Удовлетворенность профессией как фактор психического здоровья педагогов в условиях современной школы.
материал на тему

Коптева Ольга Ефимовна

В последнее время в России наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и отдельных групп населения.  Проблемы психического здоровья могут возникать из – за необходимости заниматься не приносящим удовлетворения делом.

Особую тревогу вызывает профессиональное состояние здоровья педагогов. Эту проблему рассматривают в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

О.Е. Коптева

МАОУ НОШ №53 г. Калининграда

Удовлетворенность профессией как фактор психического здоровья педагогов в условиях современной школы.

В последнее время в России наблюдается снижение качества физического, психического и социального здоровья как нации в целом, так и отдельных групп населения.  Проблемы психического здоровья могут возникать из – за необходимости заниматься не приносящим удовлетворения делом.

Особую тревогу вызывает профессиональное состояние здоровья педагогов. Эту проблему рассматривают в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны.

Психическое здоровье педагогов определяется:

  •  стабильностью результатов его деятельности;
  •  уровнем профессионализма.

Профессиональная деятельность воздействует на здоровье учителя. Как отмечается, по частоте возникновения невротических и психологических расстройств, профессию педагога относят к профессии повышенного риска.

Каковы же основные причины такой оценки?

  •  высокое нервно – психическое напряжение;
  •  социальная ответственность;
  •  высокие интеллектуальные, эмоциональные, волевые затраты;
  • отсутствие правильного режима дня и достаточной физической активности.

Проанализировав работы психологов Г.С. Никифорова, О.В.Хухолева, Л.М. Митиной, нами были выделены уровни психологического здоровья учителя:

  • высший – наличие устойчивой адаптации и активное творческое отношение к действительности;
  • средний – учитель в целом адаптирован к социуму, но может проявлять повышенную тревожность.

Тревожность может проявляться в различных беспокойствах и тревогах, в проявлении раздражительности и гнева, в потере смысла действий, в ощущении беспомощности.

  • низкий – депрессия, подавленное состояние, эмоциональные срывы, подавленность, нежелание работать и т.д.

По мнению ученых А.А, Баранова, Ф.П. Березина, А.Р. Кудашева, А.А.Реан. успехи в профессиональной деятельности определяются степенью удовлетворенности своей профессии. Удовлетворенность профессией это источник дальнейшей профессиональной активности, личностный результат усилий профессионального совершенствования.

Перед нами встал вопрос: можно ли повлиять на удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов и их психическое здоровье? Несомненно, можно. Для этого необходимо создавать центры психологического консультирования, службы психологической помощи, а педагогам не бояться обращаться за помощью. Основными задачами работы таких центров являются:

  • формирование представлений о возможностях и способах сохранения психологического здоровья;
  • развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятных психических состояний;
  • содействие созданию условий для формирования профессионально значимых качеств педагога: коммуникативность, конфликтоустойчивость, эмоциональная и поведенческая гибкость.

Наиболее часто используются следующие основные формы психологической помощи:

  • разработка индивидуальных программ профессионального и личностного роста педагогов;
  • профессиональные тренинги;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая поддержка.

Каковы же принципы психологической помощи учителю?

  • многофункциональность;
  • систематичность;
  • диффиренцированность;
  • умение смотреть на проблему с позиции педагога.

Психологическое консультирование предполагает:

  • оперативную помощь педагогам в решении возникающих проблем, требующих срочного вмешательства, неотложного решения;
  • временная помощь педагогу, который нуждается в длительном психотерапевтическом воздействии;
  • профессиональная и моральная поддержка психолога;
  • оказание хотя бы какой – то , даже самой минимальной  помощи, когда решения проблемы нет и у психолога.

По мнению ученых, наиболее конструктивным фактором, способствующим преодолению стрессовых ситуаций с наименьшими потерями и мобилизующими педагога в критические периоды жизни, благотворно влияющего на физическое и психическое здоровье, семейную жизнь и результаты деятельности, можно рассматривать психологическую поддержку. Поддержать можно косвенно, даже не  находясь рядом, так как психологическая поддержка – это процесс, направленный на помощь в становлении и развитии личности.

 Оказание психологической помощи возможно в форме:

  • тренингов;
  • ролевых игр;
  • процедур;
  • аутогенной тренировки;
  • мысленной репетиции.

Для снятия эмоционального напряжения  педагогам необходимо формировать умение противостоять стрессам и психологическим перегрузкам, используя психогимнастику, технику релаксации и медитации. Кроме этого, каждый учитель должен уметь оказывать самопомощь, т.е. развивать свое самосознание, навыки оказания помощи самому себе, развивать  умения саморегуляции, чтобы быть эффективным в профессиональной деятельности.                      Таким образом, удовлетворенность профессией может быть развита усилиями каждого учителя с помощью служб психологической поддержки. Удовлетворенность профессией является фактором психического здоровья педагогов, поскольку создает настроение стабильности, увеличивает уравновешенность, влияет на настроение, увеличивает адаптационные возможности организма.