«Развитие речи младших школьников» (из опыта работы над сочинением).
методическая разработка (3 класс) на тему

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Заниматься этим следует на каждом уроке.

В моей практике работа над сочинениями слагается из нескольких этапов: подготовка к сочинению, его написание, анализ, переписывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи младших школьников» (из опыта работы над сочинением)

Учитель: Бородинова О.А.

г. о. Саранск, 2014 г.

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Заниматься этим следует на каждом уроке.

В моей практике работа над сочинениями слагается из нескольких этапов: подготовка к сочинению, его написание, анализ, переписывание.

Успех работы над сочинением зависит в конечном итоге не только от того, насколько прочно владеют учащиеся определенным запасом слов, от их умения раскрыть тему, но и от того, создан ли учителем эмоциональный настрой, появилось ли у детей желание писать на предложенную тему. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы темы для сочинений были разнообразными. Вот некоторые из них: «Осень пришла», «Осень», «Верные друзья» (сочинение по картине с элементами описания), «Воробьишко», «Как я хочу провести зимние каникулы?»,  «За что я люблю свою маму?», «Почему я дружу с …» и другие.

На три последние темы учащиеся особенно любят писать сочинения, так как их содержание основывается на жизненных впечатлениях детей. Подготовка к сочинению начинается еще задолго до того, как дети узнают его тему. В целях оказания помощи примерно за неделю до письма сочинения предлагаю учащимся памятки.

Первый вариант используется в работе с теми учащимися, которые быстро усваивают устную инструкцию учителя. Задания этого варианта необходимы лишь для напоминания в общем виде о последовательности действий. Вот как выглядит эта памятка:

1. Запишите тему сочинений в тетрадь.

2. Подумай над содержанием того, о чем напишешь, определи последовательность предложений.

3. Составь план и запиши его в тетрадь.

4. Подумай над содержанием каждой части, пиши сочинение.

Второй вариант применялся к тем ученикам, которые медленно усваивают последовательность действий и большую часть времени тратят непроизводительно (долго думают, что им делать, некоторые поминутно обращаются к учителю, другие пишут что придется). Вот эта памятка:

1. Запиши тему сочинения в тетрадь.

2. Подумай, о чем будешь писать сначала, вырази это предложением и запиши его на черновик.

3. Подумай, о чем нужно писать дальше, вырази это предложением и запиши его.

4. Помни: сколько будет частей в сочинении, столько получится и пунктов плана.

5. Спроси у учителя, как пишутся эти слова или обратись к словарю.

6. После этого, проговаривая про себя отдельно каждое предложение, пиши сочинение по плану в черновике.

7. Написал - отдохни минутку.

8. Прочитай написанное.

При подготовке к сочинению проводились:

- лексические упражнения по выбору синонимов и сравнений (при составлении предложений);

- упражнения, дающие представление о многозначности слова (золотые руки, золотая осень, золотые часы);

- изучались трудные слова, которые учащиеся могли употребить в сочинении.

Второй этап работы над сочинением очень ответственный - это процесс письма. Здесь надо не забывать о том, что второклассник в силу еще недостаточного знакомства с грамматикой, а порой и из-за сильного увлечения часто допускают больше ошибок, чем во всех работах другого вида. Поэтому очень важно вовремя предупредить свои ошибки.

Вот, например, сочинение на тему «За что я люблю свою маму»:

Моя мама молодая, красивая. Глаза у нее карие, а волосы черные. Мама врач. Она любит свою работу. Мама принимает людей больными, а выписывает детей здоровыми. Больные ее уважают. Работать маме трудно, но интересно. Когда я вырасту, я тоже буду врачом. Дома мама обо всем заботится. Она готовит обед, убирает квартиру. Мамочка очень устает. Я ей помогаю. Хожу в магазин, мою посуду. С мамой всегда весело. Я хочу во всем быть похожей на маму.

Сочинение проверяю к следующему дню, чтобы у детей не пропал интерес к своей работе. Каждую отметку стараюсь аргументировать.

Большое значение придаю анализу сочинений. Это третий этап работы. Ему посвящаю целый урок. Иногда провожу индивидуальные занятия с детьми, допустившими большое количество ошибок.  

В начале урока объявляю о результатах. Читаю несколько лучших сочинений. Отмечаю, почему эти сочинения удачные, подчеркиваю образность и яркость языка, его эмоциональность. Затем привлекаю самих детей анализировать сочинения. Ребята - строгие и беспристрастные критики. Они начинают требовательнее от носиться к слову, их интерес к языку растет. Предлагаю два сочинения. Дети отмечают, второе - скучное, все только перечислено, ничего не говорится о красоте. Дети дополняют описание. Потом читаю наиболее яркие выражения, взятыеиз сочинений.

При анализе сочинений провожу разные виды работ:

1. Упражнения на замену повторяющихся слов. Читаю детям короткий, интересный рассказ. Они отмечают, что в тексте часто повторяются одни и те же слова. Ребята знают, что повторений можно избежать. Например, рассказ «Еж»:

Вырыл еж на зиму нору под деревом. Хороша нора, только постельки нет. Побежал еж (зверек) за постелькой. Нашел еж (колючий) листья и давай кататься по земле. Листья пристали к иголкам ежа (пристали к его иголкам).

2. Упражнения в подборе синонимов к данным словам (мальчик смелый, отважный, храбрый).

3. Упражнения в подборе антонимов (игра «Наоборот»).

4. Упражнения в составлении предложений с указанными заранее словами и выражениями.

5. Коллективные сочинения, коллективные описания. Например, устно дети составляют небольшой рассказ о котенке после написания классного сочинения «Верные друзья» (в сочинении требовалось описать щенка).

Последний этап в работе над сочинением - его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Как учащиеся исправят их? Дети иногда пишут сочинения на уроке. Все сочинения проверяются, но оценки за работу не выставляются. Каждое сочинение рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недочеты, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки. Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недочеты в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же сочинение только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (подробного изложения события).

В начальной школе следует также приобщать учащихся к большому искусству - живописи, широко используя репродукции с картин известных художников. Все это способствует развитию речи младших школьников.

Сочинения по картине также должны занимать большое место в работе по развитию речи. Дети очень любят рассматривать картины. Известно замечательное высказывание К. Д. Ушинского о значении картины для развития речи учащихся: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринужденно».

Работу по картине начинаю с беседы. Она нужна для того, чтобы дети лучше восприняли картину. Затем начинаю рассматривать - это наиболее ответственная часть работы над картиной. Заканчивается рассматривание картины короткими замечаниями учащихся, дающими выход их первоначальным впечатлениям. Вслед за этим идет более углубленное рассматривание картины под руководством учителя. Надо, чтобы дети заметили все подробности, при помощи которых создается художественный образ. Только тогда происходит полное восприятие картины, и дети вполне осваивают ее содержание и идею.

При таком разборе картины достигается еще одна очень существенная цель: подготавливается словарь учащихся, без которого они не могут выразить мысли и чувства, вызванные картиной.

Чем лучше дети понимают содержание картины, больше проникаются ее образами, тем легче возникают у них нужные слова, ярче строится речь. Чтобы дети изложили содержание картины в должной последовательности, составляем план сочинения, который обычно составляется коллективно. Далее по плану дети участвуют в составлении устного рассказа.

На доске записываю слова трудные для написания. До начала письма сочинения - разбирается написание трудных слов. Далее ученики пишут сочинение и в процессе письма задают вопросы.

Вот так проводилась работа над написанием сочинения «Новогодняя елка».

В течение зимних каникул все дети побывали на елке. Новогодняя елка производит на детей очень сильное впечатление, и они долго вспоминают об этом ярком и веселом празднике.

Составление устного рассказа и письменного сочинения о новогодней елке. Упражнения в связной устной речи являются основой для развития письменной речи и должны предшествовать творческим работам учащихся.

Урок начинается с беседы. Предложила детям рассказать, как они провели время на елке. Чтобы помочь «оформить свой рассказ», задала вопросы:

- Где вы были на елке?

- Красива ли была елка?

- Что вы там делали?

- Что вам больше всего понравилось на елке?

Затем сообщила тему урока: Сегодня вы напишите сочинение о елке, на которой были. На доске тема: «Новогодняя елка». Далее идет словарная работа:

- Какими словами надо воспользоваться в сочинении, чтобы красивее описать елку, которую вы видели?

- Скажите, какая была елка? (стройная, зеленая, душистая)

- Перечислите, какие на ней были игрушки и украшения? (звезда, хлопушки, бусы, дождик)

- Какие лакомства висели на елке? (конфеты и пряники)

Некоторые трудные для написания слова, например, хлопушки, конфеты, Дед Мороз, записываю на доске. После этого открываю план, записанный на доске до урока:

1. Где ты был на елке?

2. Какая была елка?

3. Чем она была украшена?

4. Как вы веселились?

5. Что тебе больше всего понравилось?

Далее дети пишут сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением  I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.Речь человека является своеобразны...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьны...

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Проектная деятельность :роль проектных задач в развитии мышления младших школьников (из опыта работы воспитателя ГПД)

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...