Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.
проект по теме

Сысоева Юлия Фёдоровна

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18.03_sysoeva_yu.f._proekt.docx75.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 9» города Нефтеюганска

Педагогический проект

Системно-деятельностный подход как средство достижения  личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности

                                                     

                                                             

                                                             Автор:  Сысоева Юлия Федоровна,

                                                             учитель начальных классов

2014г

2. Краткая аннотация проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования формирование наряду с предметным обязательный метапредметный  и личностный результат. Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации.

В связи с необходимостью проведения уроков,  нацеленных на новый образовательный результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы. В проекте рассматриваются возможности формирования метапредметных и личностных результатов учащихся в процессе организации урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

Педагогический проект отражает связь «средство-результат».  Средством является деятельность учеников, учителя и других субъектов образовательного процесса;  результатом данной деятельности становится  ученик, умеющий самостоятельно осваивать новые знания и умения, развивать способности к саморазвитию и самовоспитанию.

 3.Обоснование необходимости проекта.

Педагогический проект «Системно-деятельностный подход как средство достижения  личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности» актуален в связи с тем, что отражает систему деятельности Учитель–Ученик-Родитель-другие субъекты для  достижения метапредметных результатов и личностных результатов.

Творческая группа «Способности» ассоциации «Мастерство +» города Нефтеюганска, деятельность которой направлена на развитие базовых способностей учащихся, соорганизовала  педагогическое сообщество для реализации требований ФГОС нового поколения. Педагогический проект отражает и мой опыт участия в работе данной творческой группы.

В начале работы над проектом было проведено анкетирование  родителей  с целью выявления  запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в школе.

Родителям был задан вопрос:

- Что вы  считаете главным в воспитании детей?

Результаты анкетирования  родителей следующие:

-Дать хорошее образование – 71,7%;

-Воспитать детей честными и добрыми- 36,9%;

-Привить самодисциплину, трудолюбие, организованность – 29,2%;

-Воспитать мужество, стойкость, умение постоять за себя – 28,3%;

-Обучить профессии, которая всегда дает кусок хлеба – 22,1%;

-Воспитать независимость и самостоятельность – 18,4%;

-Развить умственные способности – 13,5%;

-Сформировать деловые способности, «деловую хватку» - 13,1%;

-Научить приспосабливаться к  обстоятельствам – 8,9%;

-Воспитать веру в Бога – 7,2%;

-Воспитать терпимость к другим – 6,1%;

-Сформировать гражданскую позицию, убеждения – 3,9%;

- Приобщить к национальной культуре- 3,7%;

-Приобщить к демократическим ценностям – 0,7%.

Результаты анкетирования родителей показывают, что приоритетами  семейного воспитания являются ценности материального плана:

-получение хорошего образования (72%), хорошего воспитания (37%), привитие таких качеств как самодисциплина, трудолюбие, организованность (29%)

Социальный заказ общества к школе определен в портрете выпускника начальной школы - это ученик

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать    свою позицию, высказывать  свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и  окружающих    образа жизни.

             Для реализации требований общества  актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

   Актуальность темы «Системно-деятельностный подход как средство достижения  личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности » обнаруживается в противоречиях: 

1. С одной стороны возросший уровень требований к результатам обучения, с другой стороны невозможность самореализации личности в рамках традиционной классно-урочной системы;

2. С одной стороны необходимо в условиях внедрения новых образовательных стандартов использовать системно - деятельностный подход в обучении учащихся, с другой стороны недостаточно   необходимого  опыта, нет чёткого представления, как это реализовать на практике.

3. С одной стороны социальный заказ, предъявляемый к школе на подготовку личности, способной к жизни в современном быстро изменяющемся мире, и с другой: сложившиеся способы организации  образовательного процесса.

4. С одной стороны, необходимо проведение эффективной работы, направленной на достижение метапредметных результатов у обучающихся, а с другой - недостаточно знаний и умений у педагогического коллектива по диагностике УУД, не определены способы формирования метапредметных результатов, недостаточно разработаны соответствующие  методические средства.

В целях разрешения противоречий и разработан проект «Системно-деятельностный подход как средство достижения  личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности». 

4.Цели и задачи.

Цель проекта: методическое и педагогическое обеспечение формирования личностных и  метапредметных УУД через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Задачи  проекта:

  •  изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
  • определить пути и условия активизации формирования УУД школьников на уроках  и внеурочных занятиях в начальной школе.
  • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию УУД в урочной и внеурочной деятельности;
  • обобщить полученные результаты, сделать выводы.

Этапы реализации проекта:

I.Подготовительный
Изучение проблемы (май-июнь 2010-11г)

Анкетирование, собеседование, мониторинги, позволяющие выявить творческие способности детей (сентябрь 2010-2011г).

II.Практический.
Осуществление отбора технологий, методов и приемов, их опытная проверка в урочной и внеурочной деятельности (ноябрь-май 2012/13гг.).

III.Заключительный(аналитический).
Анализ результатов диагностики и соотнесение с предполагаемым результатом;

- коррекция организации деятельности;

- обобщение , выводы  (октябрь 2013г.)

 Внедрение проекта  проводилось с 2010 по 2014г.г.

5. Основное содержание проекта

 Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, достижение личностных и метапредметных результатов учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

При определении путей и методов достижения поставленных целей встают вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности?

Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

 Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаем, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса, акцентируется внимание на необходимость создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно - деятельностный подход.

Эффективными технологиями по формированию УУД являются: информационно-коммуникативная технология, технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология проектного метода, технология оценивания образовательных достижений, игровые технологии

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое  управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

В ходе реализации проекта были разработаны задачи для учащихся начальных классов по формированию УУД в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи могут быть предложены ученикам на разном содержательном материале, в любых общеобразовательных учреждениях, независимо от того, по учебнику какого автора дети обучаются.

Метапредметные результаты будут только тогда достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определенные умения, действия на уроках по разным предметам.

Чтобы на уроках проходило эффективное формирование УУД, необходимо подбирать продуктивные (творческие) задания или вопросы. На эти вопросы в тексте учебника нет  ответа, а есть лишь подсказка. Ученик, выполняя такое задание или отвечая на такие вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий.  Эти способы действий можно перенести на другой предмет и ими можно воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности учащегося – познавательное, эмоциональное, нравственное.

Чтобы была возможность увидеть и оценить промежуточные результаты, предлагаются проверочные работы для диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования. Они позволяют оценить эффективность проводимой работы и скорректировать деятельность учителя, направленную на достижение нового образовательного результата.  

Предмет «Литературное чтение» имеет особую значимость для получения личностных результатов. К ним относится три группы действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.  

Формирование действия самоопределения предполагает, в первую очередь, формирование у ребенка представлений о своих  индивидуальных особенностях: о своей внешности, о характере; формирование положительного отношения к себе. На их основе формируются такие действия, как самопринятие, самооценка, идентификация, определения личностной позиции как результата личностного действия самоопределения.

Формированию самоопределения способствуют такие задачи:

1)Задай вопрос одноклассникам. Почему слова - обижалки неприятны человеку? Назови как можно больше причин. Подумай, как бы ты хотел, чтобы к тебе обращались.

2) Прочитай письмо-поздравление, которое написал для тебя твой одноклассник. Какие слова из этого письма тебе было особенно приятно читать?

Развитие рефлексивной самооценки, а именно умения ребёнка анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения, является условием развития самоопределения ученика.

Нравственно-этические ориентиры младщих школьников формируются на основе этического анализа содержания специально подобранных текстов, героями которых являются сверстники.  

В начальной школе следует уделять внимание формированию представлений учащихся о различных социальных ролях. Подобраны задачи на развитие поведенческих коммуникативных умений, которые соответстуют той или иной социальной роли. 

На уроке окружающего мира ученики 1 класса создавали свою иллюстрированную книжку-малышку. Создавая свою книгу, дети сочиняли сказки, рассказы, стихотворения. Ученикам пришлось быть не только авторами книги, но и  художниками. На обложке книг ребята написали свои имена и фамилии - ведь они стали авторами. Теперь их книжки смогут прочитать не только друзья, но и одноклассники.
В конце урока учащиеся  провели рефлексию (анализ своей деятельности).
 Разрабатывая проекты, дети познают окружающую их природу через собственный поиск, получают  навыки чтения, письма.   Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, овладевают новыми знаниями.

Для формирования метапредметных и личностных результатов использую следующие приёмы и техники в системе деятельностной педагогики:

  1. Начало урока:
  • Нестандартный вход в урок
  • Отсроченная отгадка
  • Ассоциативный ряд
  • Удивляй!
  • Фантастическая добавка
  • Необъявленная тема

2.Актуализация знаний:

  • Цепочка признаков
  • Я беру тебя с собой
  • Да-нет
  • Шаг за шагом
  • До-после
  • Жокей и лошадь
  • Толстый и тонкий вопрос
  • Вопросительные слова
  • Согласен- не согласен
  • Игровая цель
  • Корзина идей, понятий, имен
  • Развивающий канон
  • Ложная альтернатива

3 Изучение нового материала:

  • Лови ошибку
  • Инсерт
  • Послушать-сговориться-обсудить
  • ЗХУ
  • Хорошо-плохо
  • Связи
  • Зигзаг
  • Стратегия «Идеал»
  • Своя опора

  1. Обсуждение и решение проблем:

- Стратегия «Идеал»

Стратегия «Фишбоун»

Силовой анализ

Генераторы критики

Обратный мозговой штурм

  1. Решение учебных задач

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи

  1. Контроль знаний

Метод интеллект-карт

Жокей и лошадь

Цепочка признаков

Рюкзак

  1. Формирование умения задавать вопросы

Хочу спросить

Толстый и тонкий

Вопросительные слова

Вопрос к тексту

Ромашка Блума

  1. Рефлексия

Телеграмма

Цветные поля

Мысли во времени

Шесть шляп

Синквей

Рейтинг

Хайку

Также использую методический конструктор УУД по русскому языку (Приложение I)

Большое внимание в новых образовательных стандартах уделяется внеурочной деятельности.

Родители, по замыслу авторов стандарта, должны принимать активное участие в выборе направлений этой деятельности.

Родители должны были выбрать из предложенного школой списка, те курсы, которые, по их мнению, необходимы  детям. 89 % родителей отдали предпочтение курсу «Книголюбы»,  67% посчитали необходимым введение в школе курса «Я - исследователь», 53% родителей выбрали курс - «Организация времени» Также родители пожелали, чтобы школа выделила часы на подготовку детей к олимпиадам.

Во внеурочной деятельности используем пособие
О.Н. Крыловой «Работа с текстом». Выстроенная по алгоритму деятельность ведет к развитию у учащихся способности извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистичесокго, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пуктуации. В ходе работы учащиеся:

- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

- определяют главную мысль текста;

- определяют последовательность пунктов плана текста;

- различают абзацы;

- подбирают антонимы и синонимы к словам;

- определяют сравнение.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживается межпредметные связи.

Во внеурочной деятельности организуем совместную проектную деятельность учащихся.

Так, при решении проектной задачи «Мир глазами животных» (2 класс) учащиеся на уроке литературного чтения ученики создавали «продукт» - иллюстрированную газету, в которой с помощью текстов и иллюстраций мир представлен глазами собак. Создавая свою газету, дети самостоятельно выбирали рубрики, которые наполняли материалами о жизни собак, пользуясь предложенными художественными и энциклопедическими текстами. Детям пришлось не только отбирать материал, но и преобразовывать его, соблюдая главное условие - в текстах должна быть выдержана точка зрения собаки.

Тьюторы (ученицы 5-а класса) фиксировали деятельность групп.

Получившийся в ходе работы «продукт», предлагался для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями. 

В конце урока дети провели рефлексию (анализ своей деятельности).

Примеры проектов, которые помогут формированию УУД, помещены в (Приложение II).

Во 2 класса на внеурочной деятельности работали над исследовательским проектом «Заговорили музейные экспонаты». Перед учащимся стояла цель: научиться делать игрушку народов ханты.  Для достижения этой цели учащиеся узнали о культурных и духовных традициях народа ханты, выявили основные особенности кукол этого народа.

Для реализации своего проекта дети посетили центральную городскую библиотеку г. Нефтеюганска. Используя материалы библиотеки, интернета, все ученики класса смогли изготовить куклы по национальным традициям народа ханты. Затем учащимися решено было подарить этих кукол детям из реабилитационного центра «Детство».   

 В рамках внеурочной деятельности с 1-го класса введены курсы «Я-исследователь», «Учусь создавать проект», «Книголюб», «Организация времени», «Азбука здорового питания». Внеурочная деятельность помогают решить задачу формирования метапредметных результатов у обучающихся, помогает ребенку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

В организации работы над обучением проектно - исследовательской деятельности обучающихся я выделяю три этапа.

В организации работы над обучением проектно - исследовательской деятельности обучающихся я выделяю три этапа.

1 этап – 1 класс.

В первом классе проектно - исследовательская работа в полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, многие не владеют навыками анализа и синтеза.

Поэтому в первом полугодии использую  творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с моей помощью постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно начинать учить сбору информации.

Для отработки умения по сбору информации предлагаю следующие темы: «Моё имя», «Моя семья», «Моя малая родина», «Моя любимая игрушка».  Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».   Собирая информацию, учащиеся учатся составлять план, узнают о различных способах поиска информации: подумать самостоятельно, спросить у взрослого человека, найти в книгах, Интернете, понаблюдать.

Провожу тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с понятием «исследование», этапами его проведения.  Так, изучая тему «Что нам осень подарила?» и «Какие комнатные растения есть у вас дома?», в памятку – помощницу добавляю  алгоритм проведения мини - исследования.

2 этап организации работы над обучением проектно - исследовательской деятельности обучающихся соответствует 2 классу. Во 2 классе предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, причинно-следственных связей, дети обучаются приёмам наблюдения и описания явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Заданий для формирования умения видеть проблему очень много. Их я использовала и во 2 классе и планирую использовать в 3-4 классе, потому что найти проблему часто труднее, чем решить её. Для того чтобы научить давать определение понятиям, использую загадки и кроссворды.

Для решения задачи определять тему будущего исследования, которая может воплотиться в проекте, на уроках окружающего мира  я апробировала проведение мини-курсов. Суть идеи проста: приглашённый специалист в течение одного – двух занятий читает учащимся краткий курс по специально разработанной программе, в которой просматривается круг его профессиональных интересов и обязанностей. В качестве авторов мини-курсов выступали родители, учителя, педагог - психолог, социальный педагог.

Как показала практика,  идея мини-курсов оказалась продуктивной: дети легко включаются в самостоятельную исследовательскую деятельность.

3 этап организации работы над обучением проектно - исследовательской деятельности обучающихся соответствует 3-4 классу.

С  учетом особенностей данного этапа мною проводятся чаще уроки - исследования, организуется наблюдение, анкетирование, эксперимент.  Ведущим методом становится метод учебного проекта как способа организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный, исследовательский подходы, групповые формы.

Занятия по программе «Я-исследователь» в 1 и 2 классах позволили обучающимся получить первоначальный опыт в вопросах выбора темы, организации и проведении собственных исследований, подготовки работ к защите.

Поэтому на этом этапе - для развития умения и навыка экспериментирования использовала приём «мысленного» эксперимента, проведение экспериментов с реальными предметами: «Создаём радугу», «Определяем плавучесть предметов», «Куда течёт вода», «Проверяем массу предметов», эксперименты с магнитом и металлами.

Для отработки навыка выдвижения гипотезы на данном этапе использую различные игровые занятия.

            Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВН, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.

             При выполнении проекта используется памятка для работы над проектом, где фиксируются все этапы деятельности.

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

         Каждый проект обязательно доводится до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Чаще всего, на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

          Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора предлагаю разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, зная, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное,  предоставляюим возможность проявить себя в том, что они хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей,  руководствуюсь известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. .

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная задача защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика соответствует изучаемым  темам. По окружающему миру во втором классе было предложено 4 темы: «Знание – сила», «Мы живем в космосе», «Жизнь леса», «Наши питомцы». С большим увлечением выполняются ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Активное участие ребят в разработке общественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые способы действий в  социокультурной среде, ставить и решать учебные задачи, возникшие в другой деятельности.

Цель данных проектов – расширение  знаний  в данных областях.

Участвуя в проектной деятельности, ученики учатся:

-расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

-находить источники информации;

- извлекать информацию, относящуюся к теме.

На практике чаще всего использую  следующие типы проектов:

  • исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, поделок, драматизации, детского дизайна;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (создание поделки, куклы, оформление и дизайн чего - либо и др.);
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия,  дидактический материал по предметам и т.д.)

6. Ресурсы

Образовательное учреждение располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой. Кабинет начальных классов отвечает всем современным требованиям, в том числе подключен к сети Интернет со скоростью 8МГБ, обширная библиотека и центр документации, в любую минуту доступные ученикам и учителям.  Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах.  Внутри и вне классного помещения есть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.  В каждом классе имеются часы. В классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки. Учебные пособия и другие материалы отбираются в соответствии с их значимостью для самостоятельных занятий. В школе создана  творческая группа учителей начальных классов по параллелям. Педагог – психолог, педагог – организатор  оказывают помощь в организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Один из главных ресурсов – детско-взрослая общность как среда востребованности проектных, социокультурных компетентностей учащихся.

7. Партнеры

В реализацию проекта  включены учащиеся 1-4 классов  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» города Нефтеюганска,  детско – взрослая общность МБОУ «СОШ №9», учителя начальных классов, родители, психолог, организатор внеклассной работы, учителя-единомышленники, выпускники начальной школы.

8. Целевая группа

 Педагоги, родители, учащиеся начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9» города Нефтеюганска, добровольное желание и заинтересованность ученика.

9. План реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

I.Подготовительный

Изучение проблемы (май-июнь 2010-11г)

Анкетирование, собеседование, мониторинги,позволяющие выявить творческие способности детей (сентябрь 2010-2011г).

II.Практический.

Осуществление отбора технологий, методов и приемов, их опытная проверка в урочной и внеурочной деятельности (ноябрь-май 2012/13гг.).

III.Заключительный(аналитический).

Анализ полученных результатов,

коррекция организации деятельности;

обобщение , выводы  (октябрь 2013г.)

Внедрение проекта  проводилось с 2010 по 2014г.г.

План  реализации проекта:

  1. На основе изученных проблем постановка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
  3. Привлечение специалистов (библиотекарь, учителя-предметники, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта.

10. Предполагаемые результаты:

  1. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
  2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
  3. Умение планировать работу над проектами;
  4. Умение сотрудничать друг с другом; доводить начатое дело до конца.
  5. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
  6. Умение вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.

Результаты:

1.Повысилась  самооценка у 58 %  (27 чел.) учащихся. Результат диагностирован с помощью методики «Лесенка», автор В.Г. Щур. Исследование самооценки полезно и для организации учебного процесса, и для самопознания учащихся.

    2.176 учащихся приняли участие в городских, региональных,    

       всероссийских конкурсах;

          3. 41 победитель и призер  городских, региональных, всероссийских    

        конкурсов;

         4.  2 призера всероссийской олимпиады по русскому языку  2013г.; 2        

             призера  всероссийской олимпиады по окружающему миру  2013г.;

    5.Качество знаний:

     2011-2012гг.: - русский язык-64%, математика-69%, литературное   чтение-76%, окружающий мир-100%; успеваемость-100%; 2012-2013гг.: результаты итоговых диагностических работ в 4-х     классах: - русский язык: диктант-86%, тест-93%; математика-86%,    литературное чтение-100%,  окружающий мир-100%, качество по всем    предметам – 86%, успеваемость по всем предметам-100%.-

      6.Создано 57 проектов. Учащиеся работают совместно с другими детьми и родителями в проектах, приобретают дополнительные навыки  и умения участия в общественной жизни;

        7. Каждый ребенок выполнял роль организатора работы в группе (приобретают навыки организаторской работы);

        8. Приобретен навык принимать решения и определять степень своего участия: в проектной деятельности, социально-значимой (внеурочная форма работы), в групповой деятельности;

         9. 82% родителей приняли  активное участие во внеурочной и проектной деятельности.

         10. У 100%  учащихся отмечается динамика в формировании метапредметных и личностных результатов.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся.

12.  Литература:

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2.  Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

     3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к     мысли: Пособие для учителя // Под ред. А. Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2010.

     4.  Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.

     5. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

    6.  Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

    7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.М., 2009.

    8. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя./К.А.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.

   9.  Проектные задачи в начальной школе /Под ред. А.Б. Воронцова, - М.: Просвещение, 2011.

10. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.

11.Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики, - М.: Баласс, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов

Программа психологического мониторинга адаптации, личностных и метапредметных результатов учащихся первых классов...

"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса

Диагностика личностных и метапредметных результатов учащихся третьего класса...