Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
статья по теме

Кузьмик Светлана Владимировна

Данная статья содержит информацию об опыте работы по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-4_pedagogicheskaya_koncepciya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

      Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…»

       Наше будущее - это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.

        Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2006 года, когда в школу пришли 27 моих первоклассников. Проведённое анкетирование родителей дало следующую информацию: 7% детей имеют хронические заболевания, у 10% ребят имеются различного рода нарушения зрения, 7% – часто болеющие дети. Выяснилось, что более половины  учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу - 21% , к логопеду - 29 %). Изучив медицинские карты первоклассников, выяснила, что только 1 ученик(!), то есть

4% от общего числа детей, относится к I группе здоровья, II группа здоровья - у 89% ребят, а у 7%- III.

          За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья.          

          К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги- практики.

           Цель современной школы - подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.

           Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.

            Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?

            Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.

           Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

            Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только

общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

            Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.

            Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

            На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:

            -элементы движений (ходьба, бег, прыжки);

            -физические упражнения без предметов;

            -танцевальные упражнения (подготовительные танцевальные упражнения; музыкальное сопровождение);

            -физкультминутки и подвижные перемены;

            -эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

            -гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);

             -самомассаж.

            Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.

             Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:

              -солнечные и воздушные ванны;

              -водные процедуры;

              -фитотерапия;

              -ароматерапия;

              -ингаляция;

              -витаминотерапия.

            Помещение нашего класса - своеобразный уголок фитодизайна, в котором размещены растения, обладающие фитонцидными свойствами: каланхое перистое, хлорофитум хохлатый.

            Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период, а родителям рекомендуется, с разрешения педиатра, провести курс приёма детьми аминокислоты глицина с целью укрепления памяти.

           На родительском собрании  была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.    

           Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.

           На своих  уроках использую такие методы как:

              - фронтальный;

              - групповой;

              - практический метод;

              - познавательная игра;

              - ситуационный метод;

              - игровой метод;

              - метод индивидуальных заданий.

           При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)

            Подачу информации  осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.

            В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи),«возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» - Понять, Признать и  Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).

            При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).

            Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.

            Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.

            При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.

            Соблюдаю плотность урока в диапазоне от 60% до 80%, использую не более 4-7 различных видов учебной деятельности при средней продолжительности каждого не более 10 минут.

            Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.

            При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.

            Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.

            Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 21% моих детей за плечами лечение у невропатолога. Существующая статистика просто ужасает: из 100 неврозов у школьников 1-8 классов 2/3 возникают по вине педагогов (по информации Минздрава РФ).

            Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

            В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; проведение игры «Весёлые человечки», когда дети сначала рассматривают движущуюся фигуру человечка (куклы-марионетки), а затем повторяют его движения сами.

            Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок жёлтого цвета матовой краски, цвет линолеума для пола также не раздражает глаза.

            В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.

            К концу обучения в 1-м классе % детей с нарушениями зрения не изменился.

            Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН,  «Уроки здоровья», игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

            Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического  - даже улучшилось: % детей I группы здоровья увеличился с 4% до 22%, соответственно уменьшилось с 89 %до 67% количество детей, относящихся ко II группе здоровья.

            Прогресс есть, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...


 

Комментарии

Бессонова Надежда Александровна

Детей с ослабленным здоровьем становится всё больше. Уже в начальной школе обучаются дети-инвалиды. Хорошо, что учителя начальных классов беспокоятся о здоровье своих воспитанников и делают всё, чтобы сохранить здоровье детей. Ваша статья подтверждает сказанное.