Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.
статья

Евдокимова Ирина Сергеевна

Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образования: теория и практика" в соавторстве с учителем начальных классов Г. Н. Вороновой. Семинар проходил в городе Воронеже 24 октября 2008 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. Евдокимова

                                                                                                         Г.Н. Воронова

ВОИПКиПРО, Воронеж

Методические рекомендации по организации проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока

Урок – это зеркало общей и педагоги-

ческой культуры учителя, мерило

его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста и осмысленного усвоения знаний для формирования её нравственных основ.

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободном, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха:      - никто никого не пугает и никто никого не боится;

- работают все и работает каждый;

- интересно мнение каждого и радуют успехи каждого;

- все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям;

- доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение;

- все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Общение учителя и учащихся, детей друг с другом должно строится на позициях сотрудничества, доверительных отношений. На уроке должны быть созданы условия для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению.

Рекомендации для эффективного проведения направленной беседы с учащимися начальной школы

  1. Заранее подготовьте конкретные вопросы для обсуждения по теме.
  • По мере возможности не задавайте вопросы, на которые можно ответить «да», «нет».
  • Избегайте вопросов, ответ на которые требует продолжительного размышления. Это позволит обсудить более широкий круг идей с учащимися младших классов.
  • Избегайте вопросов, на которые, по мнению ученика, можно дать только один правильный ответ (например, вместо вопроса «Какая главная мысль этого отрывка?» лучше спросите: «Какие мысли вызвал у вас этот рассказ?»).
  1. При ведении направленной беседы:
  • пользуйтесь вопросами – эстафетными палочками, типа: «Это интересная мысль, Юля. Что думает об этом Валера?»;
  • применяйте открытые вопросы типа: «А кто думает иначе?» или «А что думают об этом другие?»;
  • задавайте проясняющие вопросы: «Я хочу убедиться, что правильно тебя поняла. Ты ведь сказал, что …Не так ли?»;
  • ставьте вопрос так: «Кто может ответить на этот вопрос?», а не так: «Кто-нибудь вообще может ответить на этот вопрос?»;
  • избегайте однозначных оценочных реакций на ответы учащихся, лучше просто поблагодарите ученика за его ответ;
  • задавайте вопросы лично отдельным учащимся, особенно тем из них, кто сам обычно не вызывается отвечать: «Катя, а что ты думаешь по этому поводу? Расскажи нам об этом.»;
  • в личной беседе хвалите учащихся, активно отвечающих на вопросы, попросите их помогать более тихим одноклассникам, стремитесь  к равновесию, участию всех учеников в беседе;
  • не бойтесь тишины, давайте учащимся время на размышление, терпеливо подождите, а затем задайте вопрос снова и дождитесь ответа на него;
  • избегайте соблазна читать лекции и самому давать ответ на свой вопрос, продолжайте задавать вопросы, чтобы поощрять обсуждение и помогать школьникам самим отыскивать ответы.

Рекомендации по организации дискуссии на уроке

Основные условия эффективного проведения дискуссии:

- установление доверительных взаимоотношений с учащимися;

- четкое определение темы и объема обсуждаемого материала;

- умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию.

Следует помнить, что в ходе дискуссии школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестом и позе тела. Очень важным является выбранная вами интонация и тон голоса.

Плюсы дискуссии:

- учащийся вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысль, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;

- в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;

- учащиеся учатся разделять с учителем лидерство  в группе и принимать на себя ответственность;

- думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.

Минусы дискуссии:

- ход дискуссии трудно прогнозировать, необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога;

- некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны;

- несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Как руководить дискуссией в классе?

  1. Приглашайте к участию стеснительных детей.

Например:

- Как ты думаешь, Маша?

- Нам нужно послушать других ребят. Что ты думаешь по этому поводу, Света?

Не спрашивайте стеснительных в мертвой тишине, даже самоуверенные дети теряются в такой ситуации. Будьте внутренне уверенны, что любой, даже самый стеснительный ребенок, легко ответит на вопрос.

  1. Направляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому.

Например:

- Это интересная мысль, Женя. Света, что по этому поводу думаешь ты?

- Это важный вопрос, Коля. Таня, как бы ты на него ответила?

Подбодрите учеников, ориентиру        йте на общение друг с другом, а не на ожидание вашего мнения.

  1. Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит, и другие ученики тоже не смогли этого понять.

Попросите другого ученика прокомментировать ответ первого, а потом первый пояснит, если его высказывание прокомментировано неверно.

Перескажите сами высказывание ученика и спросите: «Я правильно тебя поняла или ошибаюсь?»

  1. Вытягивайте больше информации.

Например:

- Это сильный аргумент, как бы ты смог обосновать его?

- Расскажи нам, как ты пришел к такому выводу.

5. Не отвлекайтесь от предмета дискуссии.

Например:

- Сегодня мы обсуждаем…(называет предмет дискуссии), и Саша сделал предложение…(называет гипотезу).

- Прежде чем продолжить, подведем некоторые уроки…

6. Дайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.

7. Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей.

Например, если дети выглядят озадаченными, спросите их почему; если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.

Проводя беседы или дискуссии с учащимися приучите их соблюдать следующие правила общения на уроке:

  1. НЕ произносить резких категоричных суждений.
  2. НЕ подчеркивать своё интеллектуальное превосходство.
  3. НЕ пренебрегать мнением других.
  4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
  5. Выражать благодарность в адрес присутствующих.
  6. Вести диалог в уважительной форме.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Давыденко, Т.М. Проектирование учебного занятия/ Т.М. Давыденко, Е.А. Тонков. – Белгород: Изд-во Белгор. Гос. ун-та, 2002.
  3. Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе. – М., 1980.
  4. Кобзарева, Т.А. Образовательный процесс в начальной школе/ Т.А. Кобзарева, С.Б. Шатохина, И.Г. Судак. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. По  материалам статьи (Полякова А.В. Урок в системе Л.В. Занкова// Начальная школа. – 2005. - №6) и сборника программ для четырехлетней начальной школы (система Л.В. Занкова, 2005 г.)
  6. Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ Ю.А. Конаржевский. – М., 2003.
  7. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока/ Н.Е. Щуркова. – М., 1999.