Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов
учебно-методический материал по теме

Ким Елена Олеговна

 

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие речевых навыков предусмотрено при изучении всех дисциплин в начальной школе. Но особенно ярко эта проблема определяется при написании письменных работ, а именно изложений и сочинений. Отсюда возникает проблема: ученик не может правильно и красиво изложить свои мысли на бумаге, так как не может их сформулировать в устной речи, не умеет правильно сформулировать вопросы по изученному тексту или определенной теме, то есть у ребенка слабо развита речь. Что лишний раз подтверждается изученной теорией, а именно: обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждений. Учащиеся развиваются социально и эмоционально, поскольку выслушивают различные точки зрения и вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, не полагаясь на экспертов или рамки текста. Таким образом учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций,  принимать активное участие.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

успешность, коммуникативность, результат полиязычие коммуникативные навыки диалогическое обучение речевые навыки социальное взаимодействие

Слайд 2

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Слайд 3

Правила работы в группе

Слайд 5

ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ, А ТАК ЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ… АНАЛИЗ ДИНАМИКА СПАД ИНТЕРЕС РАЗВИТИЕ РЕЧИ УСПЕХ К О Л Л Е К Т И В Р А Б О Т А В Г Р У П П Е



Предварительный просмотр:

Влияние групповой работы

на развитие речи учащихся начальных классов

Ким Елена Олеговна

Коммунальное государственное учреждение «Гимназия города Балхаш»

Карагандинская область, город Балхаш

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие речевых навыков предусмотрено при изучении всех дисциплин в начальной школе. Но особенно ярко эта проблема определяется при написании письменных работ, а именно изложений и сочинений. Отсюда возникает проблема: ученик не может правильно и красиво изложить свои мысли на бумаге, так как не может их сформулировать в устной речи, не умеет правильно сформулировать вопросы по изученному тексту или определенной теме, то есть у ребенка слабо развита речь. Что лишний раз подтверждается изученной теорией, а именно: обучение совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждений. Учащиеся развиваются социально и эмоционально, поскольку выслушивают различные точки зрения и вынуждены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные рамки, не полагаясь на экспертов или рамки текста. Таким образом учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепций,  принимать активное участие.

Работа в группах в условиях сотрудничества воздействует на развитие познавательных аспектов личности:  предлагать и обмениваться идеями об альтернативных способах работы, развивать практически значимые навыки и понимание.

Учитывая, что в нашей гимназии основным направлением деятельности является формирование полиязычной среды обучения и проектирование модели полиязычного гимназиста, я планирую в реализации своего плана развития школы изучить вопрос влияния групповой работы  на развитие речи учащихся начальной школы с целью совершенствования речевых компетенций у учащихся 3 класса через групповую работу. Я хотела бы изучить,  насколько групповой метод работы влияет на развитие речевых навыков у учащихся начальных классов.

Данный вопрос актуален для меня, так как анализируя письменные работы учеников (обучающие изложения и сочинения по опорным словам, по вопросам, по плану) я наглядно вижу, что ребята затрудняются в изложении своих мыслей на бумаге, так как существуют весьма значительные проблемы с устной речью, а именно: построение синтаксической конструкции предложения, умение правильно сформулировать вопрос, умение выделять главную мысль в излагаемом тексте, умение сфокусировать свое внимание на конкретной теме или вопросе. Эта проблема актуальна не только для моих коллег по начальной школе, а как показал анализ результатов анкетирования и для других учителей – предметников, независимо от преподаваемой дисциплины и контингента учащихся.

Работа с учащимися была построена следующим образом. Я рассказала детям о предстоящем исследовании, о групповой работе, хотя ранее мы эпизодически использовали групповую работу во 2 классе. Мы с ребятами приняли правила работы в группе, которые позже мы оформили на стенде в кабинете.

При проведении исследования я, прежде всего, руководствовалась принципом целесообразности: групповая работа была только на тех уроках и при изучении таких тем, где бы она была уместна, достигала конкретной цели. Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, так как ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе.

Характер взаимодействия учителя с детьми во время работы в группе качественно отличается от традиционных форм работы тем, что здесь возможно вовлечение всех в активную учебную деятельность. Компетентность учителя предполагает не только высокий уровень теоретической профессиональной подготовки, но и опыт участия и организации дискуссионных форм работы, как равноправного партнера, так и опытного ведущего.

Важной составляющей моего поведения является установка на «избегание» категоричных суждений и неаргументированных высказываний. Данный процесс сопоставим с формами педагогического воздействия, направленного на создание коллектива, а это очень важно в начальной школе. Подобная позиция учителя способствует пониманию того, что обучение в группе может быть полезным только при условии, когда каждый будет интересоваться не только собой, но и другими членами группы, будет проявлять заботу о других, доброжелательно, с готовностью помочь, будет вникать в проблемы и переживания других.

Не могу сказать, что все сразу так гладко и хорошо получилось.

У меня на практике была следующая ситуация: урок русского языка, работаем в группах (группы я разделила по успеваемости А, В, С: сильные учащиеся, средние ученики и ниже среднего, совсем слабых нет, так как класс гимназический). Я раздала детям задание: составить таблицу по фонетике, засекла время, группы работают, я молча наблюдаю, не вмешиваюсь. Когда истекло отведенное время, то лучше всех справилась группа В, а группа А ничего не успела сделать и не смогла защитить свой постер. Когда я спросила у ребят, почему же так вышло, то ученица София Я. из группы В резюмировала: «Они (группа А) потеряли много времени: пока маркеры делили, пока решали, кто главный, время ушло – вот они ничего и не успели, а мы работали дружно!»

Эта ситуация стала для моих детей хорошим уроком: теперь, когда ребята, работают в группе, то стараются быть мобильными, собранными и работать на конечный результат.

В другой групповой работе на уроке литературного чтения один из учеников (фокус-группа С) подошел ко мне и попросил перевести его в другую группу. В этот момент в классе повисла напряженная тишина. Дети поняли, что что-то происходит не так. Тогда мне пришлось резюмировать: «Задумайтесь о своем поведении, всегда ли правильно вы себя ведете, всегда ли соблюдаете правила групповой работы?» Окончание этого урока прошло непривычно тихо, дети  анализировали каждый сам про себя эту ситуацию. Данный момент стал большим уроком, прежде всего для меня. Мне есть над чем подумать в дальнейшей своей практике.

Основная цель обучения - помочь учащимся ощутить в себе источник творчества, стимулировать его самореализацию в учебной деятельности как уникальной личности. Ее успешная реализация эффективно осуществляется при использовании различных форм групповой работы.

Все вышесказанное позволяет мне судить о качественных изменениях в практике, так как не только учу ребят, но многому учусь у них.

Многое зависит и от личности учителя по организации обучения в различных формах групповой работы. Во многих учебных ситуациях мое невмешательство помогало больше, чем доминирование над ситуацией. Мне было важно определить, где и как вмешаться, а где этого делать не следует. Порой именно это вызывало у меня затруднения. В ходе данного исследования я поняла, что именно благодаря лидерской позиции учителя устанавливается общая атмосфера в процессе проведения групповых занятий.

Речь идет о функциональной роли учителя, при которой он:  

- ставит ученика в позицию активного субъекта в групповой работе;

- развивает способность ребенка к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю собственной деятельности;

- организует процесс изучения ключевых идей на основе творческого взаимодействия с учениками.

Родители третьеклассников сами принимали активное участие в групповой работе на уроке самопознания, посвященного Дню Семьи. Произошли и видимые изменения в работе учеников, а именно: ребята научились при менять правила групповой работы на уроках, многие учащиеся фокус-группы С стали проявлять активность в устной групповой работе.

Анализируя практику, я выявила следующие проблемные моменты при работе в группах:

- Сложно дозировать время для групповых заданий. Мне в этом помогали песочные часы: группам дается время для работы, через некоторое время я говорю учащимся «Ваше время истекает», ставлю песочные часы, этот прием позволяет детям увидеть в буквальном смысле, как «течет» время.

- Требуется много дополнительного времени и ресурсов для подготовки и распечатки раздаточного материала для каждой группы. Так как мне хочется, чтобы задания были интересными, дифференцированными, а раздаточный материал был выполнен эстетично и аккуратно.

- Для меня было сложно оценивать групповую работу, увидеть вклад каждого ученика в конечный результат. Этому мне предстоит научиться в дальнейшем.

- Учащиеся с отличной успеваемостью стараются доминировать в групповой работе, своим авторитетом стараются подавить остальных участников группы, но в результате наблюдений за детьми, мы заметили, что после нескольких групповых работ, другие учащиеся пытаются сопротивляться этому давлению, стараются, чтобы и их голос был услышан. Этот факт радует.

На практике, проводя исследование и постоянно рефлексируя свою деятельность я пришла к следующим предположениям и умозаключениям, которые позволят вносить коррективы в дальнейшую работу:

- Развитие речи в групповой работе возможно, так как общение в группе превышает общение (речевые процессы) в общеклассной работе. Этому способствуют соблюдение правил групповой работы, стратегии развития критического мышления через чтение и письмо, «толстые» и «тонкие» вопросы по Таксономии Блума и многие другие методические находки, которые я узнала на курсах повышения квалификации нового формата.

- Групповая работа не только способствует взаимному обучению, но еще больше – для сплочения коллектива, формирования «чувства локтя», взаимной ответственности за итоговый результат.

- Работа в группе помогает раскрыться пассивным, «зажатым» ребятам, позволяет им быть смелее, раскованнее, а поддержка членов группы вселяет в них уверенность.

- Многое нами еще не испробовано в силу ограниченности во времени, а значит, мне есть над чем поработать, и мои ученики узнают еще массу нового и интересного, еще лучше научатся взаимодействовать друг с другом, так как, на мой взгляд, дети в первую очередь приходят в школу, чтобы общаться друг с другом.

Навыки коммуникации  – одни из ведущих учебных компетенций, они имеют значение не только в учебном процессе. Ведь во взрослой жизни успешным тот человек, который умеет взаимодействовать с разными людьми, может быть мобильным, гибким, востребованным на рынке труда, умеет выслушать оппонента, умеет аргументировано изложить свою точку зрения, то есть обладает навыками ученика XXI  века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся начальных классов.

Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....

Программа развития речи учащихся начальных классов

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...

Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.

Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...

Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".

Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...

Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства фор...

Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов

Выступление на форуме. Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов             Распространённость нарушений чтения среди учащихся начал...