Проектная деятельность-актуальная технология организации современного урока.
статья по теме

Агафонова Светлана Владимировна

Итоговая аттестационная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_zadacha.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                

Расскажи – и я забуду,

                                                                Покажи – и я запомню,

                                                                Дай попробовать – и я пойму.

                                                                        Конфуций

1.Введение.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, умений и навыков, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.

Большой объём фактических знаний  в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Одной из таких технологий является проектная методика обучения.

При разработке федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков,

также способов деятельности, уровень освоения которых  предопределяет успешность всего последующего обучения. Новые образовательные результаты - учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность  могут быть достигнуты через проектную деятельность школьников.

2.Проектные задачи на уроках в начальной школе.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
                  В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Однако  полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Решая проектные задачи, мы учим школьников  деятельности – не                 просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Обучение деятельности предполагает на   определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя.

Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный  эффект.

Проектные задачи -  это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»). В ходе решения проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта  заключатся в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися  целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме.  На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми, так как нет установки на определённую форму ответа. Часто учителя используют проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление  об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.

 Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной  задачи.
  • Учит (без   явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  • Дает   возможность   посмотреть,   как   осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. 
  • Предоставляет широкие возможности для диагностической работы учителя.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач младшие школьники приобретают следующие общеучебные умения и навыки:

1.Интеллектуальные умения:

  • целеполагание
  • планирование
  • моделирование

2.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-умение запросить недостающую информацию у учителя;
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умение коллективного планирования;
-умение взаимодействовать с любым партнером;
-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
-умение вести дискуссию;
-умение отстаивать свою точку зрения;

6.Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-умение отвечать на незапланированные вопросы.

Особенности организации работы над проектным заданием в начальной школе.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Интерес к  работе и  посильность во многом определяют успех.

Обеспечить заинтересованность детей в  работе над проектом — мотивацию.

Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в  проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Использовать групповую  работу в качестве основной  формы  работы.

Создавать группу не более 6 человек.

Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, информатика, изо, технология.

Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Нельзя подменить деятельность детей выполнением задания за них, перепоручить родителям.

Длительность выполнения проектного задания.

1-2 неделями в  режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Использование заданий на разных этапах изучения материала.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. При этом значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Типы проектов

Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным.

Требования к проектной задаче:

  • имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
  • заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Этапы работы над проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (4-6 человек).  Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.
  2. Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.
  3. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока.   
  4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
  5. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
     Вариантом организации этого этапа может быть анкета:
  1. восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;
  2. укажи свой личный вклад в работу группы;
  3. что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?
  4. что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?

3.Практическое применение метода проектных задач (из опыта учителя).

Проектная задача по математике.

Название проектной задачи

Благоустройство территории возле нового дома.

Предмет

Математика

Класс

3 «А»

Тип задачи

Итоговая предметная проектная задача

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Оценить возможность учащихся применять основные способы действия в модельной ситуации.
  2. Сотрудничество учащихся в малых группах при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Математика:

  • знание взаимосвязи между величинами: цена, количество, стоимость;
  • построение осей симметрии;
  • построение   простейших  многоугольников;
  • умение составлять план объектов;

Общеучебные умения:

  •  работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

  •  работа согласно инструкции (умение действовать по плану).

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  •  усвоения   предметного   материала   и возможностей применять его в нестандартных условиях;
  •  знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертежных инструментов;
  •  умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» — проект благоустройства территории возле нового дома.

Способ и формат оценивания      результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

  • владение предметными знаниями и умениями;
  • умение применить их для решения практической задачи;
  • умение действовать согласно инструкции;

  • умение учащихся взаимодействовать при работе в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт).

Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа (см. приложение).

Замысел проектной задачи.

Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные при изучении темы «Величины – цена, количество, стоимость».

В предложенной задаче учащимся необходимо не просто продемонстрировать сформированные навыки действия с величинами, перечисленные выше, а показать применимость известных способов действий в модельной ситуации.

В игровой форме проверяются основные знания из геометрического материала курса математики: виды многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат), названия их элементов (стороны, диагонали, вершины). Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение простейших геометрических фигур с помощью чертежных инструментов, построение осей симметрии фигуры и относительно этих осей других фигур.

На последнем этапе  работы должен быть представлен проект  благоустройства территории возле нового дома и проведена его презентация.

Описание проектной задачи.

 Ребята! Заказчик – Комитет по благоустройству – дал задание строительной фирме благоустроить территорию возле нового дома. Разработайте проект благоустройства территории, рассчитайте необходимое количество и стоимость необходимых для этого материалов, исходя из требований заказчика.

1 требование заказчика: симметрично относительно дома разместить 6 цветочных клумб;

2 требование заказчика: все клумбы необходимо засадить тюльпанами и анютиными глазками;

3 требование заказчика: необходимо выполнить закупку цветов по самой выгодной цене.

Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает план дома и задания, которые последовательно выполняет. Итогом решения проектной задачи группа ребят должна представить план действий при создании проекта по благоустройству территории вокруг нового дома.

Вот план дома.

Задание 1. Начертите в тетради прямоугольник длиной 4 см и шириной 2 см.

Это план дома. Проведите ось симметрии. Предложите вариант или варианты размещения клумб. Выберите на ваш взгляд самый интересный и начертите его в тетради.

Задание 2. Рассчитайте необходимое количество цветов, если для одной клумбы необходимо 10 тюльпанов и 20 анютиных глазок.

Задание 3. Три фирмы предлагают поставить цветы. Выберите  фирму, которая предлагает наиболее выгодные условия. Объясните свой выбор.

Фирма

Тюльпаны

Анютины глазки

Стоимость доставки

Общая стоимость

«Флора»

1 шт.-2 руб.

1 шт.-1 руб.

бесплатно

«Цветторг»

6 шт.-5 руб.

3 шт.-5 руб.

10 руб.

«Цветы»

10 шт.-8 руб.

10 шт.-10 руб.

22 руб.

Итогом решения задачи стал план действий при создании проекта, связанного с размещением объектов:

  • Разработать на бумаге (в электронном виде) план размещения объектов.
  • Рассчитать количество необходимых материалов.
  • Узнать возможную стоимость закупки материалов.
  • Рассчитать наиболее выгодные условия закупки и купить материалы.
  • Разместить полученные объекты.

Презентация.

 Презентация результатов работы групп может быть построена следующим образом. Участники каждой группы представляют свой проект по благоустройству территории вокруг нового дома. Учащиеся других групп задают возникшие у них вопросы к авторам предложенного проекта. После чего каждый участник процесса может отдать голос за понравившийся ему проект и прокомментировать своё решение.

Чей проект тебе понравился больше всего?________________

Почему?_____________________________________________________

   

Дети в ходе рефлексивной беседы привели примеры, где можно использовать этот план действий при создании проекта, связанного с размещением объектов:

  • Посадка на даче на грядке овощей.
  • Расстановка посуды на праздничном столе.
  • Расстановка свечей на новогоднем столе.
  • Посадка деревьев в парке.

Используя этот метод в работе, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.

 4.Заключение.  

Проектное обучение даёт хорошие результаты  воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Таким образом, именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.      В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения. Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и  волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Список литературы.

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода//Начальная школа плюс До и После.-2010-№1.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

Полат Е.С. Метод проектов.

 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пос. для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008

 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

 http://conf.cpkro.kirov.ru/load/3-1-0-6  Метод проектов в начальной школе Галина Петровна Кассихина, учитель начальных классов  МОУ СОШ с УИОП №48 г. Киров

http://www.rusedu.ru/detail_18684.html Проектно–исследовательская деятельность в начальной школе Калинина Наталья, учитель начальных классов, ГОУ СОШ №1945, г. Москва

                          

 Приложение.

Экспертный лист для оценки работы группы. 

ФИ эксперта ____________________________________  

 № группы _____________

Вопросы

Ответы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

 

Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы?

 

Был ли в группе лидер?

Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)?

 

Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)?

 

Как была организована работа на завершающем этапе - при составлении плана действий (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты, и они не обсуждались группой и т.п.)?

 

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные  ситуации, то как они разрешались?

 

Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектирования и организации современного урока

Проведение урока– это основной, ключевой момент в педагогической деятельности каждого учителя, от которого зависит качество образования в целом и степень обученности выпускников начальной школы. Урок ...

Проблема организации современного урока в малокомплектной школе. (из опыта работы)

Приемы и методы организации современного урока в сельской малокомплектной школе. (из опыта работы учителя начальных классов)...

Особенности организации современного урока в начальной школе

    Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока

                    Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно дос...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.

В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются  при использовании  метода "проектная задача" в начальной школе....