слушать и слышать учащихся

2 1 0

Неумение слушать и слышать учащихся

Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности

2 1 0

Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе опера


Приложение №2

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. Сводная таблица по картам экспертных оценок уроков 

Дата/Класс

Ф.И.О. учителя

Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям

Создаются условия для  формирования УУД

Учитель привлекает учащихся  к    взаимооцениванию

Учитель формирует у учащегося умение критериального оценивания

Хорошая мотивировка учащихся

Широкий спектр заданий развивающего  характера

Активно используется самостоятельная работа учащегося

Учитель использует на уроке групповые формы работы

На уроке часто используются моменты рефлексивного анализа

Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

Часто используются ситуации диалога, обмена мнений

Учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся

На уроке постоянно создаются ситуации  успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся

Уровень познавательной активности 

Адекватность ответов учащихся

Грамотность  монологической  речи

Хорошее учебное сотрудничество

Гибкость учителя, способность коррек-ировать свои действия на основе оперативной оценки результативности

Средняя оценка

Средний балл

Приложение №3

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. Сводная таблица по картам экспертной оценки урока 

Ф.И.О. учителя _________________________________

Дата

Предмет

Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям

Создаются условия для  формирования УУД

Учитель привлекает учащихся  к    взаимооцениванию

Учитель формирует у учащегося умение критериального оценивания

Хорошая мотивировка учащихся

Широкий спектр заданий развивающего  характера

Активно используется самостоятельная работа учащегося

Учитель использует на уроке групповые формы работы

На уроке часто используются моменты рефлексивного анализа

Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

Часто используются ситуации диалога, обмена мнений

Учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся

На уроке постоянно создаются ситуации  успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся

Уровень познавательной активности 

Адекватность ответов учащихся

Грамотность  монологической  речи

Хорошее учебное сотрудничество

Гибкость учителя, способность коррек-ировать свои действия на основе оперативной оценки результативности

Средняя оценка

Средняя оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио - форма оценки профессиональных достижений учителя

Представлены материалы профессиональных достижений учителя начальных классов. Поможет тем, кто готовится к аттестации на  высшую категорию....

Критерии оценки профессиональной компетентности учителя

Содержит 3 таблицы для оценивания материалов на конкурсе "Учитель года 2014"...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

критерии оценки профессиональной деятельности учителя начальных классов

Об аттестации учителей начальных классов образовательных организаций по должности «учитель» для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категория...

Технологическая карта урока как инструмент повышения качества работы учителя

В материале раскрывается структура технологической карты урока....

Исследование особенностей оценки профессиональной деятельности учителя родителями учащихся

В статье рассматриваются мнения родителей о профессиональной деятельности учителя....