«Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»
материал (2 класс) по теме

Мустафаева Таисия Залимхановна

Интерактивные   технологии   активно  входят  в  нашу  жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx11.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №12

село Кара-Тюбе

«Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

Учитель начальных классов

Мустафаева Таисия Залимхановна

2013 год

  1.Обоснование проекта

Интерактивные   технологии   активно  входят  в  нашу  жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.

Интерактивная доска, поступила в нашу школу совсем недавно. Весьма актуальными стали вопросы:   Как и зачем? (т. е. целесообразность применения ИД в учебном процессе и формы применения интерактивной доски в учебном процессе.)

Отвечая на первый вопрос, можно руководствоваться в обучении принципами:

1.     сознательности и активности,

2.     наглядности,

3.     постепенности и систематичности знаний,

4.     упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Для осуществления наглядности необходимо использовать:

5.     реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

6.     когда это невозможно, модели и копию предмета;

7.     картинки как изображение предмета или явления.

        Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

        Что же дает интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером с данной точки зрения?

Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности.

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают учитель, ученик и используемый электронный образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi – много, media – среда, способ, средство).

Такое "многосредие” приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства.

Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса.

  Другая сторона коммуникативности – возможность оперативной передачи информации участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека.

Говоря о производительности, можно сказать, что при работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, помогая учителю, обучающему, не тратить временной ресурс занятия на индивидуальную работу с учеником, а производить работу со всем коллективом в целом, что экономит время, позволяет рассмотреть наиболее важные для всех учащихся моменты, а следовательно – повышает производительность обучения.

        Исходя из вышесказанного, можно сказать, что интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов и различных демонстрационных материалов.

Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

1.     незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;

2.     визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).

3.     компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и "виртуальных” (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);

4.     автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

        Обычно на запоминание учащимися пройденных материалов влияет множество факторов. Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в образовательный процесс и стимулов. И конечно же важно – привлечено ли внимание ученика к изучаемому материалу, поддерживается ли должный уровень внимания, способствующий усвоению.

        Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?  Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.

Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Работая с интерактивной доской  на  уроках    математики  я  имею  возможности:

  • постепенная подача информации;
  • заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;
  • взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;
  • возможность вернуться к сделанным записям;
  • комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
  • запись урока, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;

Если исходить из того, что урок – деловая игра, то учитель  играет символами,  словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Цель проекта:

Разработать  педагогический  сценарий  урока «Числа  от  0  до  10. Состав  чисел  первого  десятка»   и электронную  поддержку  к  данному  уроку.

Задачи проекта:

1.Изучить литературные источники по теории интерактивной доски.

2.Разработать педагогический  сценарий  урока  по  теме   в  условиях использования  интерактивной  доски.

3.Выявить методическую целесообразность применения интерактивной доски на данном уроке.

Планируемый результат:

Разработка педагогического сценария  урока   математики  в  1  классе  по  теме  «Числа  от  1 до 10.

 Состав  чисел  первого  десятка»   и  ЭСУН (электронные  средства  учебного  назначения)  в  условиях  использования интерактивной доски.

2. Работа над проектом

2.1.Краткое описание этапов  работы над проектом

        На  первом  этапе  работы  над  проектом  я  изучила  учебную  литературу  по  теории  интерактивной  доски  и  методическую  литературу  по уроку.

На  втором  этапе разработала  педагогический  сценарий  урока по

математике  в  1  классе «Числа  от  1  до  10.  Состав  чисел  первого  десятка»  в  условиях  использования  интерактивной  доски.  

        Затем разработала  его  технологический  сценарий.   На четвертом – разработала ЭСУН (электронные  средства  учебного  назначения)  к  уроку.  Затем составила  методические  рекомендации  к  проведению  урока  в  условиях использования  интерактивной  доски.  

        Считаю  целесообразным применять интерактивную  доску  при отработке  знаний  состава  чисел  первого  десятка.   Удобно  использовать  замечательный  инструмент Шторка, который  используется  для  скрытия  части  доски. На  закрытой  части  доски  можно  поместить  план  решения  задачи,  которым  должны пользоваться обучающиеся  и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя.

        Во время объяснения нового можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При закреплении   материала  иногда  требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно.

        Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.   На  уроке  использовала  инструменты  Матрица,  Произвольные  фигуры,  Линейка и др..

2.2.  План-конспект  урока по математике в 1 классе в условиях использования  интерактивной доски

Цель:  формирование  позитивного  опыта  применения  раннее  сформированных  знаний  и  действий  на  основе  их  переноса  в  новые условия  в  ситуациях  неопределённости.

Планируемые  результаты:  учащиеся  научатся  применять  навыки  счёта  и  знаний  состава  чисел;  работать  в  паре  и  группе  (планировать  работу,  распределять  её  между  членами  группы,  совместно  оценивать  результат  работы)

Тип урока:  повторение  изученного  материала           

Оборудование:  компьютер,  интерактивная  доска,  учебники,  классная  доска.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебн...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Приложение. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,...

Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогая каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и в труде, сделать мир вокруг себя ярче....

Использование интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Возможности использованияИКТ в начальной школе....

Выступление на педсовете "Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных тех...