Уроки русского языка и литературного чтения с использованием игровой технологии и ИКТ.
план-конспект урока (3 класс) по теме

Авдеева Ольга Борисовна

Представлены уроки русского языка и литературного чтения по УМК "Школа Росси" 3 класс. К конспекту урока по русскому языку предлагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с игровой основой по теме "Заседание редакционного    совета газеты "Имя прилагательное"»

Тема: закрепление знаний об имени прилагательном.

Цели:

  • систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи; отрабатывать умение писать родовые окончания прилагательных;
  • развивать речь обучающихся: правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; работать над монологической речью;
  • воспитывать умения работать в группах (коммуникативные умения), отстаивать свое мнение.

Оборудование учителя: мультимедийный проектор, экран,  карточки для составления кластера «Имя прилагательное», таблица «Имя прилагательное»; карточки для групповой работы; на столах — таблички: «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел спорта».

Оборудование обучающихся: на груди у детей — эмблемы с названием должности и отдела: «Редактор отдела писем», «Редактор отдела новостей», «Редактор отдела спорта», — карточки для работы, жетоны-смайлики, маркеры, ватман.

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд  №2)

          

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

  1. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку:

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

Много разных новостей.

На одном таком листе

У неё ряд в ряд

Буквы к буквам стоят          

Грамотным без робости

Рассказывает новости

-Это газета. ( №3)


              .

                                                           Игра"Молчанка" (№4)

-Я буду называть слова, а вы знаками, жестами показываете, подходят ли они к предмету (я демонстрирую газету) или нет.

Круглая, бумажная, клетчатая, детская, утренняя, густая, яблочная, солёная, стенная, томатная, правдивая, школьная.

( сомнительные словосочет. можно обсудить)

-Что общего у этих слов? ( имена прилагательные)

-Определите тему урока

III. Постановка темы урока.

-Сегодня нас ожидает интересный, необычный урок-игра. Я приглашаю вас принять самое активное участие в заседании редакционного совета газеты "Имя прилагательное" (№5)

-Вас ожидает много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по этой теме.

-Мы не только поиграем, но и повторим всё, что узнали об этой части речи.

Класс разделён на 3 группы - отделы ( представить отделы). За хорошую работу, за правильные ответы отдел будет получать премию( жетон).В конце урока мы подведём итоги и определим лучший отдел и выпустим в печать свой номер газеты!

 

IV. Ход игры.

Задание 1.  (№6)

  • Для отдела писем: к именам существительным подберите однокоренные имена прилагательные. Выделите ту часть слова, с помощью которой образовали прилагательное.

                                      Зима, январь, снег.

 

  • Для отдела новостей: объясните значение имен прилагательных. Подберите к прилагательным антонимы.

                        Пасмурный день, холодный ветер, тяжелая туча.  (№7)

 

  • Для отдела спорта: подберите синонимы к прилагательным.

                       Небольшой мяч, сильный удар, знойный день.  (№8)

(Выполнение учащимися заданий. Их проверка. Дополнения со стороны других отделов.)

  Вопрос: что такое имя прилагательное? Его роль в речи?.(№9)

Задание 2.  

  • Для отдела писем: к именам существительным подберите подходящие по сыслу имена прилагательные. Определите их род и падеж.

В __________рассказ.

____________статья

____________рекламой (на доске)

  • Для отдела новостей: выделенные слова замените именами существительными

женского рода. Выделите окончания имен прилагательных. Почему они изменились?

Зимний день ....

Стройный клен ....

Яркое солнце ....

Как называются такие окончания? ( родовыми) (№10)

  • Для отдела спорта: измените слова так, чтобы они стояли  во множественном числе. Выделите окончания,

Сильный удар....

Опасный момент ....

Быстрый футболист ....    (№11)

(Выполнение учащимися заданий. Их проверка. Дополнения со стороны других отделов.)

Вопрос: как изменяются имена прилагательные? Какие окончания они имеют?(№12)

 Домашнее задание: с. 128, упр. 55. (№13)

Физминутка  (№14)

Задание 3.

  • Для отдела писем: вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

                                                                  Жаркий день.

Стоит ...день. Задремал ... лес.  ...лучи залили всю окрестность.  ...тростник затянул ... озеро.  ... вода манит к себе. Улыбается ... кувшинка и тихо качается на воде.  ... ветерок ласкает ... лица.

Слова для справок: жаркий, сосновый, солнечный, густой, лесной, прохладный, белый, свежий, загорелый   (№15)

  • Для отдела новостей:  подчеркните члены предложения.

Надпишите части речи. Укажите стрелками связь слов. Каким членом предложения является в предложении имя прилагательное?

. В синем небе плывут облака  с золотыми краями. ( на доске)

  • Для отдела спорта: из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица. Объясните ее смысл.

 и, ловкого, Быстрого, не, догонит, болезнь  (№16 + магнитная доска)

(Проверка выполнения задания. Отделы обосновывают ответы. Учащиеся всех отделов дополняют ответы товарищей.)

Вопрос: Для чего служат имена прилагательные? Каким членом предложения

является прилагательное? (№17)

V.Рефлексия  

-Основные статьи для нашей газеты готовы. Но чего-то не хватает. Как вы думаете? Ну какая современная газета обходится без рекламы! (18)

-Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Реклама — это яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них: объявление с такой информацией. Рекламировать — объявить о чем-нибудь, пользуясь рекламой.

                                                  «Помогайка» (№19)

С чего начинается реклама?

Кому она адресована?

Почему необходимо прочитать газету?

О чем вы узнаете, прочитав ее?

Попробуйте придумать рекламу для нашей газеты. Прочитайте, что у вас получилось.

(Учащиеся зачитывают тексты своей рекламы.)

VI.Итог игры.

Оценить работу отделов, определить лучший.

Премия ( 5 за урок ) вручается...

Самооценка. (№20)

Кто легко справлялся с заданиями, кто всё понял по теме "Имя прилагательное" и кому понравился сегодняшний урок, разместите в разделе "Наши   достижения" зелёный смайлик, кому было сложновато и ещё надо поработать-красный смайлик.

Материал утвержден главным редактором и идет в печать!

 (№21)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка с игровой основой по теме «Заседание редакционного совета газеты «Имя прилагательное»

Слайд 2

Настрой на урок

Слайд 3

газета

Слайд 4

газета бумажная детская утренняя стенная п равдивая школьная

Слайд 5

Тема урока: Заседание редакционного совета газеты «Имя прилагательное»

Слайд 6

№1 Для отдела писем: зима снег з им н яя зим н ий зим н ее я нвар ск ий январ ск ая январ ск ое с неж н ый снеж н ая снеж н ое январь

Слайд 7

№1 Для отдела новостей: Пасмурный день Холодный ветер Тяжелая туча ясный тёплый легкая

Слайд 8

№1 Для отдела спорта: маленький мощный жаркий Небольшой мяч Сильный удар Знойный день

Слайд 9

Что такое имя прилагательное ? Какова роль прилагательных в нашей речи?

Слайд 10

№2 Для отдела новостей: Зимн яя …. Стройн ая …. Ярк ая …. Зимн ий день Стройн ый клен Ярк ое солнце

Слайд 11

№2 Для отдела спорта: сильн ые опасн ые быстр ые Сильн ый удар Опасн ый момент Быстр ый футболист

Слайд 12

Как изменяются имена прилагательные ? Какие окончания имеют?

Слайд 13

Домашнее задание

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

№3 Для отдела писем: Жаркий день. Стоит жаркий день. Задремал сосновый лес. Солнечные лучи залили всю окрестность. Густой тростник затянул озеро. Прохладная вода манит к себе. Улыбается белая кувшинка и тихо качается на воде. Свежий ветерок ласкает загорелые лица.

Слайд 16

№3 Для отдела спорта: Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Слайд 17

Для чего служат имена прилагательные? Каким членом предложения являются прилагательные?

Слайд 18

Реклама э то яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них: объявление с такой информацией.

Слайд 19

Помогайка С чего начинается реклама? Кому она адресована? Почему необходимо читать газету? О чём вы узнаете, прочитав её?

Слайд 20

Самооценка Легко справлялся с заданиями, всё понял по теме «Имя прилагательное», понравился урок. Некоторые задания вызывали затруднения, надо ещё поработать .

Слайд 21

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

в мастерской п. п. бажова

Цели: развивать самостоятельность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, совершенствовать коммуникативные навыки.

Форма урока: игра «Умники и умницы».

Оборудование: портрет писателя; три флажка (красный, желтый, зеленый); три «дорожки» (расчерченные по 12 клеток полосы бумаги); три ордена (красный, желтый, зеленый); таблица «Ареопаг – совет знати»; три толковых словаря (Швецова, Ожегов); карточки с названиями произведений Бажова; портреты писателей.

Рекомендации по организации

Перед уроком проводится предварительная работа. назначаются индивидуальные консультации для групп учащихся.

В ходе этапов урока, команда, ответившая на вопрос первой, продвигается на три клетки (переставляет флажок), второй – на две, третьей – на одну клетку.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Настрой на работу.

II. Вводная часть.

– У меня в руках карточки со словами (читать слова и по одной выставлять карточки на доску):

огневушка

колодец

шкатулка

горы

поскакушка

медной

змейка

малахитовая

хозяйка

голубая

синюшкин

– Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них названия произведений)

Ученики  по  одному  выходят  к  доске,  составляют  названия  произведений:

«Огневушка-поскакушка»;

«Синюшкин колодец»;

«Малахитовая шкатулка»;

«Медной горы хозяйка»;

«Голубая змейка»

-Назовите автора этих замечательных произведений.

-Сегодня у нас необычный урок.  Посвящен он творчеству Павла Петровича Бажова.

-Вы заранее были разбиты на группы, и каждая группа выбрала себе произведение для работы.

Представьте, пожалуйста, нам свои произведения.

К доске выходят представители от каждой группы или вся группа учащихся.

Приблизительные варианты представления:

– Мы выбрали для работы произведение «Серебряное копытце», так как хорошо с ним знакомы.

Сказка написана увлекательным языком. Она учит нас жить дружно, весело, заботиться о близких, верить в чудо...

– «Голубая змейка» нам понравилась потому, что в этом произведении правда переплетается с вымыслом. Этот сказ было очень интересно читать. Им Бажов хотел сказать нам: «Люди, не будьте жадными, цените дружбу».

– «Синюшкин колодец» – интересное произведение. Его герой проходит через невероятные приключения. Сказ показывает нам, что надо быть честным, упорным и добрым и т. д.

III. Введение в тему.

-Все произведения П. П. Бажова интересны и поучительны. Но сегодня мы остановимся на тех, которые вы выбрали. Я приготовила для вас сюрприз. Наш урок пройдет в виде игры «Умники и умницы».

-Для этого нам необходимо выбрать ареопаг – совет знати.

На заранее приготовленные столы выставляется табличка.

-Какие будут предложения? (Пусть ареопагом будут гости, присутствующие на уроке.)

-Позвольте мне быть ведущей.

Уважаемый ареопаг, попрошу занять места. Ваша задача – внимательно следить за игрой и на специальных орденах отмечать баллами ее ход.

IV. Проведение игры.

 Отборочный тур

-А теперь каждая команда должна выбрать свою дорожку (красную, желтую или зеленую).

Группа, которая быстро и точно отвечает на вопросы, выбирает свою дорожку.

Та  команда,  которая  первой  ответила  на  вопрос,  выбирает  дорожку, второй – следующую, третьей команде достается оставшаяся дорожка.

Вопросы и задания.

џ На доске 4 портрета. Найти заданный.

џ Что такое олицетворение?

џ Дайте определение сказу.

џ Назовите русских поэтов, погибших на дуэли.

џ Что такое псевдоним?

џ Гайдар, Чуковский, Житков, Горький. Назовите настоящую фамилию.    

-Отборочный тур закончен. Игроки заняли свои места. Уважаемый ареопаг сделал необходимые пометки. Впереди у нас четыре этапа игры. Какая же из команд окажется самой умной?

Биографический этап

-На этом этапе выяснится, какая команда больше знает о жизни Павла Петровича Бажова.

џ Сколько  лет  было  Бажову,  когда  опубликовали  его  первый  рас-сказ? (57 лет.)

џ Как назывался первый рассказ Бажова? («Дорогое имечко».)

џ Какое  учебное  заведение  окончил  Павел  Петрович?  (Духовную семинарию.)

џ Кто оказал большое влияние на развитие личности Бажова и привил ему любовь к родному языку и литературе? (Учитель словесности.)

џ В какой войне участвовал П. П. Бажов? гражданской.)

џ Кем работал писатель? (Учителем. Журналистом.)

По результатам своих ответов команды продвигают свои флажки по «дорожкам».

-Уважаемый ареопаг подводит итоги этого этапа и продолжает следить за продвижением команд в следующем этапе.

Словарный этап

-Все, кто знакомился с творчеством П. П. Бажова, знают, что в своих произведениях он употребляет много устаревших и диалектных слов и выражений. Чтобы почувствовать всю прелесть творчества писателя, надо понимать их лексическое значение. Кто догадался, как будет называться наш следующий этап? (Словарный.)

-Что нам понадобится для этого этапа? (Чтобы выяснить лексическое значение слов, нам понадобится толковый словарь.)

-Каждая команда из своего произведения выбрала по три-четыре слова и попросила своих соперников объяснить их лексическое значение. По мере необходимости можно пользоваться словарем.

Та команда, которая первой объяснит значение слов, продвигается дальше.

незазорно

тенётка

оплошка

лестно

шатало

артель

балаган

голбец

попрекнуть

горюн

приказчик

Викторина

-На этом этапе ареопаг выяснит, насколько хорошо вы знаете произведения Бажова.

Вопросы:

џ Каким волшебным даром обладал козел из произведения «Серебряное копытце»?

џ Какая героиня показывалась перед людьми то в образе старухи, то девчонки?

џ На залежи какого полезного ископаемого указывала людям Огневушка-поскакушка?

џ В кого превращалась хозяйка  Медной горы?

џ Какое наследство оставила бабушка своему внуку Илейке?

џ Почему люди опасались голубой змейки?

џ Какого цвета платье носила хозяйка Медной горы? Почему?

џ За что Синюшка наказала Косорылко?

џ Как  звали  мастера,  задумавшего  сделать  прекрасный  каменный цветок?

Члены  ареопага  могут  задать дополнительные вопросы.

Например:

1. почему голубая змейка наградила мальчиков?

2. Как  вы  думаете,  для  чего  Кокованя  хотел  увидеть  Серебряное копытце?

3. Как Синюшка проверяла людей, приходивших к ней за богатством? Для чего?

Артистический этап

-Домашним заданием для каждой команды было: подготовить выразительное чтение по ролям понравившегося отрывка из своего произведения. задача ареопага оценить работу команд по следующим критериям:

1. Правильность чтения.

2. Верный выбор темпа чтения.

3. Громкость чтения.

4. Эмоциональная окраска.

V. Итог урока.

-Это был последний этап нашей игры. Какие этапы были для вас самыми интересными? Самыми трудными? Почему?

-Работу каких ребят вам особенно хочется отметить?

-А сейчас слово представляется нашему уважаемому ареопагу.

Награждение.



Предварительный просмотр:

«сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок» (а. с. пушкин)
(обобщающий урок по русским народным сказкам)

Цели: приобщить детей к истокам русской культуры; научить ценить родное слово, пользоваться красивой русской речью; обобщить и закрепить ранее изученный материал о русских народных сказках, их композиционных и художественных особенностях.

Тип урока: урок-повторение.

Вид урока: урок-игра.

Технология: элементы игровой технологии.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам; книги со сказками; музыкальные произведения.

Предварительно класс был поделен на две команды, в каждой из которых был выбран капитан. Каждая команда должна была подготовить выступление-презентацию команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку отрывка из любой русской народной сказки.

На урок приглашается жюри, это могут быть учащиеся старших классов или учителя.

Ход урока

Звучит музыкальное произведение, в класс входят учащиеся,           рассаживаются на свои места (по командам).

Входят Добрый молодец и Красная девица, которая держит в руках на полотенце каравай.

Добрый молодец. Поклон вам низкий, добрые молодцы, да красные девицы. Добро пожаловать в удивительную страну сказок  славный стольный Сказоград.

Красная девица. Поклон вам, уважаемые гости (подносит каравай жюри).

Вам хлеб-соль кушать

Да сказку слушать.

-(учит.)В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве жили-были добрые молодцы и красные девицы. Росли-подрастали, сказки читали, добру научались, ума набирались. И вот как-то приходит царский указ.

Глашатай (вынимает свиток, читает).

Царский указ!

Я,  царь  сказочного  государства,  повелеваю:  в  путь  собираться,  царице показаться, знаниями утешить, сказкою потешить. А коль будет ее воля на то, узнать еще кое-что. У царицы сундук премудростей есть, которых вам целый век не счесть. Но коли разумом блеснете, с собой подарок унесете.

-(учит.)А искать нам царицу в Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве, на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. Только как нам там оказаться, на чем добраться? А где сказка начинается, там и чудо случается. Есть у меня волшебный мешочек, в нем сказочных средств пяточек. Что из мешочка возьмете, на том в Сказоград попадете.

( Каждой команде по очереди  подходит  добрый молодец , капитан вынимает из мешочка листочек, на котором написано сказочное средство передвижения:  ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги, печь Емели)

-Итак, добрые молодцы, красные девицы, отправляемся мы с вами в путешествие опасное, но очень увлекательное. Вот каждой команде по клубочку (раздать  клубочки командам), чтобы не заблудиться в сказочной стране. В путь!

 -И вот ваше первое задание: командам нужно представиться и показать домашнее задание.   

-Приглашаю первую команду.( Первая команда показывает свою визитную карточку)

-Добро пожаловать второй команде. (Вторая команда показывает свою визитную карточку.)

- Долго  ли,  коротко  ли,  но  вот  мы  уже  у  водяного в гостях.

(Звучит «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль».)

-Здесь диво дивное вас ждет: на цепях Звериный мост, сюда птицы лесные слетаются, обитатели дубрав собираются, под мостом рыбы плещутся, они слово знают вещее. Знать-то знают, да не всем его открывают. Все рады видеть вас, у каждого вопросы есть про запас.

-Вопрос второго конкурса: назовите русские народные сказки, где в качестве действующих лиц для 1-й команды  медведь, а для 2-й команды  лиса. (Дается две минуты для подготовки. Команды отвечают по очереди.)

-Пока жюри оценивает представление команд и первый конкурс, мы с вами отправляемся дальше по сказочной стране, и нас ждет встреча с Бабой Ягой.(Звучит музыкальное произведение «Частушки Бабок Ежек» из мультфильма «Летучий корабль», три ученицы исполняют танец под это музыкальное произведение.)

Баба Яга. Фу-фу, русским духом пахнет. Вот и я, гости дорогие. Ой, сколько же вас? И на обед мне хватит, и на ужин, да еще десяток-другой про запас оставить придется. Не знали в чей домик попали? Ловко я вас сюда заманила.

- Подожди бабуленька ягуленька, пожалей ребят, маленькие они еще. Ребята готовы отгадать все твои загадки.

 Баба Яга. И то верно. Отведу-ка я вас на двор Диковинок. Здесь волшебные предметы: птицы, звери, самоцветы.

Да чего тут только нету!

И скажу вам, не тая,

В каждом тайна есть своя.

Третий конкурс.

-Вот перед вами волшебные предметы( яблочко, скатерть, клубочек, гребень.)

 -Задание: какую роль играют эти волшебные предметы в сказках?

(Учащиеся обдумывают и отвечают.)

Жюри подводит итоги по двум конкурсам.

 -Посреди Сказограда  пещера Змея Горыныча, а в ней спрятан клад. В кладе богатства несметные  русская речь самоцветная. Вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки.

 -Я буду читать начало присказки, а команды по очереди заканчивать их.

Скоро сказка сказывается... (да не скоро дело делается).

Ни в сказке сказать... (ни пером описать).

Растет не по дням... (а по часам).

Что ты, молодец, не весел... (буйну  голову повесил).

Красная девица. Вы прошли все самое трудное. Царицу распотешили, знаниями утешили, сами  ума-разума набрались, диковинками наигрались.

Добрый молодец. Хорошего понемногу, пора и в путь-дорогу.

Жюри подводит итоги игры, награждает команды.

В конце урока можно устроить чаепитие.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием игровых технологий.

Наварнова И. А.Урок литературного чтения с использованием игровых технологий по теме: «Звуки [ З], [ З’]. Буквы «З, з».Цели. 1. Познакомить с новой буквой, продолжить совершенствовать техни...

Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа

Включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием ИКТ "Обобщение изученного материала "Части речи"

Обобщение изученного материала происходит с помощью художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения стихов, презентации "Весна"....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

«Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа"

Основным результатом деятельности Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования....

Методическая статья «Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературного чтения»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательной и интересной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...