Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
статья по теме

Слабий Надежда Фёдоровна

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование проектной работы в урочной и внеурочной работе младших школьников

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся,  позволяет    учитывать     индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.                          

Накопив опыт использования данного метода, я с первого класса,  не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее, применяю его при изучении русского языка и литературы,  математики и окружающего мира, а также во внеклассной работе, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.

Как выполнить проект? Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:

  1. Составление плана.
  2. Выполнение проекта:

    а) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;

    б) группировка материала и установление общих положений;

          в) применение полученных знаний на практике.

  1. Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.    

Темы детских проектных работ  выбираю из содержания учебных предметов, экскурсий, социальных акций, опросов учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

 На подготовительном к проектированию этапе предлагаю задания, которые помогут учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  1. а) Наблюдаем за облаками: делаем зарисовки облаков, похожих на животных;

                  б) Наблюдаем восход солнца: сочиняем секвей;

в) Наблюдаем снегопад: рисуем снежинку.

         2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное):

                  а) задание «Давайте вместе подумаем».

                        б) упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, конфеты, биодобавки, мобильный телефон;

                 в) задания типа «Найди возможную причину события»: девочка плачет, лужи на асфальте.

Важна последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности – это поможет положить начало реализации метода проектов в начальных классах.

С 3 класса, помимо докладов, рефератов мои ученики  представляют к защите   творческие   работы:   различного   рода   макеты,   игры,   сборники  рассказов и сказок, театральные постановки. Выполненные проекты мои ученики демонстрируют первоклассникам. 

Таким образом, мои ученики, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включаются, таким образом, в реальную деятельность, овладевают новыми знаниями.  Применение  мною метода проектов в урочной и внеурочной работе,  способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бим-Бад Б. М., Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
  2. Выготский Л. С., Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  3. Выготский Л. С., Собрание сочинений в 6-ти тт., т. 3, М.: Педагогика, 1993.
  4. Гаврилин А. М., Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007.
  5. Землянская Е. Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, № 9, 2005.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия: от идеи к мысли. Пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  Давайте  вернёмся на 10-15 лет наз...

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...

Доклад " Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога"

В докладе содержится информация о типах проектов,  об этапах  и   формах  организации  проектной деятельности в начальной школе....

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»

В выступлении представлен опыт работы по направлению "Проектная деятельность в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности"...

«Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»

В докладе содержится информация о типах проектов,  об этапах  и   формах  организации  проектной деятельности в начальной школе....