сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"
методическая разработка (2 класс) на тему

Праздник- подведение итогов работы по проекту "Богатыри земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_-_prezentaciya_proekta.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта

«Встреча с былиной»

Задачи: 

- обеспечить усвоение представления о былине как жанре устного народного творчества, о главных героях былин – богатырях (их характерах, одежде);

- развивать творческие способности детей, умение отражать полученные впечатления в музыкально-ритмической деятельности;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины.

Оборудование: 

выставка рисунков и поделок детей; аудиозапись песни «Богатырская сила» (А. Пахмутова, Н. Добронравов), «Инструментальная композиция на гуслях» Е. Стрельникова; предметы быта русского народа, объёмное изображение Змея Горыныча (головы – раскрашенные воздушные шарики).

Ход занятия:

Дети входят в зал под русскую народную мелодию и встают полукругом.

      Ребенок:

Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

   Песня о родине («У моей России»)

Ведущая:

 - Я скажу вам, гости любезные, и вам, детки малые да пригожие, старый сказ про дела далёкие, про дела далёкие да великие.  Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

Ведущая:

- Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Много славных подвигов совершали они, оберегая землю в давние времена и в наше время,  защищая её от врагов.

-Как вы думаете, как называли таких людей? (богатыри)

- Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

- Ребята, кто такой богатырь?

Дети:

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Вопросы:

1. Вспомните имена русских богатырей.

- Илья Муромец, Ставр Годинович, Садко, Добрыня Никитич, Микула Селянинович.

2. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Народ

4. Кто рассказывал Былины?

- Сказители.

5. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Ведущая:

- Ребята, а в каких  пословицах и поговорках говорится о Родине, силе и храбрости русских воинов?

За народное дело бейся смело

Человек без Родины, что соловей без песни;

Жить - Родине служить;

Кто храбр, тот и жив;

Храбрый побеждает, а трус погибает;

Смелость города берёт.

Кто смел, тот и цел.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Бой отвагу любит.

Волков бояться в лес не ходить.

Ведущая:

 - В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Ведущая:

- Сейчас мы отправимся путешествовать по былинам. А чтобы  попасть в одну из былин, вы должны разгадать мою загадку.

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало.

(Печь).

-В какой былине главный герой сидел на печи 30 лет и 3 года? (Илья Муромец)

- Как об этом говорится в былине?

«В городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики перехожие и попросили воды испить. Тут случилось чудо чудное: встал Ильюшенька, испил водицы и почувствовал в себе силу богатырскую».

-  На Руси всегда любили померяться силой да ловкостью. Покажите и вы свою быстроту да ловкость.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Ведущая:

- А что же дальше было?

«А как стал Илюшенька богатырём, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается»

Игра «Собери богатыря в дорогу».

Ведущая: 

- И среди наших мальчиков есть много богатырей. А сейчас я предлагаю одеть наших славных молодцев  в одежду ратника для свершения ими дальнейших подвигов.

Вопросы:

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, меч.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Ведущая:

- Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Мальчики, одетые в костюмы богатырей, выстраиваются друг да другом.

Ведущая:

- Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

 Ребенок:

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам  по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Не затмить им

Солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит

Не шелохнется!

Танец «Богатыри»

Мальчики танцуют, садятся на место.

Звучит фонограмма «Шум пролетающего самолёта».

Ведущая:

- Ребята, мне кажется, что мы оказались в новой былине:

- Ай, да гром гремит, да шум велик идёт: налетело на молодого Добрынюшку а и змеинище да то Горынище.

- Из какой былины эти слова? (Добрыня Никитич и змей Горыныч)

Ведущая:

- Я предлагаю нашим богатыря сразиться со змеем Горынычем.

(Мальчикам по очереди завязывают глаза, раскручивают, и они, с помощью подсказок девочек, пытаются победить змея, лопнув шарики).

Звучит фонограмма: « Криков петухов».

Ведущая (зазывая):

Ку-ка-ре — ку-ка-ре-ку,        

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте,

Пастушок, в рожок играй —

Новый день скорей встречай!

Ведущая:  Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов.

-Почему люди вставали рано? (Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей)

- А чем в городах люди занимались? (разными ремеслами: были кузнецы,  ремесленники, гончары, ювелиры, торговцы)

Ведущая:

- Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула».

- Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).

- Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря? (Оратай). Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб).

-А как об этом говорится в былине?

Ребенок:

 «Пашет пахарь, понукает,

На кобылку свою погукивает.

Борозды кладет, как рвы глубокие,

Из земли дубы вывертывает,

 Камни – валуны в сторону отбрасывает.

Только кудри у пахаря качаются,

Шелками по плечам рассыпаются».

Ведущая:  

- Как Микула Селянинович говорит о своем труде?

Я хлеб ращу, Я народ кормлю.

Людям счастье несу,

Оттого-то и не обессилею.

Ведущая: В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится».

А после работы девушки да парни хороводы водили, песни пели. Давайте и мы с вами вспомним хоровод «На горе-то калина».

Хоровод «На горе – то калина»

Ведущая:

 - А в следующую былину нам поможет попасть волшебное яблочко:

Ты катись, катись, яблочко,

По золотому блюдечку.

Укажи нам дорогу

Во славный Киев-град!

Ведущая:  В какой былине вы попали в славный Киев – град, познакомились с князем Владимиром Красно Солнышко (Ставр Годинович)

Ведущая: Я предлагаю рассказать былину гостям, сыграть

 в игру «Был у князя пир большой» (дети встают врассыпную)

Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки),

 Ставр заносчив был  душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).

Князь свой голос надсадил (поглаживают горло),

Ставра в погреб посадил  (садятся на корточки и обхватывают голову руками).

Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую езду).

Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят указательным пальцем, топают).

Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются),

Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание).

Ставр уж на коня садился

В путь-дороженьку пустился (имитируют езду на лошади, двигаясь по кругу).

Ведущая:

 - Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро (обращает внимание на ромашку): и у нас в  знак торжества добра и справедливости выросла ромашка.

  - Какие красивые слова из былин вы знаете? (травушка-муравушка, красны девицы, лазоревы цветочки, палаты белокаменные, добрый молодец, стольный Киев-град, белы рученьки, батюшка, матушка).

Звучит фонограмма «Инструментальная композиция на гуслях»

Под звуки музыки выходит Садко, играет на гуслях.

Ведущая:

Под гусли звончатые русские старинные

Песни исполнял гусляр древние былинные.

- А вы, ребята, узнали нашего гусляра? Как его зовут? (Садко)

- Из какой былины он к нам пришёл? «Садко»)

- Как называется его музыкальный инструмент? (гусли)

Садко: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Долго ходил я по честным пирам, веселил купцов да бояр. А теперь хочу я, чтобы повеселили вы меня. У вас есть музыкальные инструменты? (дети достают ложки).

Садко: Насмешили вы меня, этими инструментами только щи да кашу хлебать.

Ребёнок:

Думал, ложкой щи хлебают,

Ложками давно играют.

Посмотри сюда скорей:

Здесь ансамбль ложкарей!

Игра на музыкальных инструментах «Ах, вы, сени мои, сени»

Садко: Вот спасибо, порадовали меня. За это вам на память дарю ложки, а вы их сами украсите и сыграете на них в следующий раз (раздаёт деревянные ложки). До свидания!

Ведущаяф наши кончились.

Ребёнок:

А над Русью – матушкой

Взошло ясно – солнышко –

Всем добрым  людям на радость

 Да на веселье.

Ведущая:

- Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Дети:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

1.Родина наша Россия-

Общая наша судьба.

Святость твоя неделима,

 Свет озаряет тебя.

2.Истина волей открыта,

 Ясная мира заря,

 Родина наша Россия-

Общая наша судьба.

3. Воздух лазорево – синий.

Степи, дубравы, жнивьё –

Всё это наша Россия –

Гордое счастье моё.

4.Все твои были и сказки

В душах веками живут.

Столько надежды и ласки

Русские песни несут!

5.И  преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Ведущая: А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба». Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, Я верю, что вы будете смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "За землю русскую! Ледовое побоище"

По образовательной программе "Школа 2100..."...

Презентация "Богатыри земли русской"

Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....

Презентация "Защитники земли русской"

Ученица 3 класса Щеняева Алина...

Презентация "Защитники земли русской"

В презентации дан материал о русских богатырях, их доблести и чести.Красочные иллюстрации рассказывают о доспехах, оружии, о ратных подвигах. Работа может быть использована как на уроках ИЗО, так и во...

презентация "Защитники земли русской"

Презентация о великих русских полководцах, которые защищали русскую землю...

сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"

Праздник - подведение итогов работы над проектом "Богатыри земли русской" 2 класс...

Сценарий праздника : Экологическое представление «Земля - наш дом родной».

Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе в 2-4 классах...