Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики
статья на тему

Азизова Гульнар Рушановна

 

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

 • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

 • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

Традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.

Основные технологии, используемые мною на занятиях музейной педагогики:

 – проблемное обучение;

 – информационно-коммуникационные технологии;

 – проектные и исследовательские методы в обучении;

 – игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азизова Гульнар Рушановна,

педагог дополнительного образования

МБУ СОШ № 86 г.о. Тольятти

Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

 • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

 • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

Традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию.

Основные технологии, используемые мною на занятиях музейной педагогики:

 – проблемное обучение;

 – информационно-коммуникационные технологии;

 – проектные и исследовательские методы в обучении;

 – игровые технологии.

Рассмотрим подробнее применение той или иной технологии на моих занятиях.

Технология проблемного обучения

Основой проблемного обучения на занятиях является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

    На таком занятии создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.  

    Основными приемами создания проблемных ситуаций на занятия музейной педагогики могут быть следующие:

- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения (например, рушник – предмет быта, выступающий в обрядах в качестве украшения, символа праздника, а название происходит от слова «рушить, рвать»);

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос (пирамиды – творение египтян или инопланетных существ).

Очень удачным приемом на таких занятиях является один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

 П – предположение (Я считаю, что…)

 О – обоснование (Потому, что…)

 П – пример (Я могу доказать это тем, что…)

 С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационно-коммуникационные технологии

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций и т.п.). Кроме того, с появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В своей работе я применяю ИКТ с 2006 года. В нашей школьном музее находится компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедиапроектор и экран. Создана медиатека, включающая презентации ко всем занятиям музейной педагогики, коллекцию документальных фильмов о предметах быта XVIII – XIX веков, аудиоэнциклопедии, справочные издания, мультимедийные альбомы по искусству и архитектуре, электронные книги.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия и мотивация познавательного интереса учащихся. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Дети могут совершать увлекательные путешествия в далекое прошлое.

Варианты применения ИКТ на занятиях музейной педагогики:

  • Презентации к занятию – открытию нового материала;
  • Просмотр видеофильма или видеофрагмента;
  • Электронные викторины для контроля знаний;
  • Ознакомление с историческими источниками;
  • Работа с Интернет-ресурсами (на самих занятиях, виртуальное посещение музеев мира, для исследовательской, проектной работы и участие в Интернет конкурсах);
  • Электронные физминутки.

Проектные и исследовательские методы в обучении

Учащиеся на занятиях, а также совместно со своими родителями создают различные учебные  и социально – значимые проекты. Например, учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения экскурсий в экспозиционно-выставочном зале «Чаша Жизни». В течение определенного времени учащиеся совместно с родителями готовят проект и необходимый выставочный материал, защищают его в рамках школьного музея, а затем готовят экскурсионный материал и проводят экскурсии в экспозиционном зале. Кроме того, учащиеся участвовали в городских проектах по установке в квартале мемориальной доски герою Советского Союза Черненко Николаю Власовичу и в закладке «Аллеи Славы» на территории образовательного учреждения участникам Великой Отечественной войны.

Игровые технологии

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

В своей учебной деятельности я использую следующие виды игр:

  • игры-соревнования (конкурсы, викторины, КВН, эстафеты);
  • интерактивные игры;
  • игры-путешествия;
  • ролевые игры.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

План-конспект занятия по музейной педагогике "Музей в твоей жизни"

На занятиии дети знакомятся с понятиями "коллекция", "коллекционер", "домашний музей"...

Конспект занятия по музейной педагогике "Что такое музей?Творческая работа."

На занятии в ходе творческой работы дети зарепляют понятие "музей"...

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики

Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д....