Конспект урока во 2 классе на тему "Звонкие и глухие согласные на конце слова".
план-конспект урока (2 класс) на тему

На уроке учащиеся проводят исследовательскую работу по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". Урок проходит в форме групповой и парной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlenie_konspekta.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        План-конспект урока

                           Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1.  ФИО учителя: Подорова Лариса Ивановна

2. Место работы: МОУ СОШ №9 г. Сыктывкар ул. Белинского, 15

3. Должность: учитель начальных классов

4. Учебный предмет: русский язык

5. Класс: 2

6. УМК: Образовательная система «Школа 2100» Учебник  Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Русский язык»

7. Межпредметные связи: окружающий мир, музыка

8. Основные понятия: орфограмма, звонкие и глухие согласные

9.Цель  урока:  в результате изучения темы обучающиеся должны                       

 знать:

- правило написания проверяемой согласной на конце слова;

- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;

уметь: 

- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

- определять опасное место в слове;

- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;

- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.

10. Задачи:

1) актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;

2) формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;

3) формирование умения применять полученные знания на практике;

4)  совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;

5)  развитие слуховой и оперативной памяти;

6) развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

7) развитие устной и письменной речи учащихся;

 8)  развитие орфографической зоркости учащихся;

 9) формирование познавательной мотивации;

10)  воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;

11)  воспитание аккуратности при работе;

12) знакомство с животным миром заповедников республики;

11. Тип урока: урок- исследование

12. Формы работы учащихся: групповая работа

  1. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, доска.
  2. Ресурсы:

1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.

2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

3.  Карточки для групповой работы.

4.  Карточки для индивидуальной работы. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова. 

  1. Структура и ход урока:

Этапы урока

Формируемые

УУД 

Деятельность учителя 

Деятельность учащегося

Орг. момент 

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Вот опять звенит звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!

На классном часе мы с вами познакомились с заповедниками республики Коми и домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о достопримечательностях заповедников.

Настраивается на активную работу на уроке.

Рассказывают подготовленные сообщения.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

- Ребята, На территории республики 2 заповедника: национальный парк Югыдва и Печоро-Илычский заповедник. По богатству и разнообразию животного мира парки стоят на первом месте среди всех районов Республики Коми. В них зарегистрировано более 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц, около 20 видов рыб. Вот одни из представителей:

1 столбик слов: бурунду(к) и си[г], рябчи[к`] и барсу[к], медве(т) и тетере(ф)

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

- Какие звуки слышатся в конце этих слов? ( звуки [к], (ть), (ф) ).

- А какие буквы напишем на конце слов? Как их можно проверить?

- Ваши мнения разделились?

- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

- А что такое орфограмма?

- Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.

- Ребята, вспомним правила работы в группе.

-Прочитайте слова  во 2 столбике: бурундуки, сиги, рябчики, барсуки, медведи, тетерева.

- Как они называются по отношению к словам 1 столбика? (проверочные)

-Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный)

- Какие буквы помогли проверить? ( и, а) Благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании.

-Какая орфограмма есть в словах 1- го столбика? (буква согласного в конце слова)

- Ребята, название каких перечисленных представителей животного мира вам не знакомы? (сиг)

- Воспользуемся словарём. Сиг – промысловая рыба, относящаяся к семейству лососевых. Живут сиги в северном полушарии, в странах с холодным и умеренным климатом.

-  Мы продолжаем знакомиться  с обитателями заповедников. А представитель следующего животного мира ждёт нас в учебнике. Выполним упражнение 247 на стр.157.

Что нам необходимо сделать? (подобрать и записать в скобках проверочные слова, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму.)

- А что поможет нам правильно определить пропущенную букву? (правило с. 152 , читают)

- Запишите число классная работа.

- Прочитайте стихотворения. В. Хмельницкого «Бобёр»…

- Что вы заметили в словах ЗУБ, ДУБ,РАЗ, ДИКОБРАЗ, РАД?

- Почему?

- Какой вывод сделаем?

- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. Проверочные слова запишем на первом месте.

- Что мы делаем с орфограммой?

- А ещё что подчеркнём?

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Орфограмма – это написание слова по правилу.

Правила работы в группе.

• Работай дружно, по плану.

• Умей выслушать другого.

• Уважай мнение других.

• Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

Ученик читает понятие из учебника.

- В конце слова произносим звук

[п], а пишется буква б.

- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

- Да. Мы знаем правило…

- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.

IV. Физкультминутка.

(подвижная)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

V. Первичное применение знаний. Работа в парах.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

- Ребята, мы здорово отдохнули с жителями заповедника.

- Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.

- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.

муравьеды        жира_

дикобразы       муравье_

жирафы            у_

львёнок            ле_

котёнок             ё_

ежик                 ено_

нет енота         дикобра_

нет ужа            носоро_

нет носорога   ко_

- Ребята, а эти животные могут обитать в наших заповедных местах Республики? Почему?

- Что вы можете сказать про проверочные слова?

- Какой вывод можем сделать?

Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.

2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.

3) Можно подставить слово НЕТ.

Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.

- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.

VI. Физкультминутка. (для глаз) 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

- Какая птица появилось на слайде? (тетерев)

- Что вы знаете о ней?

Работа с текстом.

Тетереф– осторожная и  подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает.

У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюф.

Зимой в морос тетереф  падает с деревьеф прямо в рыхлый снек и ночует под снегом, в лунках.

Рацион питания птицы состоит из растительных кормоф.

Тетерев – осторожная и  подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает.

У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюв.

Зимой в мороз тетерев  падает с деревьев прямо в рыхлый снег и ночует под снегом, в лунках.

Рацион питания птицы состоит из растительных кормов.

Разделить класс на 3  группы.

Задания:

1 группа – исправить ошибки в предложениях.

2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст.

3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст.

Давайте проверим, что у нас получилось. Спишите текст  безошибочно.

Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.

VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

-Подведём итог нашего урока.

_ Что мы сегодня исследовали на уроке?

- Как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

-Что больше всего запомнилось на уроке?

Высказывания обучающихся.

Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.

IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

- Ребята, перед вами две корзинки, только пока в них ничего нет.

- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то положите в одну корзинку ягоду.

- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то в другую  корзинку положите грибок.

По окончании урока дети собирают в корзинки ягоды и грибы.

- Я вижу, что в нашей корзинке много спелых и вкусных ягод, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

X. Информация о домашнем задании.

Творческая работа. 

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

- Подберите 3 названия зверей и 3 названия птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных нашего края  подготовьте доклад.

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки русского языка в 1 классе «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с  данной орфограммой.  Дети учатся умению договаривать...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...

Урок по русскому языку во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов"

Урок по русскому языку во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов"...

Конспект урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Цель урока: знакомство с особенностями написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.Задачи:Образовательные: - дифференцировать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов...

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов»

Разработка урока русского языка «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов»  в технологии смешанного обучения «Перевёрнутый класс»Тема: Способы проверки з...