Урок ТРИЗ( творческое решение исследовательских задач) 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Довбыш Елена Валерьевна

Перед вами необычный удивительный урок курса по выбору ТРИЗ. Узнав о нем, многие, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Данный урок направлен на развитие творческого воображения, развитие системного мышления. Уроки ТРИЗ - это всегда маленькое открытие. На каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка.

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_k_uroku.docx15.08 КБ
Файл urok_triz.docx28.02 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_k_uroku.docx252.79 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи-«да-нетки» (в скобках даны ответы)

Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?»  — «Да». Как она догадалась?

(Он был в форме пожарника.)

В пригороде Парижа  — кафе на улице. За столик садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе  — диверсант». Как он это узнал?

(Человек был с парашютом.)

Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни одни из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

(Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)

Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» .Диспетчер отвечает: «Держитесь! Используйте все свое мастерство! Мы постараемся помочь Вам!». Жертв не было. Как удалось спастись?

(Самолет еще не взлетел.)

Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе мили от нашего дома негде  — вокруг голая степь». Как такое может быть?

(Отец был лысым.)

У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться. Почему?

(Дама шла пешком.)

Контрразведка задержала шпиона. Было точно известно, что секретные сведения спрятаны либо в записной книжке, либо на магнитофонной кассете. Но никакие самые тщательные исследования записей, прослушивание кассеты на разных скоростях ничего не дали. Как же их обнаружить?

(Записи были сделаны карандашом на магнитофонной пленке.)

Бывший моряк поместил в газете объявление: За умеренную плату высылаю способ борьбы с морской болезнью. Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул. Почему?

(Способ заключался в словах: «Сидите дома!».)

Профессор Квиббл прославился демонстрацией уникального опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее. Как ему это удавалось?

(В нее  — то есть в комнату.)

В зоомагазине продавец уговаривает покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнес ни слова. Тем не менее, продавец не врал. Как такое может быть?

(Попугай был глухой.)



Предварительный просмотр:

Урок ТРИЗ

Тема: «В городе Фантазий»

Класс: 4

Учитель: Довбыш Е.В.

Цели и задачи: овладение техникой использования приёмов ТРИЗ-РТВ на основе приёмов фантазирования, развитие мышления, воображения, речи.

Работа в группах.

Оборудование: презентация к уроку, рис детей(город Фантазий:дома, люди, растения),оценочные  смайлики.

                                                                                               Ход урока.

Основная мысль урока: фантазированию можно научиться.

  1. Беседа «Легко ли фантазировать?»

Уч: сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по городу Фантазий. Пройдёмся по улице Сказок, заглянем в переулок Загадок, побываем на площади Похожестей и на проспекте Задач.

- Что значит фантазировать?

Фантазировать, значит придумывать новое, изобретать, делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче и интересней.

- Легко ли фантазировать? Об этом нам расскажут герои из рассказа Н.Носова «Фантазёры»

«Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

— Сколько тебе лет?  — спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок. Знаешь,  — говорит Мишутка,  — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я,  — говорит Стасик,  — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

— А я, когда был большой, мог реку переплыть,  — говорит Мишутка.

— А я море мог переплыть!

— Подумаешь, море! Я океан переплывал!

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу  — разучился.

— А я один раз купался в море,  — говорит Мишутка,  — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову  — и откусила.

— Врешь!

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шел без головы?

— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя!

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

— «Ловко придумал!»  — позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что!  — сказал он.  — Вот я был раз в Африке, и меня там крокодил съел!

— Вот так соврал!  — рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул.

— Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

— Знаю, знаю!  — закричал Стасик.  — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Ну ладно. Ври дальше.

— Вот иду я, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой  — раз!  — и раздавил в лепешку.

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус!

— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

— Ну, это неудивительно,  — сказал Стасик.  — А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул!  — засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чем же ты летал?

— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там на Луне видел?

— Ну, что...  — замялся Стасик.  — Что я там видел? Ничего не видел.

— Ха-ха-ха!  — рассмеялся Мишутка.  — А говорит. на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

— А-а,  — протянул Мишутка.  — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты  — во сне.

— Тут подошел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,  — сказал Стасик.  — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки!  — презрительно фыркнул Игорь.  — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать?

— Чего проще!

— Ну, выдумай что-нибудь...»

Предложение Мишутки и Стасика переадресовывается детям: «Выдумайте что-нибудь».

  1. Улица Сказок.

Практическая работа. Задание в группах.

А) коллаж на тему: «Фантастическое животное»

Учит: Вообразите себе фантастическое животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь его в первый раз. Это твоё изобретение.

Б) Сочини сказку о фантастическом животном.

  • Как называется животное?
  • Оно доброе или злое?
  • Где оно живёт?
  • Чем питается?
  • Когда спит?
  • Есть ли у него мех и какого оно цвета?

           Учит: Да, в нашем городе живут необыкновенные животные.

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: фантастическая, необыкновенная, радужная работа.(раздаются детям) .

Учит: А ещё в сказке обязательно есть  приключения.

Домашнее задание.

  • Какие приключения могут быт у нашего героя?              
  • Кого он может спасти или защитить?
  • Каким ему захотелось стать?
  • От чего ему понадобилось избавиться?
  1. Площадь Похожестей.

Стихотворение Р.Сефа:

На свете всё на всё похоже:

Змея-на ремешок из кожи,

Луна-на круглый глаз огромный,

Журавль-на тощий кран подъёмный,

 Кот полосатый- на пижаму,

Я-на тебя, а ты-на маму.

А) Игра «Теремок».

Учитель очень кратко напоминает детям сюжет сказки «Теремок».

— А в моем теремке живет…МЕЛ. Докажите, чем любой из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка.

Например, в теремке поселился мел. Ручка на него похожа тем, что пишет, лист бумаги  — белым цветом, пенал имеет такую же форму.

Б) Фантазирование о предметах(бином фантазии-создание чего- либо нового)

Учит: -В этих предметах, на первый взгляд,  нет ничего необычного. Но если добавить немного воображения и фантазии, то даже А и В  усядутся на трубу и будут болтать ногами.

Заполни таблицу.

Предмет

На что похож предмет?

Для чего можно использовать предмет, кроме прямого назначения?

Как по-другому можно было бы назвать предмет?

Мяч

 

 

 

Линейка

 

 

 

Арбуз

 

 

 

 

Шайба

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Зонтик

                                                               

 

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: творческая, оригинальная, сказочная работа.

Загадочная физкультура.

УПРАЖНЕНИЕ.

Крутить шеей так, чтобы сама шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

УПРАЖНЕНИЕ .

Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

УПРАЖНЕНИЕ.

Погладить себя по голове, не касаясь рукой (погладить каким-то предметом или рукой соседа).

УПРАЖНЕНИЕ.

Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки, присев на корточки).

УПРАЖНЕНИЕ.

Изобразить букву (А, Б, В, Г...), цифру или геометрическую фигуру.

  1. Переулок Загадок.

Учит: -Загадка пришла к нам из глубины веков. К ней обращались писатели и поэты. Давайте и мы с вами поупражняемся в сочинении загадок.

-Обратите внимание на последовательность выполнения работы.

Игра «Ассоциации»

На что похож ?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

Последовательность работы.

1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке).

2. Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что  

    похож объект? (одно сравнение.)

3. Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?

4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».  

 5. Прочитать готовую загадку.

Примеры объектов для загадок: кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, щётка, шляпа.

Придумать свою загадку с любым объектом.

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: необычная, волшебная, яркая работа.

  1. Проспект Задач.

Учит: - Научимся видеть ситуации с разных точек зрения, решать проблемы сказочных героев.

Дубы для царя

Однажды поехал царь посмотреть на свое царство.Проезжает через лес, видит –   стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы…

Как исполнить желание царя?

Смекалка против Змея Горыныча.

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые...Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей —

брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались

смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды! Делать нечего — согласились дети. Где ручей подземный с живой водой — известно.

                 Да как условие Змея выполнить?

Голодовка пополам с бессонницей

Жил был один хитрый мужик. Вот такой. Сколько раз он спорил с друзьями, и всегда выигрывал.

Поспорил раз мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью — спать. И так две недели.Что делать? Не под силу такое обычному человеку, ноги протянуть недолго.

              Как выиграть спор?

        Непослушный узел

Старый Ученый Кот всю жизнь искал новые лекарства. Многие травы он испытал, а сколько склянок перебил —не сосчитать! Однажды прислали Ученому Коту мешок редких кореньев из горной страны. Доверху набит мешок и туго завязан. И ткань очень плотная — мышам не прогрызть. Пытался Кот развязать мешок — все напрасно. Только когти зря обломал. Вот как бывает, когда в доме ни ножа, ни ножниц не найти.

 Что делать Ученому Коту? Подскажите!

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: красочная, восхитительная, неповторимая работа.

Учит: -Наше путешествие подходит к концу. И в завершении, дайте оценку своей работы на уроке.

(зачитываются смайлики со словами).

Учит:- Сегодня мы окунулись в мир волшебства и фантазий, потому что каждый из вас создал что-то новое и необычное на уроке.

  1. Рефлексия. «Если бы я был волшебником?»

Раздаются звёздочки, а на них дети пишут ответы и приклеивают на доску.

Учит: Если бы каждый из вас был волшебником, чтобы вы пожелали:

-для себя?

-для своей семьи?

-для нашего класса?

-для всех людей на Земле?

Учит:- На нашем небосклоне, в городе Фантазий, загорелось много ярких звёзд.

7. Итог.

Игра «Космическая фантазия»

Вы все звезды. Мы превращаемся с вами в одно созвездие. Возьмемся крепко за руки и изобразим его. А теперь встанем широко-широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен.

Учит: Желаю вам,  ребятам, чтобы знания с урока «Город  Фантазий» помогли сбываться вашим  мечтам.



Предварительный просмотр:

                                                                                              № 1        

  1. Улица Сказок.

Домашнее задание.

  • Какие приключения могут быт у нашего героя?                                                                                                                                                          
  • Кого он может спасти или защитить?
  • Каким ему захотелось стать?
  • От чего ему понадобилось избавиться?
  1. Площадь Похожестей.

Бином фантазии - создание чего- либо нового.

                                                                            Заполни таблицу.

Предмет

На что похож предмет?

Для чего можно использовать предмет, кроме прямого назначения?

Как по-другому можно было бы назвать предмет?

Мяч

 

 

 

Линейка

 

 

 

Объект

                       

Кнопка

Лампочка

  1. Переулок Загадок.

На что похож ?

Чем отличается?

 

 

 

 

                                             Игра «Ассоциации»

Последовательность работы.

1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке).

2. Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что    похож объект? (одно сравнение.)

3. Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?

4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».  

 5. Прочитать готовую загадку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проспект Задач.

Задача: Дубы для царя.

Решение:_______________________________________________________________________________________

                  _______________________________________________________________________________________

                 _______________________________________________________________________________________

Задача: Смекалка против Змея Горыныча.

               Решение: ______________________________________________________________________________

                _______________________________________________________________________________________                                                                

 ________________________________________________________________________________________

             

Задача: Голодовка пополам с бессонницей.

                   Решение: _____________________________________________________________________________

                   ______________________________________________________________________________________

                  _______________________________________________________________________________________                    

               

Задача: Непослушный узел

                 Решение: ______________________________________________________________________________

                _______________________________________________________________________________________

                ________________________________________________________________________________________

                   

                                   

                                                         В городе  Фантазий.                                                                                                                                                                                                                                                      №2

1Улица Сказок.

Домашнее задание.

  • Какие приключения могут быт у нашего героя?                                                                                                                                                          
  • Кого он может спасти или защитить?
  • Каким ему захотелось стать?
  • От чего ему понадобилось избавиться?
  1. Площадь Похожестей.

Бином фантазии - создание чего- либо нового.

                                                                            Заполни таблицу.

Предмет

На что похож предмет?

Для чего можно использовать предмет, кроме прямого назначения?

Как по-другому можно было бы назвать предмет?

Арбуз  

 

 

 

Шайба

 

 

 

Объект

                                       

Варежка

Солнце

           3.Переулок Загадок.

На что похож ?

Чем отличается?

 

 

 

 

                                                                   Игра «Ассоциации»

                        Последовательность работы.

              1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке).

              2. Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что    похож объект? (одно сравнение.)

3. Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?

4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».  

 5. Прочитать готовую загадку. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                      В городе  Фантазий.                                                                                                                                                                                                                                                      №3

1Улица Сказок.

Домашнее задание.

  • Какие приключения могут быт у нашего героя?                                                                                                                                                          
  • Кого он может спасти или защитить?
  • Каким ему захотелось стать?
  • От чего ему понадобилось избавиться?

2.Площадь Похожестей.

Бином фантазии - создание чего- либо нового.

                                                                            Заполни таблицу.

Предмет

На что похож предмет?

Для чего можно использовать предмет, кроме прямого назначения?

Как по-другому можно было бы назвать предмет?

 Тетрадь

 

 

 

Зонтик

 

 

 

Объект

                                       

Щётка

Шляпа

           3.Переулок Загадок.

На что похож ?

Чем отличается?

 

 

 

 

                                                                   Игра «Ассоциации»

                        Последовательность работы.

              1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке).

              2. Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что    похож объект? (одно сравнение.)

3. Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?

4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».  

 5. Прочитать готовую загадку. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"

Урок-рефлексия  с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности

Презкнтация -модель  организации урочной и внеурочной  деятельности по формированию основ экологической культуры с  использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической к...

Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"

Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...