Инновационные технологии в современной начальной школе
статья по теме

В последннее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования.   В статье обобщается мой опыт по внедрению информационных технологий в процесс обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii_v_sovremennoy_nachalnoy_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Инновационные технологии в современной начальной школе.

          В последнее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы,  ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.

           В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

         В ФК ГС отмечается, что в результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, в том числе и работая с информацией.

          Приоритетом начального общего образования должно является формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

           Наступила эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии  (далее ИТ) призваны сыграть системообразующую и интегрирующую роль.

           Внедрение в процесс обучения ИТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

          Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик,  который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

          Обучение с использованием ИТ является не только сообщением определенной суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений.

           Широкое внедрение инновационных технологий направлено на формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны, развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся с последовательным созданием в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, воспитание гражданского самосознания.

          Таким образом, информационная культура учащихся начальных классов – это неотъемлемая часть результата их образования.

          ИКТ являются мощнейшим стимулом для творчества детей. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет   дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

            Обучение учащихся начальной школы с включением дополняющих технологий -  самая удобная форма для учителя при проведении урока и самая легкоусвояемая для ученика.

         В образовательном процессе учащихся, я использую информационные технологии на всех этапах урока. На таких уроках ребенок становится ищущим, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

        Главное в презентации это – тезисность для учителя и наглядность для ученика. В ней могут быть представлены самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, видеосюжеты т.д.

         В настоящее время   дидактический материал ИКТ разнообразен по содержанию и по форме. На своих уроках я часто применяю: фотографии (репродукции), видеоролики. Информацию электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», детской энциклопедии по астрономии «Вокруг Вселенной с Маленьким Принцем», большой детской энциклопедии по природоведению, видеосюжеты фильмов образовательных программ «По странам и континентам», обучающие программы по предметам  на развитие речи, памяти, логики, мышления, воображения, расширению кругозора. Мультимедийная игра «Уроки Кирилла и Мефодия» (по всем предметам начальной школы) направлена на развитие познавательных способностей и интеллектуальных навыков. Уникальная игра-энциклопедия «Живая планета» научит проводить настоящие исследования в природе, даст информацию о флоре и фауне, об экологии земли.

           Так же мною разработаны уроки-презентации по предмету окружающий мир, математике, русскому языку, литературному чтению, внеклассные мероприятия, классные часы, родительские собрания, тесты по предметам.

            Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, делает их более наглядными, мобильными и интересными. А самое главное позволяет привлечь к их организации большое количество учеников, их родителей.

              Мультимедийная презентация на уроке не только помогает в полной мере реализовать принцип наглядности, но и позволяет активизировать познавательные процессы, оптимизировать процесс обучения, а также реализовать принципы развивающего обучения, повышает объем выполняемой работы на уроке, расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

          Не зря гласит английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

           Вместе с тем,  при подготовке к уроку, необходимо соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован. Презентация должна содержать   материал, который может быть эффективно представлен учителем только с помощью ИКТ.  Не должно быть большого количества текстов.  Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбирается соразмерный плотности текста. Слайды должны носить.  Прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации,  которые отвлекает внимание младших школьников.

       Доказано, что развивающим и воспитывающим современное обучение может быть при максимальной активности учащихся, побуждаемой непосредственным влиянием педагога. Поэтому на любом уроке большое значение имеет умение учителя заинтересовать ребят предметом, нацелить их на развитие памяти, логического мышления. Речи, поощрять их заинтересованность и инициативность.

           «Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути…».

                                                        Литература:

Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе// информатика и образование. – 2002. - №1.

Баранова, Е.В. Гогун, Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.

         

       

         

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владе...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Информационно - коммуникативные технологии в современной начальной школе

ИКТ используются в начальной школе с целью сбора, хранения, распространения и использования информации....