Профессиональная компетентность педагога
статья по теме

Галина Хрулёва

Статья раскрывает систему компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_kompetentnost_pedagoga.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога.

Хрулёва Г.В.,

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №127

«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко

Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

Грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны. Они позволяют учителю освободить «внутреннего ребенка», позволяют получить практическую, значительную, эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и за счет получения обратной связи.

В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.

Система профессиональных компетентностей учителя

(Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007.)

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей.

Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития. Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. У нас в стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. Феномен тьюторства, как новообразования в сфере обучения, берет свое начало в европейских университетах XIV века: в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

  1. в рамках курсовой подготовки в ИМЦ, АППО, РЦОК
  2. с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  1. работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  2. проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  1. средств массовой информации,
  2. вычислительной и оргтехники,
  3. библиотек, музеев,
  4. исследований, экспериментов,
  5. осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  6. формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Таким образом целенаправленная система методической работы обеспечивает  создание необходимых условий для реализации ФГОС, повышает  уровень профессиональной компетентности педагога.

Используемая литература:

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  2. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  3. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...