САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
статья по теме

Дорофеева Галина Анатольевна

Эта статья рассказывает об организации основ самоуправления в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_v_nachalnoy_shkole.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

(выступление на МО классных руководителей в 2012 году)

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

 Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

 Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.

В каждую  семейку  входит    6-7  детей, которых могут объединять     дружба,  интересы,  местожительство и т. д.  Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

 -   Определяет основные направления классной жизни.

 - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

 -   Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

-    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  командир  класса и  командиры  семеек. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей. Наряду   с  постоянными  микрогруппами  могут  формироваться  и  временные   группы  при  подготовке  каких-либо  текущих  дел.

Как  всё  это  происходило?

       Работать по организации самоуправления я начала  с  проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать  командира  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив.  С  каким  интересом  дети  стали  предлагать  свои  названия,  а  остановились  на  одном.

На  микрогруппы разделись  по  желанию. Затем   дети  стали   предлагать  нужные  дела  в  классе,  которые  мы  вместе  систематизировали.  И  вот  что  у  нас  получилось:

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает» 

Песня: «Если друг не смеётся…»

    Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.  

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива

«Ты + я = школьная семья»

«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

 (о вежливости, о взаимоотношениях)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»

Экран соревнований

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Командир класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.

Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

- следят за  чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

 Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.

  Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.

       Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения.

Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

ЗАКОНЫ   КЛАССА

  1. БЫТЬ  ЧУТКИМ  И   ВНИМАТЕЛЬНЫМ  К  СВОИМ  ДРУЗЬЯМ
  2. УВАЖАТЬ  И  ЦЕНИТЬ  МНЕНИЕ  ДРУГИХ
  3. ПРИЛЕЖНО   РАБОТАТЬ  НАД  РАСШИРЕНИЕМ   СВОИХ   ЗНАНИЙ
  4. ДОСТОЙНО  И  КУЛЬТУРНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  В  ШКОЛЕ  И  ЗА  ЕЁ  ПРЕДЕЛАМИ
  5. ПРОЯВЛЯТЬ  УВАЖЕНИЕ  КО  ВЗРОСЛЫМ
  6. ЗАБОТИТЬСЯ  О  ЗДОРОВЬЕ  И  БЕЗОПАСНОСТИ  СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ  И  ЖИЗНИ  ДРУЗЕЙ
  7. ГОВОРИТЬ   ВСЕГДА  ПРАВДУ,  ИМЕТЬ  МУЖЕСТВО  СКАЗАТЬ  О  СВОЁМ   ПОСТУПКЕ,  А   НЕ   ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ  ВИНУ  НА  ДРУГИХ
  8. ЗАБОТИТЬСЯ  О   МЛАДШИХ,   ПОМОГАТЬ  ИМ,  ЗАЩИЩАТЬ  ТЕХ,  КТО  СЛАБЕЕ  МЕНЯ
  9. БЕРЕЖНО  ОТНОСИТЬСЯ  К  ВЕЩАМ
  10. НИКОГДА  НЕ  ОТКЛАДЫВАТЬ  НА   ЗАВТРА  ТО,  ЧТО  МОЖНО   СДЕЛАТЬ  СЕГОДНЯ

На основе законов школьной жизни была создана

«Памятка друзей»

  1. Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  2. Не дерись - это очень стыдно.
  3. Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.
  4. Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  5. Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  6. Не ябедничай - доносчику первый кнут.
  7. Будь добрым и щедрым на помощь.
  8. Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

       Наряду  с  законами   в  каждом  коллективе  формируются  свои традиции.

У нас традиционными стали:

  1. День рождения классного коллектива;
  2. Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года)
  3. Туристические походы;
  4. День матери и совместные мастер – классы
  5. Новогодний огонек
  6. 23 февраля (готовят девочки и мамы)
  7. 8 марта (готовят мальчики и папы)
  8. Экскурсионные программы ( 1 раз в месяц)

     

       Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.

     Один  из  наиболее  эффективных  путей  вовлечения  всех  учащихся  в  самоуправленческую  деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих  дел посредством создания  групп  для  выполнения  творческих  поручений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Статья "Введение самоуправления в начальной школе" (Из опыта работы)

В данной статье делюсь опытом как постепенно, начиная со 2 класса, строить работу по введению самоуправления в 4 классе. Какую внеклассную  работу и какие мотоды работы можно использовать во 2-ом...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...