Игровые технологии – в группе продленного дня, как один из видов деятельностного метода развития и воспитания в начальной школе.
методическая разработка по теме

Ахпателова Виктория Владимировна

 

Игра – метод познания и метод коррекции развития личности ребенка. 

Игра является необходимым средством развития учащихся в начальных классах. Специально подбираемые игры помогают решению многих учебно-воспитательных  задач. Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми. Игра - это школа сотрудничества, в которой ребенок  учится,  и радоваться успехам, как своим, так и чужим, и стойко переносить неудачи.

Характерной чертой игровых технологий (технологии имитационного моделирования) является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущим методом игровых технологий является игра.

 Организационными формами данной технологии,  могут быть деловые игры, ролевые игры,   сюжетные игры, игры-путешествия, дидактические игры…

В начальной школе мы в последнее время сталкиваемся с таким фактом: в последние годы появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего учебного дня, включая и ГПД. Увлечь таких детей, заинтересовать  можно через игру. Игра дает возможность развивать всех детей, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахпателова Виктория Владимировна

воспитатель группы продленного дня

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии – в группе продленного дня, как один из видов деятельностного метода развития и воспитания в начальной школе.

(I часть – теоретическая)

(II часть – практическая)

 «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

А.С.Макаренко

I часть - теория

Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и развития, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу детей на творческо-поисковом уровне.

Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, но по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей.

        Что дает игра?! На мой взгляд, игра помогает делать урок живым, успешно усваивать содержание новой деятельности, облегчает адаптацию к школьным условиям и обеспечивает психологический комфорт, вызывает творческий интерес к предмету, развивает самостоятельность и активность школьника в среде сверстников.

        С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Через игру, мы подаем учебный материал так, как детям удобно и естественно его принять.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом,  усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра является необходимым средством обучения учащихся в начальных классах. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач. Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми. Игра - это школа сотрудничества, в которой ребенок  учится,  и радоваться успехам, как своим, так и чужим, и стойко переносить неудачи.

Характерной чертой игровых технологий (технологии имитационного моделирования) является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущим методом игровых технологий является игра. Организационными формами данной технологии,  могут быть деловые игры, ролевые игры,   сюжетные игры, игры-путешествия, дидактические игры…

        Кроме того, игра имеет еще один аспект, важный при организации работы с детьми – профилактика, диагностика и коррекция нежелательных вариантов детского развития.

        Игра – метод познания и метод коррекции развития личности ребенка.  

В начальной школе мы в последнее время сталкиваемся с таким фактом: в последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Увлечь таких детей, заинтересовать учебным процессом можно через игру. Игра дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

        В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 

Краткая характеристика педагогической технологии

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

         Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве, очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников.

         Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

В игровых действиях  выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует усилению работоспособности учащихся.

II часть – практика

Обучение грамоте.

Овладение навыком чтения – длительный и сложный процесс. Чтобы чтение для учащихся не превратилось в скучное и утомительное занятие, необходимо с первых дней увлечь их чтением, помочь им преодолеть трудность, дать возможность сразу почувствовать удовлетворение. Всему этому во многом помогает включение в урок элементов игровой деятельности. В своей практике мы постоянно используем игровые моменты при обучении детей грамоте.

На уроки обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи – гномики АЗ и БУКИ, жители «Азбуки». Аз и Буки вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. На красном теремке – флюгер – паровозный гудок – живут гласные.  В синем теремке, где флюгер – звонкоголосый петушок, живут звонкие согласные. А во второй половине теремка, где флюгер – глухарь, живут глухие согласные. На теремке Ь и Ъ знаков флюгер – рыбка: «Нем, как рыба». Звука нет.

        Ребята знают, что, по правилам игры, буква, которая приходит  на  урок впервые – буква - именниница. Она приглашает нас в гости..., в зоопарк, в путешествие по лесу и т.д.

        Анализируя звуки по глухости – звонкости, узнаем, где «живет» буква.

        Сегодня «В» именинница. Это для нее радостный праздник. Мама для «В» испекла любимые ватрушки, вафли. Дети будут пить чай с вареньем. В гости «В» пригласила друзей: Вову, Ваню, Веру и т.д. Всем будет весело. Мы дарим ей в подарок – стихи о букве, фотографию – контурное изображение буквы, портрет – скульптура (из пластилина, из палочек), цветы, в которых есть эта буква, подарки, которые начинаются с этой буквы.

Литературное чтение. Русский язык.

        Любознательность начинается с удивления. Помня, что главным образом, рождающим интерес к предмету, является удивление,  мы стараемся  вводить   специальные задания на уроках литературного чтения и русского языка.

        Урок может начаться с рисования, хотя и посвящался изучению сказки, рассказа. Мы с удовольствием занимаемся «кляксованием»: делаем кляксы и дорисовываем их до какого-либо образа.

        Например, «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» В.А.Жуковского – рисунки Кощея...; Ершов П.П. «Конек – горбунок» - рисунки конька – горбунка; Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - рисунок собаки.

        Используем рисование двумя руками (для развития пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук).

        Рисование спиралеобразными линиями. (Цель – учить наращивать скорость движения. Коррекция тревожности, снятия эмоционального напряжения). Например, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» - подснежник.

        Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки.

        Использование элементов драматизации  и театрализации помогает разнообразить уроки литературного чтения. Уже в I, II классах пробуем ставить спектакли, кукольные представления по прочитанным произведениям. Кукол для спектаклей рисуют дома сами или с помощью родителей. Это детям очень нравится, они учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя...

        Одна из самых сложных проблем в начальной школе – развитие речи. Слово, речь связаны с мышлением. Научить говорить – научить мыслить.

        На первом этапе подготовки детей использую деформированный текст. Первое сочинение – в виде игры-путешествия «Прогулка в парк».

        Предлагаю ребятам творческие задания: напишите текст, предварительно восстановив смысл слова и предложения в целом. (Игра «Наборщики»)

Например:

З м и а.

В п л ы а  с н г е . В   л с е у   т х и о.  М д в д е е и   з л г л а е и   в   б р л г  о у   и   с п т я.

Б л к е и   с д т и я  в д п л у е   и   г р з т ы у   р х о е и .

        

        Для  развития речи и обогащения словарного запаса можно использовать игру «Неоконченный рассказ». Учитель читает текст, а дети вставляют пропущенные слова по смыслу.

        «Игра во фразу». Эта игра ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении.

        

Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставив пропущенные буквы…

        Диктант – игру «Кто больше запомнит» на материале связного текста впервые предложила Л.П.Федоренко. Цель диктанта – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков учащихся. Методика его проведения такая: учитель читает каждое предложение 1 раз, а учащиеся дописывают то, что запомнили.

Математика.

        Игра «Помоги зимующим птицам». Эту игру можно использовать как на уроках математики, так и на уроках русского языка.

        У каждого ученика на парте конверт, в котором находятся 6-7 карточек с изображением зимующих птиц и кормушки. Дети знают, что зимой птицам голодно, поэтому их нужно обязательно подкармливать.

        Выполнив верно то или иное задание учителя, ученик достает из своего конверта карточку с изображением птицы и кладут ее на карточку, на которой нарисована кормушка.

        В конце урока проводится итог: к чьей кормушке больше прилетело птиц, тот и друг пернатых.

        В формировании навыков быстрых вычислений большую роль играет форма проведения устного счета. Особенно эффективна игровая форма.

        Например, для закрепления таблицы умножения  на 2 можно провести игру «Лесная школа» (дети – зайцы и белки, зайцы говорят громко, а белки тихо. Счет от 1 до 20 чередуясь, громко 1 3 5 7 9 , тихо 2 4 6 8 10    и т.д. Какие числа называли  белки?) ; для запоминания таблицы умножения на 3 можно провести игру «Хлопки»  (счет от 1 до 30, но вместо чисел, которые делятся на три, хлопают в ладоши); для закрепления и деления – игру «Решето», «Угадай  пример», «Угадай задуманное число».

        Игра «Да – нет».              Перед классом таблица:

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

11  12 13 14 15 16 17 18 19  20

-     -   -    -    -   -    -    -   -     -

81  82  83  84  85  86  87  88  89  90

Даны примеры:

4 . 6                  4 . 9

8 . 3                  4 . 4

7 . 4                

        Показываю число. Если число является ответом, учащиеся хором говорят «Да», если число не является ответом, говорят «Нет». Подобная работа проводится и при изучении деления.

        Игра «Не скажу».

Учащиеся считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят «Не скажу».

        Игра «Незнайка – ученик» (рисунки Незнайки и Совы).

Незнайка учится в «Школе веселых человечков». Вот так он выполнил задание по математике. Объясните, почему так недоволен учитель Сова? (Незнайка только записал примеры, а не решил их).

Помогите решить примеры Незнайке, они, наверное, были трудны для него.

Игра «Молчанка» (Ромашка). На лепестках цветка ромашки написаны числа от 1 до 10, а в середине знак + или – и числа.

 «Сбор плодов».  На доске рисуем 2 дерева, а рядом – корзинки. На одно дерево прикрепляем рисунки яблок, на другое – рисунки груш. На обратной стороне рисунков написаны различные примеры. Девочки собирают в корзинки «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвет»  с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзинку, если же нет – вернет «яблоко» или «грушу» на дерево, а к доске выйдет следующий ученик. Победителем считается группа, сумевшая быстрее собрать «фрукты».

Лента для формирования навыка счета (длина 1 м, ширина 1 см)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Магический квадрат

Раскрась квадрат красным, зеленым, желтым и синим цветами так, чтобы цвета в строках, столбиках и по диагоналям не повторялись.  

кр

с

з

ж

   

ж

з

с

кр

Такие задания способствуют развитию у детей логического мышления, смекалки, внимания.

        Игра «Составь из треугольников». Используется для закрепления понятий «геометрическая фигура», «треугольник», навыков устного счета в пределах 10.

        Выполнив предложное задание (задача или пример), учащиеся показывают ответ на карточке. По мере проведения устного счета учитель из треугольников, на которых зафиксированы ответы, составляет фигурку какого-либо зверька или предмет.

        «Кто скорее затопит печь?».

Три лестницы ведут к одному  домику, изображенному на доске. На каждой ступеньке записаны задания. Выполнение заданий начинают с нижней ступеньки и постепенно поднимаются вверх, не пропуская ни одного задания. Задания могут выполнять по одному, 2 или 3 представителя от каждой команды. Выигравшая команда получает право нарисовать дым , идущий из трубы затопленной печи.

        

        Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. (Игра на развитие воображения – «Волшебно яйцо»)

        Развитию внимания способствуют разнообразные игры: («Что изменилось?», «Разведчик»);  зрительные диктанты («Запомни фигуру, нарисуй ее по памяти»); эффективен прием «Ловушки учителя», когда дети отыскивают ошибки учителя в предложении (текста) – задания из книги Б.Никитина «Развивающие игры».

        При организации дидактической игры большую роль играет инструктаж. После инструктажа дети играют самостоятельно. Многих игры построены так, что ученики либо сами могут проверить себя (самоконтроль), либо проверяют работу друг друга (взаимоконтроль).

        Желательно, чтобы каждый учитель имел свою собственную коллекцию познавательных детских игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуальных особенностей и интересов, этапа коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса....

Задачи повышенной сложности как один из видов работы над развитием познавательных способностей учащихся начальной школы

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь поверить в себя, в свои способности. Каждая задача содерждит проблему, разрешит...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

Отчет по самообразованию по теме: «Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников»

Отчет по самообразованию на тему: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"....

Отчет по самообразованию: "Применение игровых технологий в группе продленного дня для развития коммуникативных навыков младших школьников"

Цель: формирование коммуникативных навыков младших школьников в процессе игровой деятельности в группе продленного дня....