Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.
статья на тему

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться. Разработаны новые стандарты, в их основу положен системно-деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода

                                                       

                                             

           

                                                   Учитель начальных  классов

                                                    МОУ СОШ №2

                                                    Г. Алексеевки

                                                     Бузюнова Л.В.

                                         2014 год

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться. Разработаны новые стандарты, в их основу положен системно-деятельностный подход. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменения самой методики обучения. Современный подход к обучению ориентирован на управления учителем познавательной деятельности школьников и к окончанию обучения в школе он должен осуществляться по определенной схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – рефлексия школьниками результатов работы.

Деятельностный подход- это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Задача школы – не нагрузить объемом знаний, а научить учиться.

Реализация технологии системно – деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик на уроках получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2. Принцип непрерывности – это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности – позволяет формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4. Принцип минимакса  – дает обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности  –  регламентирует сохранение здоровья учащихся, создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребёнка; осознание им процесса учения; понимание учителем и родителями функциональной роли знаний.

6. Принцип вариативности  – предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

7. Принцип творчества  – ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались

до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Структура урока в этом случае имеет вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационное начало) - 1-2 минуты

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на уроке организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”). 

Зачастую использую такие приемы работы как:

  • в начале урока высказываются добрые пожелания детям,  предлагается пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); 
  • предлагается детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; 
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» «Береги и охраняй природу», «Только тот, кто любит труд – знанья новые найдут», «Учиться искать, найти и не сдаваться», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут

Учитель организует повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через возникновение проблемной ситуации, для этого  использую методы постановки учебной проблемы:

-  побуждающий, подводящий  диалоги;

На начальном этапе урока очень важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать достаточно устойчивые мотивы их самостоятельной деятельности. Под влиянием учителя дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнять поставленные задачи, пережить волнующее нетерпение в ожидании интересной работы. Например: на доске записываются выражения, а под каждым выражением три ответа (можно выделить другим цветом). Один из них правильный. Дети должны найти правильный ответ и подчеркнуть его или обвести в кружок. Допущенные ошибки анализируются.  

3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут 

На данном этапе урока обсуждаем затруднения: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать).

На данном этапе  выявляем места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи

причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.

4. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) – 7 - 8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Первичное закрепление - 4-5 минут

        На данном этапе выполняем проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала), для этого используют фронтальную работу, работу в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут.

На данном этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3  задания), самоконтроль, самопроверка.

7.  Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

 При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие,  затем предлагаю задания, в которых новое знание используется  вместе с изученным ранее.

В этот момент мне помогают  познавательной игры на уроке: «Самый зоркий», «Засели слово в домик»,  «Вратарь»,  «Самый внимательный»,  «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос»,  «Кто первый», «Третий – лишний»,  «Добавь словечко»,  «Будь внимателен».

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, происходит осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 Использую вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? и другие.

Приведу пример урока математики в 1 классе.

Тема урока: Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида   + 6.

Цель:

  • Создание условий для осознания и осмысления способа сложения однозначных чисел с переходом через 10 средствами уровневой самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные  результаты  и деятельность учащихся

Знакомство со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число6, и формирование умений решать примеры данного вида.

Формирование вычислительных навыков с использованием элементов исследовательской деятельности.

 

Познавательные: общеучебные - умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы; моделирование.                                                                                                                        Регулятивные: целеполагание -  умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; способность увидеть указанную ошибку и исправить её по указанию взрослого.                                                                                            Коммуникативные: умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;                                                                                                                          

Личностные: внутренняя позиция школьника

2.  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ.

На доске:  8+3        9+6

                       7+4        8+6

9+5                7+6

                6+6

  • Что это? (суммы, выражения, примеры)
  • Почему выражения записаны в 2 столбика? (1 столбик – знаем, как решать и умеем выполнять, 2 столбик – еще не знакомы).
  • Так какая тема урока? Назовите. (Сложение однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 5. - Название темы на доске)
  •  Мы научились прибавлять 2, 3, 4. Найдите значения выражений 1-го столбика.  
  •  Сегодня научимся прибавлять 5. Моя цель – научить этому сложению.
  • Подумайте, какой главный вопрос перед собой поставите, на который мы могли бы дать ответ. ( Как сложить два однозначных числа, одно из которых 5 и когда результат больше 10). – Вопрос на доске.
  • Это мы должны узнать.
  • А что мы должны уметь? (научиться решать примеры такого вида)
  • Научимся решать их, а где их применять будем? (при решении задач, при сравнении, в следующих классах, на других уроках).
  • Итак, задачи на урок каждый из вас определил. А моя задача: помочь вам выполнить поставленные задачи.

3. Актуализация  знаний и умений и фиксирование индивидуальных затруднений

 Посмотрите на 2-й столбик (9 + 5; 8 + 5; 7 + 5; 6 + 5) и скажите, какие наши знания и умения понадобятся сейчас? (состав числа 5, дополнить до 10).

а) Состав числа 6

Положите перед собой карточки – числа, которые больше 1, но меньше 6 Под каждым числом положите карточку, на сколько надо каждое число увеличить, чтобы получить 6.

1

2

3

4

5

4

3

2

Проверим: 6– это 2 и сколько?

                6 – это 3 и сколько?

                6 – это 4 и сколько?

                6 – это 1 и сколько?

в) Воспроизведение нумерационного сложения вида 10 + .

10+1        10+3                10+5                10+7

10+2        10+8                10+6                10+4

  • Прочитайте по – разному.
  • Сосчитайте (дети показывают карточки - ответы).
  • Посмотрите внимательно и скажите, все ли примеры стоят на своем месте.
  • Какие примеры нужно поменять местами? (10+8 и 10+4)
  • Почему? (после числа 3 следует число 4, а после 7 следует 8).

г) Самооценка.

4. Открытие нового знания

  • Мы готовы совершить открытие, стать исследователями и поделиться своими знаниями с классом?
  • Сначала выясним, почему только 4 примера будем исследовать? (остальные примеры мы умеем решать и в ответе получается число меньше 10) (Если затрудняются – продолжают столбец)

9 + 6        

8 + 6

7 + 6                        

6 +6                

        

На какой вопрос будем искать ответ? (Как сложить два однозначных числа  – вопрос на доске)

  • Сейчас будете работать в парах. Ваша задача – найти способы прибавления числа 5 с переходом через 10. (на партах наборное полотно с двумя рядами по 10 кармашек и фигуры разного цвета)

1 парта:  9+6

2 парта:  8+6

3 парта:  7+6

4 парта:  6+6

Выслушиваются идеи детей: 

  • прибавлять по 1 фигуре;
  • расположить фигуры в 1 ряд и пересчитать;
  • сначала дополнить 1-ю полку (до 10), а оставшиеся фигуры положить на 2-ю полку) – каждая пара объясняет свое решение; выбор нужной идеи.
  • Смогли мы решить примеры, пользуясь наборным полотном и цветными  фигурками.
  • А если надо будет дома объяснить, какие открытия вы сделали на уроке, а  фигур уже нет, что же тогда может помочь донести ваше открытие до других людей, например, до мамы?

   

  •   Решать примеры, прибавляя по частям:      9 + 6= 9 + 1 + 5 =  15

            8 + 6 = 8 + 2 + 4 = 14 и т.д.

  •    Посмотрите на решение примеров. Что заметили одинаковое? (везде «+»,    2-е слагаемое – 6).
  • Чем отличаются? (1–е слагаемое – разные числа и уменьшаются на 1, суммы уменьшаются на 1)
  •  Попробуем составить модель (схему) решения примеров.

 + 6 = 1

    +  

  • Пользуясь схемой сложения, проговорить порядок (алгоритм) сложения однозначных чисел (при затруднении даю порядок рассуждения) РАЗЛОЖУ 2-е слагаемое на  удобные слагаемые;

ДОПОЛНЮ 1-е слагаемое до 10;

ПРИБАВЛЮ оставшиеся единицы. (ученик водит указкой по схеме и проговаривает).

  • Повторяем хором.
  • . Я рада, что вы проявили сообразительность.

Самооценка

  • Кто научился прибавлять 6, покажите на сигнальных карточках

5. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

а) Запоминание таблицы.

  • Прочитать разными способами.
  • Сумма каких чисел равна 11? 13? 12? 14?
  • 11 – это 6 и сколько?
  • 13 – это 6 и сколько?
  • Какое число увеличило на 6, если получили 14? 12? 11? 13?
  • К какому числу прибавили 6, если получили 13? 12? 14?11?
  • Дети 1 варианта закрывают равенства и рассказывают соседу по                                                                   парте.
  • Поменялись ролями.

б) Самооценка.

  • Кто запомнил таблицу прибавления на 6, покажите зелёный сигнал светофора

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Следующий этап – уметь решать примеры и полученные знания и умения применять при решении задач.

Работаем самостоятельно. Начинаем выполнять работу с первой зеленой карточки. Задание выполнили – поднимаете сигнальную карточку с зеленым кружком. Я подхожу и проверяю. Если задание выполнено верно, переходите на следующую ступеньку, конвертик с оранжевым кружком. А если с заданием не справились, остаетесь на первой ступеньке – второй конверт с зеленым кружком и т. д.

Самостоятельная работа.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Для кого сегодняшний урок прошел ненапрасно?

  • Кто пополнил свои знания новым багажом?
  • Что было трудным?
  • А что интересным?
  • Как вы думаете, мы закончили знакомство со сложением однозначных чисел с переходом через 10? (нет, остались числа 7,8,9). На следующих уроках мы продолжим работу.

Самооценка.

Особенность системно -  деятельностного подхода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Одним из аспектов, направленных на формирование творческой активности  учащихся начальных классов,   является организация их проектно - исследовательской деятельности школьников.

Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены   результаты деятельности.

         В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

   Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

      Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

     Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.    Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.    Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

4.    Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

5.    Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

6.    Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

7.    Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

В обучении младших школьников, прежде чем перейти к внедрению элементов проектной деятельности в учебный процесс, необходимо подготовить их к поиску необходимой информации, интерпретации ее, научить задавать вопросы, выдвигать гипотезы, уметь давать определения понятиям, классифицировать, научить вести наблюдения, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, уметь доказывать и защищать свои идеи – все эти навыки, являющиеся элементами исследовательской деятельности, должны формироваться постепенно и предварять переход к более сложной проектной деятельности.

Так, преподавая литературное чтение, природоведение, рисование, труд, нужно ориентировать детей, прежде всего, на собственные наблюдения, обнаружение изменений по результатам этих наблюдений, опытов.  На  уроках  математики нужно учить  детей понимать,  зачем  мы  изучаем ту или иную  тему, искать конкретные связи  с  жизнью.  Вместе с ребятами педагогу необходимо  постоянно учимся  находить  связи  между  различными  предметами, событиями и явлениями,  применять приобретенные знания и умения в реальной жизни.

Для создания  условий развития навыков исследовательской деятельности у учащихся  уже в первом классе можно предложить несложные задания, приучающие их работать с полученными ранее знаниями, сопоставлять с данными учебной и популярной литературы, выходить на более высокий уровень.

В первом классе начинаем проводить маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Дети с удовольствием исследуют свою семью. Узнают, почему у родителей такое отчество, какие близкие родственники у них есть, оформляют свой семейный альбом, узнают о профессиях членов семьи. Во втором классе  на уроках окружающего мира ребята продолжают работу над исследованием, дополняют свои фотоальбомы, составляют свою родословную. Многих увлекает поиск истоков происхождения своей фамилии. Дети  исследуют данную проблему через опрос взрослых, книги, ищут информацию в Интернете и выступают на уроке с докладами, рефератами, презентациями. Составляя родословную, ребята  узнают о своих родственниках, в годы Великой Отечественной войны сражавшихся на фронтах  или работающих в тылу. На уроках русского языка обучающиеся пишут сочинения на темы: "Моя семья", "Семейная прогулка, "Любимые праздники нашей семьи".

Кроме этого организую и внеурочную исследовательскую деятельность учеников. В основном это коллективные долгосрочные исследовательские проекты. В рамках учебно-исследовательской деятельности ученики учатся выбирать тему исследования, формулировать проблемы, выдвигать гипотезу, определять план действий, правильно выполнять работу, выделять существенную информацию из разных источников, а так же представлять продукт своей деятельности. Учениками 4 класса были представлены проектные работы на темы: "Что полезней молоко или газировка?", "Вредна или полезна жевательная резинка?" "Почему на гербе нашего города изображён подсолнух?"

Учебно-исследовательская деятельность дает возможность детям участвовать в различных конкурсах и научных конференциях. Так В 2013-2014 учебном году один из моих учеников Лысаченко Клим принял участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и школьников младших классов "Я- исследователь" с исследовательской работой на тему "Что такое нитраты?" и занял 1 место в секции "Живая природа" в возрастной категории 7-8 лет.

Ещё одной особенностью образовательной системы является использование технологии проектной деятельности, которая позволяет учителю успешно руководить исследовательской деятельностью учащихся.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, выполняют несложные задания по наблюдению за погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Так интересными получились проекты на тему: "Моя семья", "Моя малая Родина - Алексеевка", "Моя азбука", "Скороговорки", "Загадки".

Этапы работы над проектом.

  1. Определение темы проекта  
  2. Первичное формирование проектных групп
  3. Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности
  4. Пополнение материала к проекту, наглядный материал
  5. Группировка материала, составление описания.
  6. Коллективное обсуждение работы и ее оценка

В настоящее время проектно-исследовательская  деятельность классифицируется:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

 В моём классе многие проектные работы носят коллективный характер (например, мы собирали материал о зимующих у нас птицах, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.  

Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

   Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и 

показать перспективу учащимся.

Учитель направляет учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, создать самим.

       А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

       Реализация системно-деятельностного подхода способствует формированию у учащихся  основных учебных умений, позволяет им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение, а так же ведет к воспитанию ученика – исследователя.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе с использованием технологии системно-деятельностного подхода по теме «Величина. Длина. Сантиметр».

Урок математики в 1 классе по теме«Величина. Длина. Сантиметр». «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон)...

Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»

Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации  учебно-исследовательской деятельности  на уроках, а т...

Использование интерактивных технологий в целях развития творческой личности младшего школьника.

Как превратить каждый урок в школе в урок мышление-общение? Как научить ребёнка гибко подходить к решению проблем, чтобы почувствовать удовольствие от обучения? Этого можно добиться лишь средствами, к...

Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в м...

«Исследовательская деятельность младших школьников на основе реализации системно-деятельностного подхода в обучении »

Учитель должен всегда помнить, что эта работа должна быть нацелена и на результат и  на процесс.Реализуя системно-деятельностный подход на уроках , я убедилась, что  исследования...

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её ко...